Русская басня XVIII—XIX века — Л.: Советский писатель, 1949
Вступительная статья, подготовка текста и примечания Н. Л. Степанова
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора
Русская басня. Вступительная статья Н. Л. Степанова
А. КАНТЕМИР
- Огонь и восковой болван
- Пчельная матка и змея
- Верблюд и лисица
- Ястреб, павлин и сова
- Городская и полевая мышь
- Чиж и снигирь
М. ЛОМОНОСОВ
- „Лишь только дневной шум замолк..."
- „Жениться хорошо, да много и досады..."
- „Послушайте, прошу, что старому случилось..."
В. ТРЕДИАКОВСКИЙ
- Петух и жемчужина
- Пес чван
- Ворон и лисица
- Гора, мучающаяся родами
- Песі и повар
- Старуха, болящая глазами
- Лев жених
- Леший и мужик
И. БАРКОВ
- Волк и ягненок
- Спесивая галка и павлин
- Врач из сапожника
- Влюбившаяся старуха и девица
- Муравей и Муха
А. СУМАРОКОВ
- Волк и ягненок
- Осел и хозяин
- Скупой
- Кошка
- Яйцо
- Мыший суд
- Блоха
- Спорщица
- Пир у Льча
- Мышь и кошка. Боярин и бэярыня
- Мышь и слон
- Овца
- Жуки и пчелы
- Коловратность
- Безногий солдат
- Подьяческая дочь
- Болван
- Кобель и сука
- Волки и овцы
- Заяц
- Протокол
- Суд
- Кисельник
- Девка
- Черепаха
- Порча языка
- Лев и Клоп
- Стрекоза
- Сатир и гнусные люди
- Кот и мыши
- Новый календарь
- Надутый гордостью Осел
- Две крысы
- Высокомерная муха
- Соловей и кукушка
- Чинолюбивая свинья
- Калигулина лошадь
- Стряпчий
- Ось и бык
- Хвастун
- Сова и зеркало
- Ворона и Лиса
- Мышь медведем
- Мужик с котомкой
- Пахарь и обезьяна
- Два рака
- Тяжелый комар
- Свинья и конь
- Просьба мухи
- Коршун в павлиньих перьях
- Лисица и виноград
- Парисов суд
В. МАЙКОВ
- Козел и жемчужная раковина
- Лягушки, просящие о царе
- Наказание ворожее
- Повар и портной
- Конь знатной породы
- Вор и подьячий
- Скупой
- Детина и конь
- Сорока, галка и соя
- Корабль и лодка
- Суеверие
- Суд картине
- Собака на сене
- Лисица и бобр
- Общество
- Господин с слугами в опасности жизни
- Случай
- Отец и дети
- Крестьянин, медведь, сорока и слепень
А. РЖЕВСКИЙ
- Муж и жена
- Смиренная вдова
- Медведи и пчельник
- Хозяин и батрак
- Клоп
- Конь и мужик
- Козел и лисица
- Сверчки и клеветники
- Волк откупщик
- Коза и львица
- Волк певец
- Осел и богатое седло
- Лисица и заяц
- Хвастливый грач
М. ХЕРАСКОВ
- Сорока в чужих перьях
- Ворона и лисица
- Вдова в суде
- Бабочка и пчела
- Источник и ручей
- Две собаки
- Зеркало и обезьяна
- Фонтанна и речка
- Девица и роза
- Магнит и железо
- Перо, кисть и скрипка
- Рыбы
- Картина и рамы
- Мартышка во дворянах
- Дровосек
Д. ФОНВИЗИН
- Лисица-Кознодей
Н. ЛЕОНТЬЕВ
- Пчелы
- Брудастые и хортые кобели
- Маскарад
- Павлин и курица
- Металлы
- Серебряный стакан и хрустальный
- Две собаки
- Лисица, заяц и волк
М. Чулков
- Сорока
- Бережливость
М. ПОПОВ
- Два вора
- Соловей
М. МУРАВЬЕВ
- Конь
- Лисица и козел
- Кучер и лошади
- Миротворец
- Половица
- Индей и сокол
А. АБЛЕСИМОВ
- Муж и жена
- Быль („Имея девушка с природы чувство нежно. ..“)
- Конь и мешок
- Приказная уловка
- Дворянка в купчихах
- Купчиха в дворянках
И. ХЕМНИЦЕР
- Дерево
- Обоз
- Два соседа
- Хозяин и Мыши
- Медведь плясун
- Лев, учредивший совет
- Конь верховый
- Богач и бедняк
