Мокульский C.C. (под ред.) Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Том 1

Оглавление

С. Мокульский. Введение

Часть первая. Театр феодального общества

  • Классики марксизма о феодальном обществе
  • Пушкин о средневековой поэзии и драме
  • Горький о народных истоках средневековой драмы


Глава первая. Народные истоки средневекового театра


Глава вторая. Гистрионы-жонглеры


Глава третья. Гротсвита из Гандерсгейма


Глава четвертая. Литургическая драма


Глава пятая. Полулитургическая драма

  • Представление об Адаме
  • Воскресение спасителя


Глава шестая. Зарождение комического театра

  • Светские песни и пляски в церквах
  • Всепьянейшая литургия
  • Образцы поэзии вагантов
  • Адам де Ла-Аль. Игра о Робене и Марион
  • Исполнение «Игры о Робене и Марион» в XIV веке


Глава седьмая. Миракль


Глава восьмая. Мистерия

  • Прошение горожан Шомона о разрешении им поставить мистерию
  • Мистерия страстей в Меце
  • Мистерия о святом Мартине в Серре
  • Показ мистерии в Бурже
  • Мистерия страстей в Валансьене
  • Постановка мистерии в кругу амфитеатра
  • Описание педжентов
  • Режиссерские ремарки к «Мистерии страстей» в Монсе
  • Костюм чертей в мистерии
  • Реклама мистериального спектакля
  • Охрана города во время спектакля


Глава девятая Моралите

  • Нынешние братья


Глава десятая Фарс и соти

  • Адвокат Патлен
  • О чане
  • Фарс о немой жене в изложении Рабле
  • Пьер Гренгор. Клич Принца Дураков
  • «Игра о Принце Дураков и о Дурацкой Матери»


Глава одиннадцатая. Исполнители комических жанров

  • Дижонская инфантерия
  • Базошь
  • Жан де Понтале
  • Сатирические стихи Понтале
  • Политическая сатира в моралите и фарсах
  • Описание шутовского костюма

 

Часть вторая. Театр эпохи формирования буржуазного общества

  • Классики марксизма об эпохе формирования буржуазного общества
  • Герцен о культуре Возрождения

 

Отдел I. Итальянский театр

  • Классики марксизма об Италии XIV—XVII веков
  • Белинский об итальянском искусстве


Глава первая. Драматургия Италии XVI века

  • Никколо Макиавелли. Мандрагора
  • Джордано Бруно. Подсвечник
  • Штампы «ученой комедии»
  • Интермедии и их популярность
  • Джан-Джорджо Триссино. Софонисба. Отрывок из трагедии
  • Причины отмирания трагедии
  • Торквато Тассо. Аминта. Отрывки из пасторали
  • Анджело Беолько. Второй диалог на деревенском языке


Глава вторая. Театральное здание и сцена в Италии XVI века

  • Устройство придворного театра в Мантуе
  • Постановка «Каландрии» Бибиены в Урбино
  • Перуцци как изобретатель перспективных декораций
  • Из трактата «Об архитектуре» Серлио
  • Олимпийский театр в Виченце


Глава третья. Появление профессиональных актеров

  • Первые венецианские актеры
  • Площадные фигляры в Венеции
  • Первые итальянские актрисы
  • Режиссерская работа Леоне де Сомми


Глава четвертая. Комедия масок

  • Первое свидетельство о комедии масок
  • Первое известное представление комедии масок

Образцы сценариев комедии масок:

  • Характеристика масок
  • Монолог Доктора
  • Образцы бахвальств Капитана
  • Образцы тирад любовников
  • Образцы стандартных диалогов
  • Образцы острот первого Дзанни
  • Описание лацци
  • Образец пролога комедии масок
  • Импровизация в комедии масок
  • Эстетические принципы комедии масок


Глава пятая. Театральное здание и сцена в Италии XVII века

  • Театр Фарнезе в Парме
  • Итальянский театр начала XVII века по описаниям И. Фуртенбаха
  • Никола Саббатини. Об искусстве строить декорации и машины в театрах
  • Постановки Джакомо Торелли в Париже: Притворная сумасшедшая, Свадьба Фетиды и Пелея

 

Отдел II. Испанский театр

  • Классики марксизма об Испании XVI—XVII веков
  • Белинский об Испании XVI—XVII веков


Глава первая. Испанская драматургия XVI века до Сервантеса

  • Хуан дель Энсина. Эклога об оруженосце, который сделался пастухом
  • Торрес Наарро. Из предисловия к его поэтическим опытам
  • Лопе де Руэда. Оливы
  • Лопе де Руэда. Страна Хауха


Глава вторая. Мигель де Сервантес Сааведра

  • Классики марксизма о Сервантесе
  • Островский о драматургии Сервантеса
  • Нумансия. Отрывки из трагедии
  • Педро Урдемалас. Отрывки из комедии
  • Театр чудес. Интермедия
  • Теоретические высказывания Сервантеса


