Разрушение Илиона

Автором считается Арктин из Милета (конец VTTI в.). По содержанию эта поэма отчасти совпадала с предыдущей, так как в ее начале троянцы еще обсуждали, как им поступить с деревянным конем. Только после гибели Лаокоонта и его сыновей, в которой троянцы увидели божье знамение, конь был введен в город. Кончалась поэма отплытием ахейцев из-под Трои.

Поэма состояла из двух книг, то есть примерно 1500 строк. Её синопсис (краткое изложение) занимает одну страницу текста. Сохранилось 18 стихотворных строк в составе 4 фрагментов, а также 2 фрагмента с пересказом.

Перевод О. Цыбенко

 

1 (1)

В граде, тобою основанном, боги в чести непрестанной
Вечно да будут, опекою чтимые, жертвами, пляской,
Ибо доколе пребудет на вашей земле сей священный
Дар от Зевесовой дщери супруге твоей, неприступным
Будет твой город вседневно стоять и во всякое время.

2 (4)

Их ведь обоих почтил отец Земледержец преславный
Даром, но каждого в деле ином знаменитым соделал:
Легкие длани тому сотворил к извлеченью из плоти
Лезвий, к сечению тел, к исцелению всяческой раны,
Этому - знание в перси вложил обо всем, что незримо,
Точное - дар врачевания неизлечимых болезней.
Первым оный узнал потому о безумье Аякса,
Видя сверканье очей и рассудок его отягченный.

3 (6)

Чадам Тесея наградой воздал Агамемнон могучий,
Пастырю ратей воздал Менесфею великому духом.

4 (7)

...А Ямб непоодаль,
Выставив ногу, стоял, чтоб его напряженные члены
Силу давали ему и вид, готовый к движенью.

 

Фр. 1. В граде, тобою основанном... — Имеется в виду пророчество, данное Дардану, чей сын Трос или внук Ил основали Трою (Илион). 4. Дар от Зевесовой  дщери — палладий, статуя Афины. Супруге твоей — Хрисе, дочери Палланта.

Фр. 2. 1. Их ведь обоих почтил... — Речь идет о сыновьях Посейдона (или Асклепия?) Махаоне и Подалирии, бывших врачами в ахейском войске. Первый  считался хирургом, второй, как видно, терапевтом и психиатром (узнал о безумье Аякса).
7. Аякс впал в безумье после того, как Одиссею были присуждены доспехи  Ахилла, и в этом состоянии перебил стада скота, полагая, что расправляется с  оскорбившими его ахейцами.

Фр. 3. 1. Чадам Тесея. — «Илиада» (II, 546—556) упоминает одного Менесфея в качестве предводителя афинян под Троей.