Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Том 1 — М.: «Искусство», 1952
Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Том 1 / Ред. Мокульский C.C. — М.: «Искусство», 1952
Оглавление
Часть первая. Театр феодального общества
- Классики марксизма о феодальном обществе
- Пушкин о средневековой поэзии и драме
- Горький о народных истоках средневековой драмы
Глава первая. Народные истоки средневекового театра
Глава вторая. Гистрионы-жонглеры
- Преследования гистрионов-жонглеров церковью
- Разные виды гистрионов-жонглеров
- Быт жонглеров
- Описания искусства жонглеров
Глава третья. Гротсвита из Гандерсгейма
Глава четвертая. Литургическая драма
- Девы мудрые и девы неразумные
- Постановка пасхальной литургической драмы
- Ремарки в тексте литургической драмы
- Описание устройства рая во Флоренции
Глава пятая. Полулитургическая драма
- Представление об Адаме
- Воскресение спасителя
Глава шестая. Зарождение комического театра
- Светские песни и пляски в церквах
- Всепьянейшая литургия
- Образцы поэзии вагантов
- Адам де Ла-Аль. Игра о Робене и Марион
- Исполнение «Игры о Робене и Марион» в XIV веке
Глава седьмая. Миракль
- Рютбеф. Чудо о Теофиле
- Жан Модель. Игра о святом Николае
Глава восьмая. Мистерия
- Прошение горожан Шомона о разрешении им поставить мистерию
- Мистерия страстей в Меце
- Мистерия о святом Мартине в Серре
- Показ мистерии в Бурже
- Мистерия страстей в Валансьене
- Постановка мистерии в кругу амфитеатра
- Описание педжентов
- Режиссерские ремарки к «Мистерии страстей» в Монсе
- Костюм чертей в мистерии
- Реклама мистериального спектакля
- Охрана города во время спектакля
Глава девятая Моралите
- Нынешние братья
Глава десятая Фарс и соти
- Адвокат Патлен
- О чане
- Фарс о немой жене в изложении Рабле
- Пьер Гренгор. Клич Принца Дураков
- «Игра о Принце Дураков и о Дурацкой Матери»
Глава одиннадцатая. Исполнители комических жанров
- Дижонская инфантерия
- Базошь
- Жан де Понтале
- Сатирические стихи Понтале
- Политическая сатира в моралите и фарсах
- Описание шутовского костюма
Часть вторая. Театр эпохи формирования буржуазного общества
- Классики марксизма об эпохе формирования буржуазного общества
- Герцен о культуре Возрождения
Отдел I. Итальянский театр
- Классики марксизма об Италии XIV—XVII веков
- Белинский об итальянском искусстве
Глава первая. Драматургия Италии XVI века
- Никколо Макиавелли. Мандрагора
- Джордано Бруно. Подсвечник
- Штампы «ученой комедии»
- Интермедии и их популярность
- Джан-Джорджо Триссино. Софонисба. Отрывок из трагедии
- Причины отмирания трагедии
- Торквато Тассо. Аминта. Отрывки из пасторали
- Анджело Беолько. Второй диалог на деревенском языке
Глава вторая. Театральное здание и сцена в Италии XVI века
- Устройство придворного театра в Мантуе
- Постановка «Каландрии» Бибиены в Урбино
- Перуцци как изобретатель перспективных декораций
- Из трактата «Об архитектуре» Серлио
- Олимпийский театр в Виченце
Глава третья. Появление профессиональных актеров
- Первые венецианские актеры
- Площадные фигляры в Венеции
- Первые итальянские актрисы
- Режиссерская работа Леоне де Сомми
Глава четвертая. Комедия масок
- Первое свидетельство о комедии масок
- Первое известное представление комедии масок
Образцы сценариев комедии масок:
- Характеристика масок
- Монолог Доктора
- Образцы бахвальств Капитана
- Образцы тирад любовников
- Образцы стандартных диалогов
- Образцы острот первого Дзанни
- Описание лацци
- Образец пролога комедии масок
- Импровизация в комедии масок
- Эстетические принципы комедии масок
Глава пятая. Театральное здание и сцена в Италии XVII века
- Театр Фарнезе в Парме
- Итальянский театр начала XVII века по описаниям И. Фуртенбаха
- Никола Саббатини. Об искусстве строить декорации и машины в театрах
- Постановки Джакомо Торелли в Париже: Притворная сумасшедшая, Свадьба Фетиды и Пелея
Отдел II. Испанский театр
- Классики марксизма об Испании XVI—XVII веков
- Белинский об Испании XVI—XVII веков
Глава первая. Испанская драматургия XVI века до Сервантеса
- Хуан дель Энсина. Эклога об оруженосце, который сделался пастухом
- Торрес Наарро. Из предисловия к его поэтическим опытам
- Лопе де Руэда. Оливы
- Лопе де Руэда. Страна Хауха
Глава вторая. Мигель де Сервантес Сааведра
- Классики марксизма о Сервантесе
- Островский о драматургии Сервантеса
- Нумансия. Отрывки из трагедии
- Педро Урдемалас. Отрывки из комедии
