Античная литература

Публий Папиний Стаций. Ахиллеида

Вторую эпическую поэму – Ахиллеиду – Стаций начал сочинять в последние годы жизни в Неаполе. Она осталась незавершенной. Сейчас у нас есть только первая книга Ахиллеиды и начало второй. Сюжет поэмы состоит в том, что Фетида после похищения Елены Парисом забрала у мудрого кентавра Хирона своего сына Ахилла, воспитывавшегося у знаменитого старца и, чтобы избавить его от участия в предстоящей Троянской войне, спрятала, выдав его за сестру Ахилла, при дворе Ликомеда, царя острова Скирос, среди его дочерей.

Античная лирика — М.: Худ. лит., 1968

Серия: Библиотека всемирной литературы. Серия первая: Литература до XVIII века. Том 4. Поэзия античных авторов.
Составители: С. Апт, Ю. Шульц

 

Содержание

С. Шервинский. Античная лирика

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Ранняя греческая поэзия

Палатинская антология

Палатинская антология (лат. Anthologia Palatina), собрание греческой эпиграмматической поэзии, составленное в X в. византийским грамматиком Константином Кефалой. Антология названа по экземпляру рукописи, обнаруженной в 1606 в Палатинской библиотеке г. Гейдельберг (Codex Palatinus Gr. 23) французским филологом Клодом де Сомезом. Палатинская антология содержит около 3700 эпиграмм (около 23 тыс. стихов) разных эпох и различной художественной ценности, разделённых в современных изданиях на 15 книг.

Поздняя латинская поэзия — М.: Художественная литература, 1982

Настоящий том «Библиотеки античной литературы» по существу впервые знакомит русского читателя с латинской поэзией IV–VI вв. нашей эры. В книгу вошли произведения крупных поэтов той эпохи, таких как Авсоний, Клавдиан, Рутилий Намациан, стихи менее значительных авторов, и анонимные произведения. Не менее велико и разнообразие представленных в книге жанров — от крупной поэмы до мелкой эпиграммы.

Составление и вступительная статья М. Гаспарова.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

M. Гаспаров. Поэзия риторического века

АВСОНИЙ 

Гигин. Астрономия

По изд.: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997.

 

Carmina Priapea (Книга Приапа)

Книга Приапа (лат. Priapea) — сборник анонимных стихотворений в честь Приапа; встречается уже у греков; составлением подобных стихотворений занимался поэт александрийского периода Эвфорион. У римлян эта поэзия первоначально была эпиграфической; пикантные стихи на Приапа писались на стенах его святилищ или прямо на статуях, часто стоявших посреди садов. Впоследствии подобные стихи заняли место и в литературе.

Грабарь-Пассек М. Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. - Москва : Наука, 1966

Примечания

Цитаты из поэм Гомера даны в переводах Гнедича и Жуковского, из «Гомеровских гимнов» и из поэм Гесиода — в переводе Вересаева, из «Амфитриона» Плавта — в переводе Артюшкова. О переводе цитат из трагедий Сенеки см. Приложение III. Цитаты из «Божественной комедии» Данте даны в переводе М. Лозинского. Остальные цитаты, стихотворные и прозаические, в тексте и примечаниях — в переводе автора книги. Курсив в цитатах везде авторский.

Из «Библиотеки» Аполлодора (сюжеты «Фиванского цикла»)

Изложение мифологических сюжетов т.н. «Фиванского цикла» по «Библиотеке» Аполлодора (Книга III).
По изд.: Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград, Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972.
Перевод и примечания В. Г. Боруховича.

 

[Похищение Европы]

Онесикрит Астипалейский. Отрывки

Онесикрит (360 г. до н. э. — 290 г. до н. э.) — древнегреческий историк и писатель, сопровождавший Александра Македонского в его азиатских походах. Онесикрита часто цитировали более поздние античные авторы, критиковавшие его, однако, за неаккуратность и фальсификацию исторических фактов. Среди его сочинений (сохранившихся лишь в цитатах) — биография Александра Великого «Как воспитывали Александра» и описание его похода в Азию, из которого известны такие эпизоды, как визит к Александру королевы амазонок Фалестрис и беседа Александра с индийскими мудрецами (гимнософистами).

