Басни

Наряду с мифом басня — один из древнейших жанров словесного искусства. Тексты басен мы находим на шумерийских и вавилонских клинописных табличках, находим в Библии. Но выделение басни в самостоятельный жанр, не зависимый от контекста, как в Библии, и не смешиваемый с пословицами и поучениями, как в Шумере и Вавилоне, произошло лишь в Греции.

Сложившаяся форма басни с устойчивым кругом мотивов, персонажей и моральных толкований появляется в греческой литературе в VIII—VI вв. до н. э. Именно к этому времени относит предание жизнь легендарного родоначальника басни — Эзопа. Басня этого времени остается еще всецело устным жанром: твердой формы басни не имели, каждый рассказывал их по-своему и по какому-либо конкретному поводу. В таком виде басня переходит из устной речи и в первые произведения письменной литературы.

Первую бесспорную басню в греческой литературе мы находим в VIII в. до н.э. у Гесиода («Труды и дни», строки 202—212): это — знаменитая притча (ainos) о соловье и ястребе (№4), обращенная к жестоким и несправедливым властителям. Здесь мы уже видим и животных-персонажей, и действие вне времени и пространства, и сентенциозную мораль в устах ястреба. В следующем столетии баснями пользуются ямбические и лирические поэты: Архилох, издеваясь над человеком, который обманул его и поплатился за это, напоминает ему притчу о лисе, которую обидел орел и был за это наказан богами (№ 1), а другому своему недругу он рассказывает притчу о лисе и обезьяне (№ 81). Поэту Стесихору Аристотель приписывает выступление перед гражданами города Гимеры с басней о коне и олене (№ 255) применительно к угрозе тирании Фаларида. «Карийскую притчу» о рыбаке и осьминоге (№ 361), по позднейшему свидетельству, использовали Симонид Кеосский и Тимокреонт. Встречаются в скудных отрывках, сохранившихся от поэтов этого времени, и другие басенные темы (№ 17, 142, 196, 215, 358, 360).

Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.) уже опирается на вполне сложившуюся традицию устной басни. Эсхил использует басню в трагедии: сохранился отрывок, излагающий «славную ливийскую басню» (logos) об орле, пораженном стрелою с орлиными перьями (№ 341). В комедии же басня оказалась еще более кстати: у Аристофана в «Птицах» Писфетер в разговоре с птицами блистательно аргументирует баснями Эзопа о жаворонке, похоронившем отца в собственной голове (№ 362), и о лисице, обиженной орлом (№ 1), а Тригей в «Мире» ссылается на басню в объяснение своего полета на навозном жуке (№ 3); а вся заключительная часть комедии «Осы» построена на обыгрывании некстати применяемых героем басен и тому подобных цветков светского остроумия («эзоповские» и «сибаритские шутки», № 363—365). О том, как популярна была басня в ораторских речах в пору расцвета демократии, не приходится и говорить: тот же Аристофан в тех же «Осах» заставляет героя рассуждать, как приятно быть судьею и слушать, как тебя улещают наперебой судебные ораторы:

А иные и басню расскажут нам, а иные эзопову шутку...

Геродот пользуется басней в историографии: у него Кир поучает слишком поздно подчинившихся ионян басней о рыбаке-флейтисте (№ 11). Не чуждаются басен и философы: Демокрит поминает «эзоповскую собаку», которую погубила жадность (№ 133); охотно использует басни в своих беседах Сократ: у Ксенофонта он рассказывает басню о собаке и овцах («Воспоминания», II, 7, 13—14), у Платона он вспоминает, что говорила в эзоповой басне лисица больному льву о следах, ведущих в его пещеру («Алкивиад I», 123а), и даже сам сочиняет в подражание Эзопу басню о том, как природа связала страдание с наслаждением (№ 367). Платон же утверждает, что Сократ, никогда ничего не сочинявший, незадолго до смерти переложил в стихи эзоповы басни («Федон»), — рассказ, явно вымышленный, но охотно принятый на веру потомками.

Таким образом, в сознании греков классической эпохи басня уже отчетливо выделяется в самостоятельный жанр устной словесности: основной круг басенных сюжетов уже определен, эти сюжеты знакомы каждому и служат общим арсеналом средств аргументации. Меняется и терминология: если ранее употреблявшийся термин ainos подчеркивал в басне элемент поучительности, связанный с единичным контекстом, то вытесняющие его термины mythos и logos подчеркивают в басне элемент вымысла (mythos) или прозаического изложения (logos), не зависящие от её конкретного применения. Басенные сюжеты начинают служить предметом пародии (у Аристофана), т.е. они уже настолько привычны публике, что их условность может восприниматься даже иронически. Внутри жанра басни начинают различаться различные виды и подвиды: ливийская басня, сибаритская басня и т. д. Наконец, с понятием басни теперь связывается представление об основоположнике этого жанра — как с жанром эпоса связывалось имя Гомера, с жанром ямба — имя Архилоха и т. д. Таким основоположником в представлении греков стал Эзоп, имя которого с этих пор навсегда закрепилось за басенным жанром; где мы говорим: «басня», грек говорил: «Эзопова басня».1

 

***

 

Расцвет русского басенного искусства приходится на эпоху русского Просвещения, и представлен именами В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, И. И. Дмитриева, И. А. Крылова.2

  • 1. По материалам: М. Л. Гаспаров. Басни Эзопа // Басни Эзопа — М.: «Наука», 1968
  • 2. Притчи Эзопа // Травников С. Н. История древнерусской литературы.

