Эпический цикл

Тер­мин «эпи­че­ский кик­л» воз­ник уже в клас­си­че­скую эпо­ху, и Ари­сто­тель исполь­зу­ет его в «Ана­ли­ти­ках» в каче­стве всем извест­но­го поня­тия, иссле­дуя непра­виль­ные фор­мы умо­за­клю­че­ния. Поня­тие это воз­ник­ло, веро­ят­но, в свя­зи с нача­лом науч­но­го иссле­до­ва­ния гоме­ров­ских поэм, в кото­рых затра­ги­ва­лись мно­гие дета­ли тро­ян­ско­го, фиван­ско­го и иных кру­гов ска­за­ний (так, напри­мер, песнь о дере­вян­ном коне, кото­рую испол­ня­ет в VIII кни­ге «Одис­сеи» сле­пой певец Демо­док, долж­на была суще­ст­во­вать до созда­ния поэ­мы, так же как и мно­гие дру­гие мифы). Фор­мой их суще­ст­во­ва­ния мог­ли быть народ­ные эпи­че­ские пес­ни, лите­ра­тур­ная обра­бот­ка кото­рых про­изо­шла уже после созда­ния «Или­а­ды» и «Одис­сеи»: те, кому при­над­ле­жа­ли эти обра­бот­ки, зна­чи­тель­но усту­па­ли авто­ру «Или­а­ды» или «Одис­сеи» в даро­ва­нии. Отсюда отно­ше­ние к этим поэ­мам извест­ных алек­сан­дрий­ских кри­ти­ков, при­ме­ром кото­ро­го может слу­жить выска­зы­ва­ние Кал­ли­ма­ха ἐχθαίρο τό ποίημα τό κυκ­λι­κόν (AP XII, 43). Поэ­мы эти, одна­ко, соста­ви­ли тот круг про­из­веде­ний, кото­рые были необ­хо­ди­мы для пони­ма­ния и эксе­ге­ти­ки Гоме­ра. Вождем этой эксе­ге­ти­ки был зна­ме­ни­тый Ари­старх, для кото­ро­го, впро­чем, сло­во «кик­ли­че­ский» было сино­ни­мом сло­ва «пош­лый». О том, что тер­мин «эпи­че­ский кикл» име­ет имен­но такое про­ис­хож­де­ние, свиде­тель­ст­ву­ет заме­ча­ние одно­го древ­не­го схо­ли­а­ста: «Кик­ли­че­ски­ми поэта­ми назы­ва­ют тех, кото­рые опи­са­ли все, что вокруг (κύκ­λον) «Или­а­ды», все, что про­ис­хо­ди­ло до или после опи­сан­ных ею собы­тий».

