Средневековая литература

Суда (Лексикон Свиды)

Суда — крупнейший энциклопедический словарь на греческом языке, составленный в Византии предположительно в течение X-XI века. Долгое время, вплоть до XX века, это название читалось как «Свида» и означало имя составителя словаря. Однако, сейчас преобладает точка зрения, относящая название словаря к греко-византийскому слову, означающему буквально ограду, а в переносном смысле крепость.

Сборник новелл «Сказания о стародавних рыцарях»

Один из наиболее ранних итальянских сборников новелл ​ «Сказания о стародавних рыцарях» («Conti di antichi cavalieri») датируется последней третью XIII в. (т.е. незадолго до появления «Новеллино»).Он содержит двадцать историй о героях древности (таких, как Гектор, Агамемнон, Сципион, Пом­пей, Цезарь, Брут и др.) и современности (Саладин, «молодой» английский король, т. е. Генрих, сын Генриха II). Истории эти почерпнуты, как правило, из произведений большой повествовательной формы, превращены в короткий рассказ, часто в анекдот.

Роман об Александре XII в.

Провансалисты датируют первую, так называемую франко-провансальскую версию «Романа об Александре» 20-ми годами XII в. В наше время эту дату передвинули к началу 30-х годов. От этой версии сохранился лишь отрывок в 105 стихов (восстанавливать первоначальный вариант всей книги на основании немецкой переработки Лампрехта из Трира вряд ли правомерно). Поэма была написана лессами, построенными на ассонансах. Автором этой первой версии был некий Альберик из Бриансона (или Безансона), т. е. уроженец долины Роны и так называемых Провансальских Альп.

Роман об Энее

Точное время создания романа неизвестно, предположительно это середина 60-х годов XII века. Анонимный автор «Энея», как установили исследователи по данным языка и стиля, — какой-то нормандский клирик, по-видимому связанный с окружением Генриха II Плантагенета и Альеноры Аквитанской, — подробно и в достаточной мере точно пересказал французскими восьмисложниками содержание «Энеиды» Вергилия.

Бенуа де Сент-Мор. Роман о Трое

Свою гигантскую поэму «Роман о Трое» придворный историограф Генриха II Плантагенета, ученый клирик Бенуа де Сент-Мор, основывал на латинских средневековых пересказах Гомера (Дарес Фригиец1, Диктис из Крита, IV в. 2). Не удивительно, что история разрушения древней Трои заинтересовала Генриха II и его двор.

Генрих фон Фельдеке. Песни

Происходил из долины реки Мааса, писал на лимбургском наречии. Принадлежал к немногочисленным в то время образованным рыцарям. Современник Фридриха I Гогепштауфена, присутствовал в 1184 г. при посвящении в рыцари во время праздника Троицы сыновей императора - Генриха (будущего Генриха VI) и Фридриха. Автор романа «Эней» - первого в Германии произведения куртуазного эпоса, представляющего собой обработку старофранцузского романа на античную тему. Характерный для романа изысканный куртуазный стиль нашел отражение и в лирике Генриха фон Фельдеке.

ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ

Поэзия вагантов дошла до нас в нескольких рукописных сборниках XII-XIII вв. - латинских и немецких; основной из них, содержащий более двухсот песен и стихотворений различного характера - морально-дидактических, сатирических, любовных - «Carmina Burana» (Бейренские песни - от латинизированного названия монастыря Бенедикт Бейрен, где была впервые найдена эта рукопись XIII в.).

ПОЭЗИЯ МИННЕЗИНГЕРОВ

Первые записи произведений миннезингеров, сочинявших, как правило, и стихи и музыку (или заимствовавших темы и мелодии у трубадуров), были сделаны не самими авторами. Миннезингеры, принадлежавшие к рыцарскому сословию, чаще всего не умели читать и писать, хотя сочинение и исполнение песен составляло часть воспитания молодых рыцарей. Они поручали делать записи писцам, но настоящими распространителями их творчества становились обычно странствующие актеры - шпильманы, которые слышали миннезингеров при дворе или в городах и замках. Шпильманы составляли для себя маленькие сборники песен.

ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ

Старопровансальская рыцарская поэзия - первая лирическая поэзия на одном из новых романских языков средневековой Европы - просуществовала около двухсот лет: первый трубадур, Гильем Аквитанский, родился в 1071 году и умер в 1127 году, а последним поэтом старой формации считается Гираут Рикьер, деятельность которого падает на 1254-1292 годы.

ГАРТМАН ФОН АУЭ. "ИВЕЙН"

"Ивейн" был завершен в первые годы 13 века, в самый расцвет средневековой средневерхненемецкой литературы (1150-1250 гг). Для Эшенбаха, Готфрида Страсбургского творчество Ауэ было моделью для подражания. Гартман фон Ауэ был великим мастером стиля: он ввел в поэзию чередование ударных и неударных слогов и полные рифмы, заменившие аллитерацию. Готфрид Страсбургский хвалит Ауэ за ясность выражения, за красоту стиля.

Рамон Менендес Пидаль. Избранные произведения. Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения — М.: Изд-во Иностранной литературы, 1961

Рамон Менендес Пидаль. Избранные произведения. Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения / Пер. с исп. Н. Д. Арутюновой и др. Сост. К. В. Цуринов, Ф. В. Кельин. М.: Издательство Иностранной литературы, 1961. (772 с.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

От составителей (7)
Важнейшие особенности испанской литературы (13)
Средние века.

Чудеса богоматери. Бестиарий любви. Великий гримуар — Киев: Карме-Синто, 1995

В издании собраны некоторые наиболее характерные произведения жанров средневековой словесности, не слишком известных отечественному читателю. По сравнению с жестой, рыцарским романом или лирикой трубадуров их можно назвать "маргинальными" — как бы располагающимися "на полях" текста средневековой культуры, каким он выглядит сквозь искажающую оптику романтических и постромантических представлений. Между тем, именно "чудеса", "бестиарий", "гримуары" и т.п.

Вардан Айгекци. Лисья книга

По изд.: Вардан Айгекци. Лисья книга — Ереван: изд-во «Анаит», 1993

В свои послания и проповеди Вардан Айгекци вводил басни-притчи, из которых составил сборник. Его последователи вплоть до XVII в. обогащали этот сборник новыми баснями, притчами, новеллами и анекдотами. Так возникли «Вардановские сборники», содержащие более 500 басен. Часть рукописей дошла до нас под заглавием «Лисья книга». Басни остроумны, едки и лаконичны, содержат картины социальной жизни общества того времени. Древнейшее издание «Лисьей книги» выпущено в 1668 в Амстердаме.

Валафрид Страбон. Вандальберт Прюмский. Марбод Реннский — М.: «Наука», 2000

Валафрид Страбон. Садик., Вандальберт Прюмский. О названиях, знаках зодиака, культурах и климатических свойствах двенадцати месяцев., Марбод Реннский. Лапидарий — М.: «Наука», 2000

Издание подготовил Ю.Ф. Шульц

СОДЕРЖАНИЕ

Семьдесят рассказов попугая

«Шукаса́птати» (буквально «Попугай семьдесят») — древний индийский сборник новелл на санскритском языке. Рамочный сюжет сборника — повесть о попугае, рассказывающем в течение семидесяти ночей сказки жене своего хозяина, чтобы помешать ей уйти к ее возлюбленному. До нас дошло несколько рукописей этого сборника, различающихся между собой сюжетами отдельных сказок, стилем и некоторыми другими особенностями. Первоначальная редакция, по-видимому, утеряна.

Рауль де Удан. Сон о Преисподней

Рауль де Удан. Сон о Преисподней (Raoul de Houdenc. Le Songe d’Enfer): аллегорическая поэма XIII века
Перевод аллегорической поэмы Рауля де Удана «Сон о Преисподней» (XIII в.).
Перевод со старофранцузского и комментарий: Ярослав Юрьевич Старцев

 

Философия природы в античности и в средние века. Сборник переводов и исследований — М.: Прогресс-Традиция, 2000

Общая редакция, составление, введение П. П. Гайденко и В. В. Петрова.