Пьер Лашамбоди. Молот. Пьяница и прохожий. Судак

Переводы Вал. Дмитриева, 1951

 

Молот

Кусок железа был от бруса отсечен 
И в горне докрасна сначала раскален,
Затем на наковальне очутился:
Все бьют его и бьют... 
Несчастный тут взмолился:
- Когда же буду я освобожден?
Вот прекратил кузнец его мученья 
И молот из него сковал.
Недавний раб тираном стал,
Сам начал бить с ожесточеньем...

Пьер Лашамбоди. Молот. Капля

 

МОЛОТ

Перевод В. Дмитриева

Кусок железа был от бруса отсечен
И докрасна был в горне раскален,
Затем на наковальне очутился…
Все бьют его и бьют…
Он, наконец, взмолился:
— Когда же буду я освобожден? —
Вот положил кузнец предел его мученьям
И молот из него сковал.
Недавний раб тираном стал:
Сам начал бить с ожесточеньем…

Жан-Батист Руссо. Соловей и жаба

По изд.: журнал «Звезда», номер 12, 2008 (Из французских баснописцев)
Перевод с французского Владимира Васильева

 

Однажды о любовной муке
В ветвях ольхи пел Соловей.
А Жаба, мучаясь от скуки
Иль нет, от зависти скорей:
“Сестрицы! — громко прокричала, —
Мой голос тоже полон чар,
И разбираюсь я немало,
Что есть бемоль, а что бекар”.

Как было жабам не дивиться,
Такие услыхав слова?
И вот дает концерт певица:
“Ква-ква, бре-ке-ке-ке, ква-ква!”

Мадам Жоливо. Орел и червь

Мадам Жоливо (1756—1830)

По изд.: журнал «Звезда», номер 12, 2008 (Из французских баснописцев)
Перевод с французского Владимира Васильева

 

Орел сказал: “Понять нельзя,
Как, червь, ты оказался на вершине
Горы, где только я царил доныне”.
        Червь отвечал: “Ползя…”

Жан Ануй. Три льва

Жан Ануй (1910—1987)

По изд.: журнал «Звезда», номер 12, 2008 (Из французских баснописцев)
Перевод с французского Владимира Васильева

 

И. Ф. Богданович. Басни

По изд.: И. Ф. Богданович. Стихотворения и поэмы – Л.: Советский писатель, 1957

  • Скупой
  • Тщеславие
  • Сказка
  • Басня. «Казалось глупому ослу там не довольно...»
  • Неумеренность
  • Слух и видение
  • Журавли и Комар
  • Пчёлы и Шмель
  • Басня на пословицу: Воля со мною твоя, а по правде усадьба моя
  • Лев и Ребята

 

Роман Брандт. Басни

Брандт Роман Фёдорович (1853 – 1920; литературный псевдоним – Орест Головнин) – сын основателя Зоологического музея академика Ф.Ф.Брандта. Окончил 4-ю петербургскую гимназию (1870) и историко-филологический факультет Петербургского университета (1875). В 1877–1886 был преподавателем русской словесности Нежинского историко-филологического института, в 1886–1920 – профессором кафедры славянской филологии Московского университета.

К.  М.  Антипов. Депутат и мирная идиллия

Константин  Михайлович  Антипов  (1883-1919) выступал в печати под псевдонимами Красный, Зарницын, Краб, Фетин. Родился в Петербурге. Литературный путь  начал в сатирических журналах 1905-1906 гг. Был постоянным сотрудником "Сатирикона"  и  "Нового  сатирикона",  печатался  одновременно  и  в других изданиях.  После  Октябрьской революции заведовал литературным отделом газет "Беднота"  и  "Коммунар",  потом  работал  в  РОСТА. Красному (А.

Николай Фалеев. Басни

Николай   Иванович   Фалеев  -  поэт,  драматург,  журналист, печатался под псевдонимами: Ле-в, Мстислав, Н. Ф., Нео-Овидий, Ринальдо-Ринальдини, Сила Дворянинович, Фарлаф, Чуж-Чуженин и др.  Первая публикация появилась в журнале "Зритель" в 1901 г.  Во время  революции 1905-1907 гг. был членом редколлегии этого журнала.