- Дворная собака
- Волчье рассуждение
- Желание Кащея
- Паук и муки
- Строитель
- Соловей и вороны
- Друзья
- Заслуженный конь
- Зеленый осел
- Соловей и чиж
- Лошадь и осел
- Стряпчий и воры
- Два богача
- Воля и неволя
- Стрелка часовая
- Осел в уборе
- Лев сват
- Побор львиный
- Привилегия
- Метафизик
- Собака и мухи
- Дурак и тень
- Путешествие льва
Е. КОСТРОВ
- Танцовщик и Стихотворец
В. ЛЕВШИН
- Пожар
- Лгун
- Из службы отставленный бык
- Осел воевода
- Богатство
- Разные пути к богатству
- Петух и жаворонок
О. БЕЛЯЕВ
- Лисица и Петух
- Женитьба Львова
ИЗ „ПОКОЯЩЕГОСЯ ТРУДОЛЮБЦА“
- Пустынник и Медведь
С. ТУЧКОВ
- Зеркало и Обезьяна
И. БОГДАНОВИЧ
- Скупой
- Пчелы и Шмель
- Лев и Ребята
- Журавли и Комар
Я. КНЯЖНИН
- Рыбак
- Судья и вор
- Волосочесатель-сочинитель
Г. ХОВАНСКИЙ
- Роза
Н. НИКОЛЕВ
- Басня („Болван-молокосос из силы вон кричал...“)
- Басня („Где в доме попугай...“)
А. РАДИЩЕВ
- Журавли
Г. ДЕРЖАВИН
- Собака и старуха
- Лев и Волк
- Лисица и зайцы
- Фонари
- Корабль и игла
- Жмурки
- Цвет и Паук
- Аист
Ю. НЕЛЕДИНСКИЙ-МЕЛЕЦКИЙ
- Стрекоза
- Дом Сократа
- Заяц и лягушки
- Дуб и трость
И. ДМИТРИЕВ
- Дуб и Трость
- Петух, Кот и Мышонок
- Мышь, удалившаяся от света
- Чижик и Зяблица
- Лиса проповедница
- Часовая стрелка
- Два Голубя
- Молчание Соловья
- Прохожий
- Дряхлая старость
- Дон-Кишот
- Муха
- Кокетка и Пчела
- Полевой цветок и гвоздика
- Верблюд и Носорог
- Воспитание Льва
- Две Лисы
- Отец с сыном
- Пустынник и Фортуна
- Пчела и Муха
- Рысь и Крот
- Смерть и умирающий
- Жаворонок с детьми и земледелец
- Истукан и Лиса
- Желание
- Сверчки
- Искатели Фортуны
В. ПУШКИН
- Лев и его любимец
- Голубка и Бабочка
- Пастух и соловей
- Сурок и Щегленок
- Волк и Лисица
- Волк и Пастух
- Медведь и его гости
- Кот и Моська
- Старушка и богиня Истина
- Листочек
- Богач и бедняк
- Две старые кошки
- Догадливая жена
Д. ХВОСТОВ
- Разборчивая невеста
- Найденный топор
- Щука и уда
- Прохожий и собака
- Бот и Нева
П. КАРАБАНОВ
- Плешивый и Орел
А. БУНИНА
- Вол, осел и конь
- Прохожий и господский слуга
- Петух сторож
- Русская пословица
- Добрый человек и золото
Д. ДАВЫДОВ
- Орлица, Турухтан и Тетерев
- Голова и Ноги
- Река и зеркало
И. ПНИН
- Южный ветер и Зефир
- Терновник и яблоня
- Царь и придворный
- Верховая лошадь
A. БЕНИТЦКИЙ
- Осел
- Сыч, Филин, Совы и Нетопырь
- Волк и Лисица
- Бык и овца
- Орел и муравей
- Ослы
- Петух и алмаз
- Голубь историк
- Рак и сын его
B. ЖУКОВСКИЙ
- Сон Могольца
- Истина и Басня
- Орел и Жук
- Сокол и Голубка
- Мартышка, показывающая китайские тени
- Ссора плешивых
- Цапля
- Мартышки и Лев
- Кот и мышь
- Сурки и крэт
- Похороны львицы
- Кот и зеркало
- Каплун и сокол
- Голубка и сорока
- Старый кот и молодой мышонок
- Сокол и Филомела
- Солнце и Борей
- Умирающий лебедь
В. ОЗЕРОВ
- Волки и Овцы
- Ворона-просительница
К. БАТЮШКОВ
- Сон Могольца
- Пастух и соловей
Н. ГНЕДИЧ
- Снегирь
- Медведь
А. НАХИМОВ
- Живописец
- Откупщик и Харон
- Парик и болван
- Свинья и ягненок
- Моська и собака на привязи
- Осел в счастьи
- Дьяк и нищий
- Ассигнация и алтын
- Моль и кафтан
- Крыса и секретарша
Н. НЕВЕДОМСКИЙ
- Белка