- Театр чудес. Интермедия
- Теоретические высказывания Сервантеса
Глава третья. Лопе де Вега Карпио
- Фуэнте Овехуна. Отрывки из драмы
- Великодушный генуэзец. Отрывки из комедии
- Периваньес и командор Оканьи. Отрывок из трагикомедии
- Крестьянин в своем углу. Отрывки из комедии
- Собака на сене. Отрывки из комедии
- Островский о пьесе Лопе де Вега «Лучший алькальд—король»
- Новое руководство к сочинению комедий
- Лопе де Вега об актерском искусстве
Глава четвертая. Современники Лопе де Вега
- Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость
- Теоретические высказывания Ткрсо де Молина
- Теоретические высказывания современников Лопе де Вега о театре
- Хуан Руис Аларкон. Ткач из Сеговии. Отрывки из драмы
Глава пятая. Публичные театры и актеры Испании XVI—XVII веков
- Публичные театры в Мадриде XVII века
- Разные виды актерских трупп
- Описание бродячей актерской труппы
- Бытовое положение актера
- Портреты видных актеров
- Запрещение выступлений женщин на сцене
- Запрещение спектаклей при Филиппе II
- Правила внутреннего распорядка в публичных театрах
- Условность испанской сцены
- Характеристика прологов
- Первое представление ауто
- Контракт на постановку ауто
Глава шестая. Придворный театр в Испании XVII века
- «Лес без амура» Лопе де Вега при дворе
- «Сын солнца Фаэтон» Кальдерона в дворцовом пловучем театре
- Обстановка дворцового спектакля
Глава седьмая. Педро Кальдерон де ла Барка
- Классики марксизма о Кальдероне
- Пушкин о Кальдероне
- Белинский о Кальдероне
- Тургенев о Кальдероне
- Жизнь есть сон. Отрывки из трагедии
- Саламейский алькальд. Отрывки из драмы
- Герцен о «Саламейском алькальде»
- Возрождение ауто в творчестве Кальдерона
Отдел III. Английский театр
- Классики марксизма об Англии XVI—XVII веков
- Белинский об Англии
Глава первая. Ренессансная драма в Англии
- Джон Гейвуд. Забавная комедия о муже Джоне Джоне, о жене его Тиб и о священнике сэре Джане
- Томас Нортон и Томас Секвиль. Горбодук
- Джон Лили. Александр и Кампаспа. Отрывок из комедии
- Образчик эвфуистического стиля
- Роберт Грин. Векфильдский полевой сторож
- Горький о Грине
- Кристофер Марло. Трагическая история доктора Фауста
- Безбожие Марло
- Теоретические споры вокруг реннесансной драмы
Глава вторая. Вильям Шекспир
- Классики марксизма о Шекспире
- Грибоедов о Шекспире
- Пушкин о Шекспире
- Лермонтов о Шекспире
- Белинский о Шекспире
- Герцен о Шекспире
- Тургенев о Шекспире
- Добролюбов о Шекспире
- Чернышевский о Шекспире
- Ромео и Джульетта. Отрывок из трагедии
- Гамлет. Отрывки из трагедии
- Отелло, венецианский мавр. Отрывки из трагедии
- Король Лир. Отрывки из трагедии
- Макбет. Отрывки из трагедии
- Тимон Афинский. Отрывок из трагедии
- Король Генрих Четвертый. Отрывки из исторической хроники
- Два веронца. Отрывки из комедии
- Двенадцатая ночь. Сцецы из комедии
- Шекспир об условностях публичного театра
- Шекспир об актерском искусстве
- Отзывы современников о Шекспире
Глава третья. Современники и преемники Шекспира
- Бен Джонсон. Вольпоне. Отрывки из комедии
- Теоретические высказывания Бен Джонсона
- Френсис Бомонт и Джон Флетчср. Рыцарь пламенеющего пестика
Глава четвертая. Театры и актерские труппы в Англии XVI—XVII веков
- Придворный театр
- Публичные театры
- Спектакль детской труппы
- Золотая молодежь в городском театре
- Указ Елизаветы о прикреплении трупп к знатным патронам
- Указ Иакова I о выдаче патента труппе Бербеджей
- Образец актерского контракта в антрепризе Генсло
- Актерское искусство в Англии
- Ричард Бербедж
- Ричард Тарльтон
- Мужчины в женских ролях
Глава пятая. Пуритане и театр
- Теоретические высказывания против театра
- Протесты пуританских властей против театра
- Защита театра его деятелями
Глава шестая Театр в годы первой, революции
- Декреты парламента о закрытии театров и о прекращении театрального дела в Англии
- Судьба актеров после закрытия театров
- Первый английский оперный спектакль при Кромвеле
Глава седьмая Театр периода Реставрации
- Плеханов об Англии периода Реставрации
- Состояние английского театра в период Реставрации
- Положение актеров в первые годы после Реставрации
- Спектакль труппы герцога
- Защита Драйденом рифмованного стиха
- Критика Драйденом драм Шекспира и его современников
- Док. Букингем, Т. Спрат и М. Клиффорд. Репетиция. Отрывок из пародийной комедии
- Образец пролога к комедии периода Реставрации
- Вольтер о комедии периода Реставрации
Отдел IV. Французский театр
- Классики марксизма о Франции XVI—XVII веков
- Пушкин о французской литературе XVII века
- Белинский о французской литературе XVII века
- Плеханов о французской литературе XVII века
Глава первая. Французская драматургия XVI века
- Теоретическая декларация Плеяды
- Гуманистическое понимание трагедии
- Первые гуманистические спектакли
- Этьен Жоделль. Дидона, приносящая себя в жертву
- Робер Гарнье. Корнелия
- Пьер де Лариве. Духи. Отрывок из комедии
Глава вторая. Борьба актеров с Братством страстей господних
- Появление профессиональных актеров
- Характеристика Братства страстей прокурором Парижского парламента
- Запрещение духовных мистерий в Париже
- Первые профессиональные актеры в Бургундском отеле
- Анонимный донос Генриху III на представления Братства страстей господних
- Ограничение работы актеров в Париже Братством страстей
- Ходатайство актеров Бургундского отеля о ликвидации Братства страстей (1615)
Глава третья. Парижские театры и актеры в первой половине XVII века
- Описание Бургундского отеля
- Монтировка спектаклей в Бургундском отеле по записям Маэло
- Описание фарсового спектакля в Бургундском отеле
- Фарсовые актеры Бургундского отеля
- Образец шуточных прологов Брюскамбиля
- Мондори
- Бельроз
- Указ Людовика XIII о снятии с актеров бесчестия
- Описание первого представления «Мирам»
Глава четвертая. Пьер Корнель
- Пушкин о Корнеле
- Плеханов о Корнеле
- Сид. Отрывок из трагедии
- Критика «Сида» Французской Академией
- Гораций. Отрывки из трагедии
- Теоретические высказывания Корнеля
Глава пятая. Жан Расин
- Пушкин о Расине
- Герцен о Расине
- Андромаха. Отрывки из трагедии
- Федра. Отрывки из трагедии
- Гофолия
- Теоретические высказывания Расина
- Никола Буало-Депрео. Поэтическое искусство. Отрывок
Глава шестая. Постановка и исполнение трагедии во второй половине XVII века
- Монтировка классицистских трагедий в Бургундском отеле
- Оформление «Ифигении» Расина на версальском празднестве
- Зрители на сцене
- Организация французских трупп
- Мольер об актерах Бургундского отеля
- Монфлери
- Флоридор
- Тереза Дюпарк
- Мари Шанмеле
Глава седьмая. Комический театр до Мольера
- Жан Табарен. Второй фарс
- Из комических диалогов Табарена
- Савиниан Сирано дe Бержерак. Проученный педант. Отрывок из комедии
- Поль Скаррон. Дон Яфет Армянский. Отрывок из комедии
Глава восьмая. Жан-Баптист Мольер
- Пушкин о Мольере
- Грибоедов о Мольере
- Белинский о Мольере
- «Блистательный театр»
- Бродячие комедианты по «Комическому роману» Скаррона
- Смехотворные жеманницы. Отрывок из комедии
- Отзывы современников о «Жеманницах»
- Предисловие к комедии-балету «Докучные»
- Школа жен. Отрывки из комедии
- Отзывы современников о «Школе жен»
- «Тартюф». Отрывок из комедии
- Отзывы современников о «Тартюфе»
- Дон Жуан, или Каменный гость. Отрывки из комедии
- Отзывы современника о «Дон Жуане»
- Мизантроп. Отрывки из комедии
- Отзывы современников о «Мизантропе»
- Мещанин во дворянстве. Отрывки из комедии
- Плутни Скапена. Отрывок из комедии
- Теоретические высказывания Мольера
- Работа Мольера с актерами
- Мольер-актер
- Монтировка комедий Мольера во второй половине XVII века
Глава девятая. Основание театра Французской Комедии
- Распоряжение о слиянии труппы Бургундского отеля с бывшей труппой Мольера
- Королевский указ об основании театра Французской Комедии
- Личный состав труппы в момент основания театра Французской Комедии
- Ходатайства актеров об изменении их положения
- Подчинение актеров придворному ведомству
- Последствия соединения трупп
- Актеры в поисках нового помещения
Отдел V. Немецкий театр
- Классики марксизма о Германии XVI—XVII веков
- Чернышевский о Германии
Глава первая. Немецкий театр XVI века
- Якоб Руоф. Новая игра о Вильгельме Телле
- Ганс Закс. Школяр в раю
- Ганс Закс. Корзина разносчика
- Костюмы к пьесе Ганса Закса «Глупость и ее двор»
Глава вторая. Немецкий театр XVII века
- Английские комедианты в Германии
- Старинная немецкая афиша
- Комедия о прекрасной королеве Эсфири и о горделивом Амане
- Андреас Грифиус. Карденио и Целинда. Отрывки из трагедии
- Андреас Грифиус. Господин Петер Сквенц. Отрывок из комедии
- Труппа Фельтена
- Французская трагедия на сцене театра Фельтена
Глава третья Школьный театр иезуитов
- Якоб Понтан. Поэтика
- Франциск Ланг. Рассуждение о сценической игре