Александр Агафи. Басни

Александр Дмитриевич Агафи (ок. 1792 — 1816) родился в Астрахани около 1792 года в семье директора училищ Кавказской губернии Дмитрия Александровича Агафи. В 1812 году окончил Казанский университет. Был членом Казанского общества любителей отечественной словесности, писал басни и публиковал их в «Восточных известиях». После окончания университета служил в Астрахани в канцелярии губернатора. В 1814 году выпустил в Астрахани сборник «Басни», в который вошли 12 басен, посвятив книгу астраханскому губернатору С. С. Андреевскому.

Владимир Масс и Николай Эрдман. Басни

В начале 1930-х Николай Эрдман в соавторстве с поэтом и драматургом Владимиром Массом пишет опереточные либретто, эстрадные обозрения, стихотворные фельетоны, киносценарии (в т.ч. «Веселые ребята»). Тогда же ими (вопрос об авторстве остается дискуссионным) был написан цикл басен. После того, как В. И.

И. И. Хемницер. Басни и сказки

Среди русских баснописцев Ивану Ивановичу Хемницеру (1745-1784) принадлежит почетное и видное место. Он является непосредственным предшественником Крылова, и его басни пользовались широкой популярностью начиная с конца XVIII века по середину XIX века. Они были изданы анонимно в 1779 году в виде небольшого сборника под заглавием «Басни и сказки NN», доставившего ему литературную известность. Большинство басен Хемницера оригинальны по своим сюжетам и тесно связаны с русской действительностью.

И. А. Крылов. Басни

По изд.: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1945—1946. Т. 3
Подготовка текста и примечания Н. Л. Степанова

БАСНИ

Михаил Чулков. Басни

Михаилу Дмитриевичу Чулкову (ок. 1743-1792) в своей жизни пришлось быть актером, придворным лакеем, чиновником, к концу жизни он выслужил право на дворянство и стал помещиком. Таким же пестрым, как биография, было и его творчество. Чулков писал романы (в том числе плутовской роман "Пригожая повариха"), комические поэмы, составлял словари по русской мифологии, он издавал также два сатирических журнала. В первом из них, "И то и сио" (1769), он и напечатал свои басни-анекдоты в стихах. Печатаются по этому изданию. Часть сюжетов Чулкова встречается в "Письмовнике" Н. Г. Курганова.

Русские басни конца XIX - начала XX века

По изд.: Чтец-декламатор. Т.1. 1913 (по умолчанию); Живая струна: Сборник стихотворений и куплетов. Изд. 8, вновь испр. и доп. СПб., 1900.

 

СИМВОЛИСТ. ЛЕСНОЙ КАБАН И СВИНЬЯ (БАСНЯ)

«Символист» - псевдоним П. Е. Кошлакова, выпустившего в 1903 г. в Житомире сборник «Басни». Он также упоминается у Венгерова как один из составителей «Книги для чтения в народных училищах» (1900).

Ю. А. Нелединский-Мелецкий. Басни

Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий (1752—1828) принадлежал к старинному дворянскому роду, представители которого получили в 1699 году право именоваться Нелединскими-Мелецкими, как потомки Станислава Мелецкого, в 1425 году переехавшего из Польши в Россию. Мать поэта, Татьяна Александровна Куракина, племянница Никиты и Петра Паниных, скончалась совсем молодой, оставив сына еще не достигшим трехлетнего возраста. Отец совершенно не занимался воспитанием сына.

Н. П. Николев. Басни

Николай Петрович Николев (1758—1815) с шести лет воспитывался в доме своей родственницы, Екатерины Романовны Дашковой, где получил хорошее образование, мог свободно писать по-французски и по-итальянски. Николев вращался в кругу знакомых Дашковой, в частности он был хорошо знаком с Н. И. Паниным, которому позднее посвятил несколько посланий. Еще в детстве Николев был записан в гвардию; он дослужился до чина майора, но вынужден был выйти в отставку из-за прогрессирующей слепоты. В 1784 году Николев женился на княжне Е. А. Долгорукой.

Ф. П. Ключарев. Басни

Федор Петрович Ключарев (1751—1822) происходил из «обер-офицерских детей», то есть был сыном дворянина по выслуге. Начал он свою службу в 1766 году с низших должностей, копиистом в конторе Берг-коллегии (Управление горных заводов) в Москве, в 1767 году произведен в подканцеляристы, в 1776 году — в канцеляристы с переводом в канцелярию белорусского губернатора.

Анонимные русские литературные басни XVIII века

По изд.: Поэты ХVIII века - Л.: Советский писатель, 1972

 

СТИХИ

Боярин некакой в довольстве обитал:
Боярин ел, Боярин спал,
И ни о чем другом он ввек не помышлял,
Как только чтоб пожить
Как можно повольнее,
Как можно пошальнее
И больше б наблажить.