- Лисица и петух
- Орел и пчела
- Соловей
- Лев, учредивший суд
В. ИЗМАЙЛОВ
- Барс и белка
- Феникс
Н. ОСТОЛОПОВ
- Фиалка и подсолнечник
- Осел силач
- Светящийся червячок и алмаз
- Наказанная лисица
- Басня Крылова
- Стрела
- Бык в огороде
- Возы с сеном
- Садовник
- Весы
- Кот и белка
А. ИЗМАЙЛОВ
- Умирающая собака
- Кошка, превращенная в женщину
- Совет мышей
- Кукушка
- Лебедь, Гусь, Утка и Журавль
- Бесхвостая лисица
- Наседка
- Слезы Кащея
- Два кота
- Два рака
- Ягненок и Поросенок
- Устрица и двое прохожих
- Макарьевнина уха
- Черный кот
- Купец Мошнин
- Карета и лошади
- Догадливая жена
- Пьяница и Судьба
- Совесть разбойника
- Каприз госпожи
- Купец Брюханов
- Простодушная
- Пьяница
- Приказные синонимы
- Лгун
- Так, да не так
- Дура Пахомовна
- Служанка
- Дурак Филатка
- Две козы
- Собачья зависть
- Заветное пиво
А. МАЗДОРФ
- Курица и лягушка
- Портрет львицы
- Осел во львиной коже
П. ВЯЗЕМСКИЙ
- Доведь
- Две собаки
- Чернильница и перо
- Битый пес
- Два живописца
- Поток и река
- Два чижа
- Дервиш и ученик
- Человек и мотылек
- Убогий и камень
- Круговая порука
- Гусь и змея
- Репейник
- Гусь
- Пастух и овца
- Пожар
- Язык и зубы
М. МАЙКОВ
- Бобр и лисица
- Барс и лисица
Ф. СЛЕПУШКИН
- Бык и комар
М. СУХАНОВ
- Черепаха
- Мята
- Утюг и мундир
- Кум
- Селянин с сыром
- Сорочий бред
- Муж и жена
Е. АЛИПАНОВ
- Тревога
- Медведь и Мышонок
- Мухи
- Ежи и Волки
- Репейник
- Зонтик
А. ЗИЛОВ
- Барин и слуга
- Литературный затейник
- Мыши
- Доклад
И. МЯТЛЕВ
- Медведь и Коза
А. ПУШКИН
- Сапожник
Н. ОХЛЕБИНИН
- Сорока и Чиж
К. МАСАЛЬСКИЙ
- Осел на пиру
- Два колоса
- Кирпич и льдина
И. КРЫЛОВ
- Ворона и Лисица
- Дуб и Трость
- Музыканты
- Ворона и Курица
- Ларчик
- Лягушка и Вол
- Разборчивая невеста
- Волк и Ягненок
- Синица
- Мартышка и очки
- Два Голубя
- Лягушки, просящие царя
- Мор авгрей
- Собачья дружба
- Волк на псарне
- Лисица и Сурок
- Стрекоза и Муравей
- Лжец
- Орел и Пчела
- Щука и Кот
- Петух и жемчужное зерно
- Крестьянин и Работник
- Слон на воеводстве
- Осел и Соловей
- Крестьянин в беде
- Слон и Моська
- Кот и Повар
- Крестьянин и Лисица
- Гуси
- Свинья
- Муха и дорожные
- Квартет
- Листы и Корни
- Лебедь, Щука и Рак
- Тришкин кафтан
- Пустынник и Медведь
- Любопытный
- Лев на ловле
- Крестьяне и Река
- Мирская сходка
- Демьянова уха
- Мышь и Крыса
- Зеркало и Обезьяна
- Крестьянин и Смерть
- Слон в случае
- Волк и Пастухи
- Две бочки
- Волк и Журавль
- Лисица и виноград
- Трудолюбивый Медведь
- Совет Мышей
- Мельник
- Свинья под дубом
- Лисица и Осел
- Муха и Пчела
- Крестьянин и Овца
- Волк и Мышонок
- Два мужика
- Две собаки
- Кошка и Соловей
- Рыбья пляска
- Ворона
- Пестрые Овцы
- Белка
- Щука
- Бритвы
- Булат
- Осел
- Волк и Кот
- Лев
- Пастух
- Волки и Овцы
- Кукушка и Петух
- Вельможа
Примечания
***
Басня — один из наиболее распространенных жанров русской литературы XVIII и начала XIX века. В ту эпоху басенный жанр переживает расцвет в творчестве таких выдающихся русских поэтов-баснописцев, как Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Измайлов, Крылов и др. В дальнейшем, с середины XIX века, басня оказалась в стороне от большой дороги русской литературы. Лишь в годы первой русской революции вновь оживляется интерес к басенной сатире и выдвигается такой революционный баснописец-сатирик, как Демьян Бедный. В советской литературе этот жанр продолжает активно развиваться.
После Крылова, вплоть до конца XIX века, басня становится гораздо менее заметным явлением в литературной жизни, являясь преимущественно достоянием бесталанных подражателей и эпигонов. Об этом свидетельствует и появление пародийных басен К. Пруткова, направленных против измельчания басенного жанра, утерявшего к тому времени свою сатирическую направленность, свое литературное и общественное значение. Этим объясняется, что сборник «Русская басня» мы ограничили рамками XVIII и первой трети XIX века, начиная с басен Кантемира и кончая баснями Крылова и его современников.
При выборе басен для настоящего сборника приходилось руководиться как принципом исторической характерности, так и художественной полноценности помещаемого в книге материала. Естественно, что большинство авторов представлено лишь частью своих басен. Так, например, из 370 басен А. Сумарокова в книгу вошли лишь 51, из 80 басен И. Дмитриева отобраны 27 и т. д. С другой стороны, сюда вошли и басни, являвшиеся единичными опытами поэтов в этом жанре, — Д. Фонвизина, А. Радищева, А. Пушкина, Н. Гнедича и др., — однако весьма характерными и как свидетельство популярности этого жанра для эпохи и по тому своеобразному преломлению, которое басня принимает в творчестве этих писателей.
Наряду с произведениями известных баснописцев и видных поэтов XVIII и начала XIX века, в книгу включены и басни, характеризующие массовую басню той эпохи, принадлежащие некоторым давно забытым баснописцам. Эти басни включены не только с тем, чтобы дать представление о широкой распространенности басенного жанра, но и показать также разнообразие идейных и художественных тенденций и принципов в его пределах.
Предлагаемый читателю сборник басен отнюдь не преследует цели дать исчерпывающий охват баснописцев XVIII и начала XIX века, тем более что это и фактически невозможно было бы сделать в объеме одной книги. Многие баснописцы тех лет — такие, например, как А. Агафи, В. Соболев, Н. Мацнев, Гр. Ржевский и др., — в сборник не включены, так как их басни не отличаются ничем от общего ремесленного уровня.
В книгу включены и избранные басни Крылова, без которых невозможно себе представить полной картины развития и расцвета басни, с такой яркостью и совершенством представленной подлинно народными баснями Крылова. Кроме того, при отборе басен предшественников Крылова в некоторых случаях учитывались те басни, которые послужили Крылову одним из источников его сюжетов.
При расположении материала в книге принят в основном хронологический принцип, нарушаемый, однако, в тех случаях, когда порядок басен был установлен прижизненными сборниками авторов или когда определить точную датировку и хронологическую последовательность не представлялось возможным.
Тексты печатаются, как правило, по последним прижизненным публикациям; орфография и пунктуация унифицированы согласно принятым в настоящее время принципам.