Элиан. Пестрые рассказы (Перевод С. В. Поляковой)

Перевод с древнегреческого, статья. примечания и указатель С. В. Поляковой
По изд.:
Элиан. Пестрые рассказы. Издательство Академии наук СССР, М.-Л.: 1963

 

Книга I

1

Удивительно прожорливы полипы и уничтожают без разбора все. Часто они не удерживаются даже от пожирания себе подобных: чуть только меньший попадется большему и окажется в мощных сетях его щупальцев, так сейчас же становится его пищей.

Песнь гончаров

Под этим условным названием приводится текст анонимного автора (вероятно, VI в.), который в древности приписывали и Гомеру, и Гесиоду. По существу, это «гимн наоборот» — безымянный певец обещает помощь Афины-Эрганы, то есть покровительницы ремесленников, если ему будет обеспечена награда, и грозит гневом мелких демонов в противоположном случае. Таким образом, гимн постепенно переходит в заклинание.

Перевод О. П. Цыбенко

Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений

Обстоятельства и время жизни Гая Юлия Солина, под чьим именем дошло до нас сочинение "Собрание достопамятных сведений" ("Collectanea rerum memorabilium"), как и некоего Адвента, которому это сочинение посвящено, совершенно неизвестны. "Собрание" представляет собой компиляцию из различных латинских авторов, но основным источником Солину служила "Естественная история" Плиния Старшего. Таким образом, Солин ни в коей мере не является самостоятельным автором, и те места его труда (их немного), авторство которых не удалось установить, очевидно, заимствованы им из неизвестных нам сочинений.

Телегония

Автором поэмы считали Евгамона из Кирены в Африке (VI в.).  
Содержание ее составляли поиски Телегоном, сыном Одиссея и Кирки, неведомого ему отца, встреча не узнавших друг друга отца с сыном и смерть Одиссея от руки более молодого соперника.

Поэма состояла из двух книг. Сохранился краткий синопсис в извлечениях Фотия из «Хрестоматии Прокла» (II в. н. э.) и два маленьких фрагмента.

Перевод О. Цыбенко

 

1 (1)

Возвращения (Носты)

Автором считался Агий из Трезена (середина VII в.). Содержание поэмы  составляли различные способы, которыми уцелевшие ахейцы добирались до дому: буря, обрушившаяся на их флот у Каферейского мыса (ср.: разд. Ш, Алкей, фр. 20), скитания Менелая и убийство вернувшегося Агамемнона Эгисфом и Клитеместрой, которым отомстил Орест.

Разрушение Илиона

Автором считается Арктин из Милета (конец VTTI в.). По содержанию эта поэма отчасти совпадала с предыдущей, так как в ее начале троянцы еще обсуждали, как им поступить с деревянным конем. Только после гибели Лаокоонта и его сыновей, в которой троянцы увидели божье знамение, конь был введен в город. Кончалась поэма отплытием ахейцев из-под Трои.

Поэма состояла из двух книг, то есть примерно 1500 строк. Её синопсис (краткое изложение) занимает одну страницу текста. Сохранилось 18 стихотворных строк в составе 4 фрагментов, а также 2 фрагмента с пересказом.

Гомер. Одиссея

Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру (в "Илиаде" 15693 стихотворных строки, в "Одиссее" их 12110), эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя.

Гомер. Илиада

Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру (в "Илиаде" 15693 стихотворных строки, в "Одиссее" их 12110), эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя.

Малая Илиада

Автором называют Лесха из Пирры на о-ве Лесбос (начало VII в.). По содержанию поэма примыкала к предыдущей, так как начиналась со спора об оружии Ахилла. Далее следовали прибытие под Трою Филоктета и его поединок с Парисом, гибельный для последнего, а также прибытие Неоптолема, сооружение деревянного коня и введение его в Трою. Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Эфиопида

Автором считается Арктин из Милета (конец VIII в.). Содержание составляло прибытие под Трою после гибели Гектора (фр. 1) царицы амазонок Пенфесилеи и вождя эфиопов Мемнона, их гибель от руки Ахилла и смерть самого Ахилла, за чьи доспехи разгорелся спор между Аяксом и Одиссеем. Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Меламподия

Мелампод — сын Амифаона (см.: «Каталог женщин», фр. 74), врач и пророк, наделенный даром понимать голоса птиц и животных. Он исцелил, в частности, от безумия дочерей Прета (см.: «Каталог женщин», фр. 20 и примеч.).