Глава третья. Лопе де Вега Карпио

  • Фуэнте Овехуна. Отрывки из драмы
  • Великодушный генуэзец. Отрывки из комедии
  • Периваньес и командор Оканьи. Отрывок из трагикомедии
  • Крестьянин в своем углу. Отрывки из комедии
  • Собака на сене. Отрывки из комедии
  • Островский о пьесе Лопе де Вега «Лучший алькальд—король»
  • Новое руководство к сочинению комедий
  • Лопе де Вега об актерском искусстве


Глава четвертая. Современники Лопе де Вега

  • Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость
  • Теоретические высказывания Ткрсо де Молина
  • Теоретические высказывания современников Лопе де Вега о театре
  • Хуан Руис Аларкон. Ткач из Сеговии. Отрывки из драмы


Глава пятая. Публичные театры и актеры Испании XVI—XVII веков

  • Публичные театры в Мадриде XVII века
  • Разные виды актерских трупп
  • Описание бродячей актерской труппы
  • Бытовое положение актера
  • Портреты видных актеров
  • Запрещение выступлений женщин на сцене
  • Запрещение спектаклей при Филиппе II
  • Правила внутреннего распорядка в публичных театрах
  • Условность испанской сцены
  • Характеристика прологов
  • Первое представление ауто
  • Контракт на постановку ауто


Глава шестая. Придворный театр в Испании XVII века

  • «Лес без амура» Лопе де Вега при дворе
  • «Сын солнца Фаэтон» Кальдерона в дворцовом пловучем театре
  • Обстановка дворцового спектакля


Глава седьмая. Педро Кальдерон де ла Барка

  • Классики марксизма о Кальдероне
  • Пушкин о Кальдероне
  • Белинский о Кальдероне
  • Тургенев о Кальдероне
  • Жизнь есть сон. Отрывки из трагедии
  • Саламейский алькальд. Отрывки из драмы
  • Герцен о «Саламейском алькальде»
  • Возрождение ауто в творчестве Кальдерона

 

Отдел III. Английский театр

  • Классики марксизма об Англии XVI—XVII веков
  • Белинский об Англии


Глава первая. Ренессансная драма в Англии


Глава вторая. Вильям Шекспир

  • Классики марксизма о Шекспире
  • Грибоедов о Шекспире
  • Пушкин о Шекспире
  • Лермонтов о Шекспире
  • Белинский о Шекспире
  • Герцен о Шекспире
  • Тургенев о Шекспире
  • Добролюбов о Шекспире
  • Чернышевский о Шекспире
  • Ромео и Джульетта. Отрывок из трагедии
  • Гамлет. Отрывки из трагедии
  • Отелло, венецианский мавр. Отрывки из трагедии
  • Король Лир. Отрывки из трагедии
  • Макбет. Отрывки из трагедии
  • Тимон Афинский. Отрывок из трагедии
  • Король Генрих Четвертый. Отрывки из исторической хроники
  • Два веронца. Отрывки из комедии
  • Двенадцатая ночь. Сцецы из комедии
  • Шекспир об условностях публичного театра
  • Шекспир об актерском искусстве
  • Отзывы современников о Шекспире


Глава третья. Современники и преемники Шекспира


Глава четвертая. Театры и актерские труппы в Англии XVI—XVII веков

  • Придворный театр
  • Публичные театры
  • Спектакль детской труппы
  • Золотая молодежь в городском театре
  • Указ Елизаветы о прикреплении трупп к знатным патронам
  • Указ Иакова I о выдаче патента труппе Бербеджей
  • Образец актерского контракта в антрепризе Генсло
  • Актерское искусство в Англии
  • Ричард Бербедж
  • Ричард Тарльтон
  • Мужчины в женских ролях


Глава пятая. Пуритане и театр

  • Теоретические высказывания против театра
  • Протесты пуританских властей против театра
  • Защита театра его деятелями


Глава шестая Театр в годы первой, революции

  • Декреты парламента о закрытии театров и о прекращении театрального дела в Англии
  • Судьба актеров после закрытия театров
  • Первый английский оперный спектакль при Кромвеле


Глава седьмая Театр периода Реставрации

  • Плеханов об Англии периода Реставрации
  • Состояние английского театра в период Реставрации
  • Положение актеров в первые годы после Реставрации
  • Спектакль труппы герцога
  • Защита Драйденом рифмованного стиха
  • Критика Драйденом драм Шекспира и его современников
  • Док. Букингем, Т. Спрат и М. Клиффорд. Репетиция. Отрывок из пародийной комедии
  • Образец пролога к комедии периода Реставрации
  • Вольтер о комедии периода Реставрации

 

Отдел IV. Французский театр

  • Классики марксизма о Франции XVI—XVII веков
  • Пушкин о французской литературе XVII века
  • Белинский о французской литературе XVII века
  • Плеханов о французской литературе XVII века