Книгу составили статьи современных ученых и переводы философских трактатов поздней антич­ности и раннего средневековья. Целиком публикуются переводы трактатов Плутарха, Александра Афродисийского, Плотина, Прокла, Фомы Аквинского, в отрывках — трактаты Симпликия, Макробия, Беды Досточтимого, Иоанна Скотта (Эриугены), анонимных каролингских ученых. Все они подробно откомментированы.

Карло Гинзбург. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. — М.: РОССПЭН, 2000

Известный итальянский историк, один из основателей «микроистории» реконструирует биографию и духовный мир «диссидента» XVI века — фриульского мельника, осмелившегося в эпоху жесткого идеологического диктата выступить со своим мнением по всем кардинальным вопросам бытия. Фактографическая тщательность сочетается в книге Карло Гинзбурга с умелой беллетризацией — сочетание этих качеств сообщило ей весьма высокую популярность.

Перевод М. Л. Андреева и М. Н. Архангельской.

 

Жак ле Гофф. Герои и чудеса Средних веков - М.: Текст, 2011

Перевод с французского Д. Савосина

Оглавление

Введение

  • Артур
  • Кафедральый собор
  • Карл Великий
  • Укрепленный замок, или крепость
  • Рыцарь, рыцарство
  • Сид
  • Обитель
  • Кокань
  • Жонглер
  • Единорог
  • Мелюзина
  • Мерлин
  • Свита Эллекена
  • Папесса Иоанна
  • Лис Ренар
  • Робин Гуд
  • Роланд
  • Тристан и Изольда
  • Трубадур, трувер
  • Валькирия

От автора

 

Исландские саги - М.: Языки русской культуры, 2000

Перевод с древнеисландского языка, общая редакция и комментарии А. В. Циммерлинга

Содержание

А. В. Циммерлинг. Мир исландской саги

Часть I. Тексты саг и комментарии

Саги Боргарфьорда

  • Сага о Курином Торире
  • О Снэбьёрне Борове
  • Сага о Битве на Пустоши

Саги Западной Четверти

  • Сага о Хромунде Хромом
  • Сага о названных Братьях
  • О Тормоде
  • О Торарине Дерзком
  • Пряди о названных Братьях

Саги Восточной Четверти

Предания и мифы средневековой Ирландии — Издательство Московского университета, 1991

Под редакцией Косикова Г. К.
Составление, перевод, вступительная статья и комментарии Шкунаева С. В.

В книгу включены впервые переведенные на русский язык произведения мифологического и исторического (или королевского) циклов, а также более позднего по происхождению цикла Финна. Публикуются некоторые из так называемых преданий «о старине мест», ряд малых саг и другие источники, воплощающие духовную и нравственную культуру прошлого. Для филологов, историков и широкого круга читателей, интересующихся европейской культурой.

Ирландские саги. Смирнов А.А. (пер., коммент.) — Л.; М.: Academia, 1933

В противоположность эпосам других европейских народов, ирландский эпос сложился не в стихах, а в прозе. Из огромного количества сохранившихся до нас старых ирландских сказаний переводчиком были выбраны образцы из двух групп саг. Первая содержит древнейшие из героических саг, именно — относящиеся к циклу Кухулина. Вторая группа составлена из саг довольно различных эпох и циклов. Общим для всех этих повестей является преобладание в них, вместо героического элемента, фантастики и трагических коллизий чувства. Можно условно назвать их сагами романтическими или фантастическими.

Фульгенций. Мифологии

Mythologica

Фабий Планциад Фульгенций (Fabius Planciades Fulgentius), или Фульгенций Мифограф — писатель, историк, грамматик второй половины V — первой трети VI века, писавший на латинском языке. 

Гийом де Машо. Стихотворения

По изд.: Пылая страстью к Даме. Любовная лирика французских поэтов — «Эксмо», 2015
Переводы А. Парина

***

«Мне скорби в словах не излить!..»

Мне скорби в словах не излить!
От страсти великой ожог
Печаль мою требует длить
И речи на пени обрек.
У смерти ищу я защиты,
Кричу, что ни час, что ни миг:
«Сладчайшая, где вы сокрыты?
Когда я увижу ваш лик?»

Страницы