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (270)

Кедра и сумраконосной сосны безжалостным дымом...

2 (271)

Эгимий

Эгимий — сын Дора, мифический предок дорийцев, давший им законы, когда они жили еще в долине Пенея в Фессалии. Впоследствии он усыновил Гилла, сына Геракла, дав ему третью часть своего царства. По имени Гилла и родных сыновей Эгимия — Дима и Памфила — три древних родовых объединения дорийцев назывались Гиллеи, Диманы и Памфилы (см. разд. П, Тиртей, фр. 10, 2) Авторство Гесиода крайне сомнительно.

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (294)

Сошествие Пирифоя

В поэме речь шла о сошествии в Аид Тесея и Пирифоя (соратник верный, 5), царя лапифов, с целью взять Ферсефонею (Персефону) в жены Пирифою. В царстве мертвых Тесей и Пирифой встречают тень Мелеагра и ведут с ней разговор. 1—6. ...Ни силой сразить... — слова Мелеагра (см.: «Каталог женщин», фр. 13 и примеч.), обращенные к Тесею.

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (280)

Каталог женщин

Вопрос об авторе этой поэмы, которая занимала 6 книг, и о времени ее создания принадлежит к числу достаточно трудных в классической филологии. Никто из современных исследователей не считает ее произведением Гесиода. Если он и был составителем такого каталога, примыкавшего к «Теогонии», то это должно было быть произведение, значительно более лаконичное, составленное по образцу ст. 886—1018 «Теогонии» как краткий перечень родоначальниц героических родов.

Щит Геракла

Хотя эта небольшая поэма сохранилась вместе с бесспорно гесиодовскими «Теогонией» и «Трудами и Днями» во многих средневековых рукописях, а отрывки из нее — в папирусах, уже в IV в. до н. э. ее считали неподлинной, а современные филологи единогласно относят к первым десятилетиям VI в. Автором поэмы являлся, вероятно, рапсод из Фессалии, предназначавший ее к исполнению в Пагасей- ском святилище Аполлона.

Маргит

«Маргит» — комическая поэма, которую в древности приписывали Гомеру. В действительности ее автором был неизвестный рапсод из Колофона VII — VI вв. (фр. 1). Герой поэмы — фольклорный дурачок, ничего не умеющий (фр. 2 и 3), вплоть до исполнения супружеских обязанностей, которых он стремится избежать в первую же брачную ночь (фр. 4). Впрочем, позже, наученный невестой, он готов вообразить себя на сексуальном поприще Гераклом и справить еще не одну свадьбу (фр. 5). Поэма была написана в чередовании гексаметров с ямбами. Фр.

Война мышей с лаской

Папирусный отрывок, опубликованный в 1983 г.1 Папирус, извлеченный из картонажа мумии, относится ко Π — I вв. Вероятно, и время создания поэмы — около II в. Из сохранившихся на обрывках папируса стихометрических пометок 400 и 900 видно, что поэма превышала «Войну мышей и лягушек» более чем в три раза, а нашему отрывку предшествовали 360 стихов.

Труды и дни

Вторая поэма Гесиода возникла в русле «поучений», также известных в ближневосточной словесности 2-го — 1-го тысячелетий. Принципиальная ее новизна состояла, однако, в том, что гомеровский гексаметр, предназначенный для воспевания героических подвигов эпических героев, здесь был с соответствующими модификациями приспособлен для совершенно иной тематики — воспевания честного труда и наставлений по земледелию. Социальная обстановка в Беотии была в это время мрачной.

Теогония (О происхождении богов)

«Теогония», будучи первой на греческой почве поэмой о происхождении и функциях богов, не является вместе с тем изолированным явлением в Средиземноморском регионе. Известны — в отрывках или пересказах — сходные по тематике произведения, созданные во втором тысячелетии в Месопотамии, Финикии, у хурритов — народа, проживавшего в юго-восточной Малой Азии, севернее Сирии и Месопотамии, и завоеванного в XTV в. хеттами, которые переняли его мифологию.

Кипрские песни (Киприи)

Автором их считали Стасина с о-ва Кипр (VII в.). Содержание поэмы охватывало события от состязания трех богинь в красоте на свадьбе Пелея и Фетиды (см.: «Каталог женщин», фр. 78) до спора Ахилла с Агамемноном, которым начинается «Илиада». Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Страницы