Н. А. Львов. Басни

Николай Александрович Львов (1751—1803) родился в наследственном имении Черепицы в шестнадцати верстах от Торжка, в Новоторжковском уезде Тверской губернии. Дома он получил скудное образование, выучился «лепетать» по-французски, плохо писал по-русски. Шестнадцати лет, после смерти отца, отправился в Петербург на военную службу в бомбардирскую роту Измайловского полка. Здесь он поступил в полковую школу, в которой получил наконец систематическое образование.

А. А. Аблесимов. Басни

Александр Онисимович Аблесимов родился в 1742 году в Галичском уезде Костромской губернии. Отец его, небогатый провинциальный помещик, не мог дать сыну сколько-нибудь солидного образования, и будущий писатель поступил на службу в лейб-кампанскую канцелярию. Молодой канцелярист переписывал А. П. Сумарокову набело его стихи и пристрастился к литературе. Впоследствии Аблесимов перевелся в Комиссию сочинения Нового Уложения, затем перешел на военную службу; дослужившись до капитанского чина, он вышел в отставку и поступил экзекутором в Московскую управу благочиния.

М. И. Попов. Басни

Михаил Иванович Попов (1742—1790) происходил из купцов. В 1757 году он определился актером в Придворный театр в Петербурге, где исполнял преимущественно роли комических персонажей — слуг. В 1765 году Попов поступил в Московский университет. Первые его литературные опыты связаны с театром. В 1765 году он напечатал переводы двух комедий — «Недоверчивый» Кронека (с немецкого) и «Девкалион и Пирра» Сен-Фуа (с французского).

Ф. Я. Козельский. Паук

Федор Яковлевич Козельский (1734—?), сын полтавского полкового есаула, на военной службе получил чин капитана, а затем, переехав в Петербург, стал протоколистом в Сенате. Дальнейшие обстоятельства его жизни неизвестны

Литературную деятельность Козельский начал «Одой Екатерине на Новый 1764 год». Время самого интенсивного творчества Козельского — конец 1769 — начало 1770-х годов. Он пишет элегии, оды, послания, поэмы. В 1769 году появляется его первая трагедия «Пантея», позднее была напечатана другая трагедия Козельского — «Велесана» (1778).

П. И. Фонвизин. Басни

Павел Иванович Фонвизин (1744—1803) — младший брат Дениса Ивановича Фонвизина — еще ребенком, в 1754 году, живя в родительском доме, был записан солдатом в гвардейский Семеновский полк. В 1755 году, когда в Москве был открыт университет, братья Фонвизины поступили в созданную при университете гимназию. Павел Фонвизин в числе ее лучших учеников был представлен директором университета Н. И. Мелиссино его куратору, фавориту Елизаветы Петровны, И. И. Шувалову. По ходатайству последнего П. И.

А. И. Дубровский. Басни

Адриан Илларионович Дубровский (1733—178?), сын московского священника, обучался в Славяно-греко-латинской академии и в 1748 году в числе других студентов был отобран В. К. Тредиаковским для продолжения образования в Академическом университете в Петербурге.

А. П. Сумароков. Притчи

«Притчи» А. П. Сумарокова стали появляться в журналах начиная с 1755 года. Они печатались в «Ежемесячных Сочинениях», «Трудолюбивой Пчеле», «Полезном Увеселении» и др. В 1762 году басни Сумарокова вышли отдельным изданием в двух книгах под названием «Притчи Александра Сумарокова», а в 1769 году вышла и третья книга «Притчей». Однако с выходом этих книг работа Сумарокова в басенном жанре не прекращается, и в посмертном издании «Полного собрания всех сочинений в стихах и прозе», осуществленном в 1781 году Н.

А. Пушкин. Сапожник

Единственной данью Пушкина басенному жанру явилась написанная им в 1829 году «притча» «Сапожник», содержавшая полемический ответ Н. И. Надеждину. Надеждин выступил в 1829 году в «Вестнике Европы» с резкими и несправедливыми нападками на «Полтаву» и «Графа Нулина», упрекая Пушкина как в излишнем якобы реализме бытовых красок, так и вообще в несоблюдении эстетических «правил» и норм. Отвечая на критику Надеждина, Пушкин воспользовался известным анекдотом, приведенным в «Естественной истории» Плиния, придав ему басенную аллегоричность.

С. Тучков. Зеркало и Обезьяна

С. А. Тучков — довольно плодовитый писатель 90-х годов XVIII века, масон и участник кружка, близкого к Радищеву. В 1789 году являлся одним из активнейших сотрудников журнала «Беседующий Гражданин», в котором напечатал ряд произведений в стихах и прозе.

Зеркало и Обезьяна. «Беседующий Гражданин», 1789, ч. II.

 

Страницы