Жеста Гарена де Монглан

La geste de Garin de Monglane et de Guillaume d'Orange

Жеста Гарена де Монглана объединяет около двадцати поэм1, где воспеваются семь или восемь поколений французских героев. Жеста повествует не только о центральном герое — Гильоме д'Оранже, но и о его братьях. Это Бернар де Брабант, Бертран, Бевон (Бёв) де Барбастр, или де Коммарши, Эрно де Жиронд2, Гарен д'Ансён и Гибер д'Андрена. Интересно, что эти же герои французского эпоса фигурируют и в средневековом латинском тексте, так называемом «Гаагском фрагменте».

Сохранившиеся поэмы рассматриваемой жесты, поэмы очень разные и по времени происхождения и по характеру повествования, все же дают полную картину эпической «биографии» Гильома и его подробную родословную. Эпический прародитель Гильома — Гарен де Монглан. Его сын, дед Гильома, — Эрно де Боланд. Сын Эрно и отец Гильома — Эмери де Нарбонн.

Эпическая история самого Гильома начинается с событий, излагаемых в «Короновании Людовика». Поэма состоит из двух основных частей, первая из которых по содержанию соответствует названию. Карл Великий, отягощенный преклонным возрастом, постоянными войнами и заботой о своем огромном государстве, хочет передать престол своему сыну, наследнику, пятнадцатилетнему Людовику. Но ребенок труслив и слаб и не может надеть корону. Коварный барон Карла Ансеис Орлеанский посредством интриг и лживых уверений пытается завладеть короной Франции. И когда это ему почти удалось, внезапно появляется Гильом и ударом кулака убивает предателя. Престол. Франции спасен. Юный Людовик коронован. Сам Гильом становится постоянным и верным защитником нового, неблагодарного монарха. Вторая часть поэмы, объединяющая три разных раздела, повествует об итальянских подвигах Гильома, пришедшего на помощь римскому папе и сражающегося против сарацин (1-й и 3-й разделы), и о поддержке юного короля Людовика, которого пытались свергнуть бароны-изменники Ричард Руанский и его сын Аселин. Существует мнение, что поэма объединяет несколько первоначально вполне самостоятельных эпических песен, посвящепных Гильому. Поэтому с полным основанием можно сказать, что героем поэмы «Коронование Людовика» является не юный монарх, а его верный вассал Гильом.

Следующие поэмы, повествующие о дальнейших подвигах Гильома, ничего не меняют ни в расстановке сил, ни в идейной направленности этих эпических сказаний. По-прежнему верный и доблестный Гильом неуклонно защищает, а иногда и просто спасает трусливого, жадного, слабого и неблагодарного Людовика.

Поэма «Нимская телега» начинается с удивительной «забывчивости» Людовика. Молодой монарх щедро раздает своим феодалам поместья. Награждены все, кроме Гильома. В это время Гильом возвращается с охоты. По дороге он встречает своего племянника Бертрана, который и сообщает ему о случившемся. Гильом приходит в ярость от неблагодарности короля и немедленно отправляется к Людовику. Гильом напоминает забывчивому королю, как он его возвел на престол, как неоднократно спасал от посягательств на его корону и от предательства его вассалов. Людовик в замешательстве. Он всем обязан Гильому, и только Гильом (и его племянник Бертран) ничего не получили от короля. Подумав, Людовик обещает Гильому дать первый же освободившийся аллод (феодальное поместье). Но тот не хочет ждать. Тогда Людовик предлагает Гильому еще один «вариант» — жениться на вдове погибшего графа Беранже и вместе с женой получить и поместье графа, принадлежащее по праву его малолетнему сыну, тоже Беранже. Тут Гильома опять охватывает неописуемый гнев. И это вполне понятно. Он публично напоминает Людовику «забытый» королем эпизод с Беранже. Во время боя Людовик был выбит из седла. Ему грозила неминуемая гибель. Тогда граф Беранже, пришпорив коня, подоспел на помощь королю, помог ему встать на ноги и дал ему своего коня. Людовик пустился наутек с поля боя.

Einsi remest li marchis Berangiers;
La le veismes ocirre et detranchier,
Ne li peusmes secorre ne aidier.

(А Беранже врагом был взят в кольцо.
Мы видели, как умирал герой,
Но нам спасти его не удалось.)3, —

продолжает Гильом. Сына погибшего героя и предлагает обездолить верный только своей низости король Людовик. Естественно, благородный Гильом не может принять от короля такого «подарка». Более того, Гильом заявляет всем, что если кто-нибудь обидит малолетнего Беранже, то он сам за него жестоко отомстит обидчику. Приближенные короля отдают должное честности и мужеству Гильома, который покидает дворец короля. Но вскоре он возвращается туда вновь, подстрекаемый племянником Бертраном. Людовик, испугавшись не на шутку, предлагает Гильому половину своего королевства. Гильом отказывается и просит у короля лишь разрешения освободить от ига сарацин города Ним и Оранж. При завоевании Нима Гильом проявляет чудеса доблести и необыкновенную находчивость. По дороге в Ним он отбирает у торговца тысячу пустых бочек и помещает в них своих воинов. Язычники сами отворяют ворота города. По условленному сигналу Гильома воины выходят из бочек. Начинается бой. Французы побеждают. Ним освобожден.

О взятии Оранжа существует самостоятельная эпическая поэма, являющаяся естественным продолжением «Нимской телеги». Гильом завоевывает город и женится на вдове сарацинского короля Оранжа, несравненной красавице Орабль. Она принимает христианство и становится верной подругой Гильома, знаменитой Гибур, героиней ряда французских эпических поэм, помогающей своим мужеством и советами героической борьбе Гильома с сарацинами. Гильом и Гибур — герои древней «Песни о Гильоме», а также более поздней поэмы «Алисканс», во многом совпадающих в сюжетной линии.

О последних годах жизни Гильома повествуется в поэме «Монашество Гильома». Однако Гильом был весьма необычным монахом. Даже в этом своем новом «качестве» он совершает героические подвиги, доблестно сражается с врагами и снова приходит на помощь королю Людовику, осажденному сарацинами в Париже (!), спасая тем самым свою Родину — Францию. Под конец жизни эпический Гильом, как и его исторический прототип — Гильом, граф Тулузский, отправляется в основанный им монастырь в Желлоне.4

  • 1. Разные исследователи включают в нее от 23 до 29 (Михайлов) поэм. По Л. Готье это следующие поэмы: «Юность Гарена», «Гарен де Монглан», «Жирар де Вьенн», «Эрно де Боланд», «Ренье де Женн», «Эмери де Нарбонн», «Юность Гильома», «Отъезд сыновей Эмери», «Осада Нарбонна», «Коронование Людовика», «Нимская телега», «Взятие Оранжа», «Юность Вивьена», «Клятва Вивьена», «Алисканс», «Ренуар», «Битва с Локвифером», «Монашество Ренуара», «Осада Барбастра» (и «Бёв де Коммарши»), «Гибер д'Андрена», «Взятие Кордр», «Гибель Эмери де Нарбонна», «Ренье», «Фульк де Канди», «Монашество Гильома».
  • 2. Практически каждый герой этого цикла получает вторую часть своего имени от названия завоеванного им города, освобожденного от сарацин. Эрно де Жиронд освободил город, соответствующий Жероне в современной Испании или местности Жиронде во Франции.
  • 3. (Пер. Ю. Корнеева)
  • 4. З.Н. Волкова. Эпос Франции. Наука, 1984