ГАРТМАН ФОН АУЭ. "ИВЕЙН"
"Ивейн" был завершен в первые годы 13 века, в самый расцвет средневековой средневерхненемецкой литературы (1150-1250 гг). Для Эшенбаха, Готфрида Страсбургского творчество Ауэ было моделью для подражания. Гартман фон Ауэ был великим мастером стиля: он ввел в поэзию чередование ударных и неударных слогов и полные рифмы, заменившие аллитерацию. Готфрид Страсбургский хвалит Ауэ за ясность выражения, за красоту стиля.
Переводя "Ивейна", Ауэ следовал за текстом великого французского трувера, Кретьена де Труа, но он внес и некоторые изменения. Ауэ делает свой роман более дидактическим, более располагающим к размышлениям: это и можно было ожидать от философского характера немцев. Ивейн уменьшает количество описаний, особенно описание битв. Эпизоды, предназначенные просто для развлечения, крайне редки в "Ивейне" Ауэ. Автор сосредотачивает все внимание на чувстах и мыслях героев. Ауэ часто прерывает повествование, чтобы прокомментировать такие темы, чувство благодарности, важность похвалить кого-либо за добрый поступок, объяснение своих чувств другим людям. Много времени уделено отношениям Ивейна и его льва.
Что касается структуры повествования, то Ауэ ничего особо не изменяет. Ни один из эпизодов не пропущен; Ауэ только сглаживает излишне резкие переходы от одного эпизода к другому. Наиболее важные изменения сделаны Ауэ в изображении артуровского двора и характера Лодины, жены Ивейна. Уже у Кретьена де Труа Артур становится чисто церемониальным персонажем: он не совершает подвиги сам, а посылает на них своих рыцарей. Артур не лишен и человеческих слабостей (напр., проявление невежливости, когда Артур покидает пир и рыцарей, чтобы отправиться спать с Гиневрой). У Ауэ Артур - идеальный король, а его недостатки автор пытается либо смягчить либо объяснить. Если Ауэ не критикует Артура, это не означает, что он не критикует и двор Артура. Наоборот, для Ауэ артуровский двор больше не является местом, где творится правосудие: многие персонажи (Люнета, зять Гавейна) пытаются найти помощь при дворе Артура, но не находят ее; когда Люнета появляется там, все рыцари игнорируют ее, кроме Ивейна, признавшего в ней благородную даму. В отличие от Труа Ауэ изобразил Лодину не гордой и самостоятельной дамой, а вполне человеческой личностью: если она и выходит замуж за Ивейна сразу после смерти своего первого мужа, то это потому, что она, во-первых, любит Ивейна, а во-вторых, понимает, что ей надо как-то защищать границы своего государства. В конце романа Ауэ Лодина, в сцене примирения с Ивейном, становится полностью послушной Ивейну; хоть критики и нашли эту сцену довольно искусственной, но Ауэ подготовил нас к этому смягчению характера Лодины в предыдущих главах, так что смирение Лодины уже не кажется странным.
Популярность "Ивейна" было огромной в средние века. В 15 веке "Ивейн" стал настольной книгой каждого богатого торговца, желающего научиться аристократическим манерам. Фрески в замке Роденек (в Тироле), раскрашенные стены в столовой Гессенхофа в Шмалькалдене, и ковры из Мальтерра с изображениями сцен из "Ивейна" свидетельствуют о популярности романа Ауэ.1
- 1. Марина Лущенко @ russianplanet.ru/filolog