Глава первая. Французская драматургия XVI века

  • Теоретическая декларация Плеяды
  • Гуманистическое понимание трагедии
  • Первые гуманистические спектакли
  • Этьен Жоделль. Дидона, приносящая себя в жертву
  • Робер Гарнье. Корнелия
  • Пьер де Лариве. Духи. Отрывок из комедии


Глава вторая. Борьба актеров с Братством страстей господних

  • Появление профессиональных актеров
  • Характеристика Братства страстей прокурором Парижского парламента
  • Запрещение духовных мистерий в Париже
  • Первые профессиональные актеры в Бургундском отеле
  • Анонимный донос Генриху III на представления Братства страстей господних
  • Ограничение работы актеров в Париже Братством страстей
  • Ходатайство актеров Бургундского отеля о ликвидации Братства страстей (1615)


Глава третья. Парижские театры и актеры в первой половине XVII века

  • Описание Бургундского отеля
  • Монтировка спектаклей в Бургундском отеле по записям Маэло
  • Описание фарсового спектакля в Бургундском отеле
  • Фарсовые актеры Бургундского отеля
  • Образец шуточных прологов Брюскамбиля
  • Мондори
  • Бельроз
  • Указ Людовика XIII о снятии с актеров бесчестия
  • Описание первого представления «Мирам»


Глава четвертая. Пьер Корнель

  • Пушкин о Корнеле
  • Плеханов о Корнеле
  • Сид. Отрывок из трагедии
  • Критика «Сида» Французской Академией
  • Гораций. Отрывки из трагедии
  • Теоретические высказывания Корнеля


Глава пятая. Жан Расин

  • Пушкин о Расине
  • Герцен о Расине
  • Андромаха. Отрывки из трагедии
  • Федра. Отрывки из трагедии
  • Гофолия
  • Теоретические высказывания Расина
  • Никола Буало-Депрео. Поэтическое искусство. Отрывок


Глава шестая. Постановка и исполнение трагедии во второй половине XVII века

  • Монтировка классицистских трагедий в Бургундском отеле
  • Оформление «Ифигении» Расина на версальском празднестве
  • Зрители на сцене
  • Организация французских трупп
  • Мольер об актерах Бургундского отеля
  • Монфлери
  • Флоридор
  • Тереза Дюпарк
  • Мари Шанмеле


Глава седьмая. Комический театр до Мольера

  • Жан Табарен. Второй фарс
  • Из комических диалогов Табарена
  • Савиниан Сирано дe Бержерак. Проученный педант. Отрывок из комедии
  • Поль Скаррон. Дон Яфет Армянский. Отрывок из комедии


Глава восьмая. Жан-Баптист Мольер

  • Пушкин о Мольере
  • Грибоедов о Мольере
  • Белинский о Мольере
  • «Блистательный театр»
  • Бродячие комедианты по «Комическому роману» Скаррона
  • Смехотворные жеманницы. Отрывок из комедии
  • Отзывы современников о «Жеманницах»
  • Предисловие к комедии-балету «Докучные»
  • Школа жен. Отрывки из комедии
  • Отзывы современников о «Школе жен»
  • «Тартюф». Отрывок из комедии
  • Отзывы современников о «Тартюфе»
  • Дон Жуан, или Каменный гость. Отрывки из комедии
  • Отзывы современника о «Дон Жуане»
  • Мизантроп. Отрывки из комедии
  • Отзывы современников о «Мизантропе»
  • Мещанин во дворянстве. Отрывки из комедии
  • Плутни Скапена. Отрывок из комедии
  • Теоретические высказывания Мольера
  • Работа Мольера с актерами
  • Мольер-актер
  • Монтировка комедий Мольера во второй половине XVII века


Глава девятая. Основание театра Французской Комедии

  • Распоряжение о слиянии труппы Бургундского отеля с бывшей труппой Мольера
  • Королевский указ об основании театра Французской Комедии
  • Личный состав труппы в момент основания театра Французской Ко­медии
  • Ходатайства актеров об изменении их положения
  • Подчинение актеров придворному ведомству
  • Последствия соединения трупп
  • Актеры в поисках нового помещения

 

Отдел V. Немецкий театр

  • Классики марксизма о Германии XVI—XVII веков
  • Чернышевский о Германии


Глава первая. Немецкий театр XVI века


Глава вторая. Немецкий театр XVII века

  • Английские комедианты в Германии
  • Старинная немецкая афиша
  • Комедия о прекрасной королеве Эсфири и о горделивом Амане
  • Андреас Грифиус. Карденио и Целинда. Отрывки из трагедии
  • Андреас Грифиус. Господин Петер Сквенц. Отрывок из комедии
  • Труппа Фельтена
  • Французская трагедия на сцене театра Фельтена


Глава третья Школьный театр иезуитов

  • Якоб Понтан. Поэтика
  • Франциск Ланг. Рассуждение о сценической игре

 

 

Теги: