Преследования гистрионов-жонглеров церковью
1
Человек, впускающий в дом свой гистрионов, мимов и плясунов, не знает, какая большая толпа нечистых духов входит за ними следом.
107-е письмо Алкуина (ок. 721). Приведено в книге: П. Полевой, Исторические очерки средневековой драмы, СПБ, 1865, стр. 23.
Священнослужители должны воздерживаться от всех увеселений слуха и зрения; они не должны заниматься ни собаками, ни ястребами, ни соколами или другими подобными вещами; и не только далеко отталкивать от себя, но также убеждать верующих изгонять непристойные и срамные игры гистрионов и йокуляторов (Йокулятор (ioculator)—потешник, фигляр, скоморох (латинская форма слова «жонглер»—jongleur).).
Постановление 2-го Шалонского собора (813). Приведено в книге: «Diction- naire des mysteres», v. 43. ed. «Nouvelle Encyclopedie theologi- que», Paris, 1854, p. 2) .
3
Священники и священнослужители не имеют права присутствовать на каких бы то ни было зрелищах, на пирах или на свадьбах. Они должны подняться и удалиться раньше, чем появятся фимелики (Довольно редкое слово «фимелики» происходит от «фимела»—жертвенник, стоявший посредине орхестры в греческом театре, в более широком смысле—орхестра, сценическая площадка.), т. е. гистрионы, музыканты и мимы.
Постановление Аахенского собора (1816) Приведено в книге: П. П олевой. Исторические очерки средневековой драмы, стр. 24.
4
Беглые, песенники, праздношатающиеся, йокуляторы и все люди этого рода будут наказаны ударами ремня и кнута.
Духовные законы Кенета, короля Шотландии (840—8551. Приведено в книге: «Dictionnaire des mysteres». v. 43 p. 22
5
Прилично, чтобы епископ довольствовался скромной едой и вместо того, чтобы убеждать своих сотрапезников пить и есть, давал бы им пример воздержания. Чтобы от его трапезы было устранено все постыдное и чтобы им не допускались ни спектакли гистрионов, ни парады йокуляторов, ни суетные речи шутов, ни проделки фокусников.
Постановление собора в Италии (850). Приведено в книге: «Dictionnaire des mysteres», v. 43, p. 23.
6
Генрих II, празднуя в Ингельгейме свою свадьбу с Агнесой, выслал из города огромное скопище плясунов и гистрионов, которые, как водится, явились на это торжество, и отпустил их, не только не одарив, но даже не накормив; за то он щедро роздал бедным то, что отнял у слуг дьявола.
Из «Хроники» Оттона Фрейзингенского (XI в.). Приведено в книге: П. П о л е в о й , Исторические очерки средневековой драмы, стр. 25.
7
Дошло до нас [...] что некоторые монахи [...] устраивают в известное время года открытые продажи своих [монастырских.—Р е д.] вин и, дабы увеличить требование на них, вводят сами или дозволяют входить в свои ограды особам нечистым, нечестным, как-то: скоморохам, гистрионам, игрокам в кости, сводням и непотребным женщинам; что [...] и воспрещаем.
Из постановления Раймунда, графа Тулузского и папского легата (1233). Приведено в книге: П. Полевой, Исторические очерки средневековой драмы, стр. 33.
8
Нужно много смелости, чтобы придерживаться обычаев, осуждаемых законом. Так, настояния мирян, во многих пунктах мало приемлемые для церковников, сохранили обычай, или, вернее, заблуждение развращенного времени, небезопасное для душ церковников нашей провинции. Действительно, когда миряне принимают рыцарей или устраивают свадьбы, они посылают к духовным лицам жонглеров и гистрионов, чтобы те приютили их, как они это, впрочем, и сами делают. Из этого следует, что церковники, живя обычно на доходы своей церкви и предоставив свое личное имение близким, принуждены церковное имущество, которым они обязаны благочестию верующих и которое предназначено единственно для поддержания бедняков, не только отдавать, но щедро расточать на запрещенный обычай, ведущий лишь к унижению и порче нравов духовных лиц. А потому, имея намерение искоренить это заблуждение, мы приказываем:
- никто из духовенства нашей провинции, каково бы ни было его состояние и достоинство, не будет принимать жонглеров и гистрионов, которых ему пошлют, и не приютит их у себя даже мимоходом;
- всякий, кто нарушит это постановление, будет принужден вернуть вдвойне то, что он даст жонглеру и гистриону из имущества церкви, которым он пользуется, и посвятить эти суммы поддержанию бедняков.
Постановление Равеннского собора (1286). Приведено в книге: «Dictionnaire des mysteres», v. 43, p. 21.
9
Так как конституция отца Бонифация была составлена таким образом: «Нескромные служители церкви, на своих должностях предающиеся ремеслу жонглера, голиарда или буффона и упражняющиеся в течение года в этих позорных играх, если они не раскаются, будут, по крайней мере после третьего предупреждения, лишены всех духовных привилегий», то мы предлагаем, с одобрения собора, не предаваться этому запрещенному искусству и тем, которые упражняются в нем, оставить его в трехмесячный срок[...] по крайней мере, если они хотят избежать указанного выше наказания за свой грех.
Постановление Зальцбургского собора (1310). Приведено в книге: «Dictionnaire des mysteres», v. 43, p. 26.
10
Узнав, что во многих городах и деревнях нашей Реймской провинции гистрионы и жонглеры осмеливаются снова носить в своих шествиях огни, составленные из свечей, как если бы это были священные предметы, и вводить этим в идолопоклонство народ, действительно почитающий эти огни, мы запрещаем впредь делать это, со строгим повелением[...]наказывать виновных гистрионов таким образом, чтобы они не возвращались более к своему идолопоклонству и чтобы это служило всем примером.
Постановление собора в Нойоне (1344). Приведено в книге: «Dictionnaire des mysteres», v. 43, p. 26.
11
Чтобы имение господа нашего Иисуса Христа не было по лукавому наущению дьявола напрасно истреблено и истрачено на мирские дела, [...] мы приказываем:
Духовные лица, особенно те, которые оплачиваются, как бы значительно ни было их звание, ничего не должны давать ни мимам, ни жонглерам, ни гистрионам, ни буффонам, ни голиардам, ни другим людям сценического искусства под каким бы то ни было предлогом...
Постановление Германского собора (1440). Приведено в книге: «Diction- naire des mysteres», v. 43, p. 27.