Вна­ча­ле этот тер­мин обо­зна­чал, по-види­мо­му, всю сово­куп­ность поэм, создан­ных на осно­ве мифов, полу­чив­ших отра­же­ние в «Илиа­де» и «Одис­сее», но позд­нее это сло­во ста­ли при­ме­нять для обо­зна­че­ния мифо­ло­ги­че­ских ком­пен­ди­у­мов, где в про­за­и­че­ской фор­ме пере­ска­зы­ва­лись сюже­ты этих поэм, объ­еди­нен­ные в систе­му. Точ­ное содер­жа­ние «эпи­че­ско­го кик­ла» вскрыть, види­мо, невоз­мож­но, хотя В. Крист в пер­вом изда­нии сво­ей «Исто­рии гре­че­ской лите­ра­ту­ры» и дает пере­чень поэм, охва­ты­ва­е­мых этим поня­ти­ем. Есть осно­ва­ния счи­тать, что содер­жа­ние это­го тер­ми­на по-раз­но­му пони­ма­лось раз­лич­ны­ми авто­ри­те­та­ми древ­но­сти и что оно изме­ня­лось исто­ри­че­ски. Одна­ко нам извест­но, что в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху была сде­ла­на попыт­ка (веро­ят­но, одна из мно­гих) соста­вить нечто вро­де учеб­ни­ка по мифо­ло­гии. В пере­чне про­из­веде­ний грам­ма­ти­ка Дио­ни­сия Ски­тобра­хи­о­на, жив­ше­го во вто­рой поло­вине II в. до н. э., мы нахо­дим про­за­и­че­ское сочи­не­ние, оза­глав­лен­ное «Исто­ри­че­ский кикл». Впро­чем, Зуз­е­миль гово­рит о создан­ном в пери­од от Дио­ни­сия Ски­тобра­хи­о­на и до Дио­до­ра учеб­ни­ке по мифо­ло­гии, при­над­ле­жав­шем неиз­вест­но­му авто­ру и послу­жив­шем глав­ным источ­ни­ком для III и IV книг Дио­до­ра, рас­ска­зов Коно­на и Гиги­на, а так­же для «Биб­лио­те­ки», авто­ра кото­рой он назы­ва­ет Псев­до-Апол­ло­до­ром. Одна­ко боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей все боль­ше скло­ня­ют­ся к тому, чтобы счи­тать авто­ром упо­мя­ну­то­го «Кик­ла» Дио­ни­сия Ски­тобра­хи­о­на, про­зван­но­го по сво­е­му глав­но­му про­из­веде­нию кик­ло­гра­фом. Этот «Кикл» был свое­об­раз­ной мифо­ло­ги­че­ской энцик­ло­пе­ди­ей, создан­ной глав­ным обра­зом на мате­ри­а­ле древ­ней эпи­че­ской поэ­зии. Сочи­не­ние Дио­ни­сия, по мне­нию Швар­ца, лег­ло в осно­ву III и IV книг Дио­до­ра. Мно­гие вопро­сы, свя­зан­ные с этим «эпи­че­ским кик­лом», оста­ют­ся неяс­ны­ми. Это отно­сит­ся преж­де все­го к пере­ч­ню вклю­чен­ных в него эпи­че­ских поэм и к пред­по­ла­га­е­мым авто­рам; но мож­но допу­стить, что он охва­ты­вал все основ­ные мифы начи­ная с бра­ка Ура­на и Геи и до собы­тий, свя­зан­ных с Одис­се­ем и его кон­чи­ной: он соеди­нял в себе «Тео­го­нию» и геро­и­че­ские саги.

Виль­гельм Крист, напи­сав­ший в кон­це XIX в. свою извест­ную исто­рию гре­че­ской лите­ра­ту­ры, был скло­нен вклю­чать в «эпи­че­ский кикл» сюже­ты сле­дую­щих эпи­че­ских поэм: «Тео­го­ния», «Тита­но­ма­хия», «Дана­ида», «Эди­по­дия», «Фива­ида», «Эпи­го­ны», «Киприи», «Или­а­да», «Эфи­о­пида», «Малая Или­а­да», «Раз­ру­ше­ние Или­о­на», «Воз­вра­ще­ния», «Одис­сея» и «Теле­го­ния». Одна­ко худож­ник, создав­ший зна­ме­ни­тые «Или­он­ские таб­ли­цы», начи­нал этот «эпи­че­ский кикл» с «Фива­иды». У Дио­ни­сия Ски­тобра­хи­о­на «Кикл» вклю­чал в себя и дру­гие мифы, как мож­но пред­по­ла­гать на осно­ва­нии сле­дую­ще­го сооб­ще­ния Дио­до­ра (III, 66, 5): «Мы про­следим в основ­ных чер­тах то, что рас­ска­за­но о Ливии у Дио­ни­сия, соста­вив­ше­го свод древ­ней мифо­пеи. Послед­ний ведь сочи­нил кни­ги о Дио­ни­се, ама­зон­ках, арго­нав­тах, о собы­ти­ях, имев­ших место во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны, и о мно­гом дру­гом, ссы­ла­ясь на поэ­мы древ­них мифо­ло­гов и поэтов».1

* * *

Поэмы, обычно включаемые в «эпи­че­ский кик­л», отождествляемый с «троянским»:

  • Киприи (11 книг), автор: Стасин. Содержание: События, предшествовавшие Троянской войне и первые 10 лет конфликта, особенно касающиеся суда Париса.
  • Илиада (24 книги), автор: Гомер.
  • Эфиопида (5 книг), Арктин Милетский. Содержание: Прибытие троянских союзников, амазонки Пентесилеи и Мемнона; их смерть от рук Ахилла в отместку за гибель Антилоха; смерть самого Ахилла.
  • Малая Илиада (4 книги), автор: Лесх Лесбосский. Содержание: События после смерти Ахилла, включая строительство троянского коня и вооружение Одиссея.
  • Разрушение Илиона (2 книги), автор: Арктин Милетский. Содержание: Разрушение Трои греками.
  • Возвращения (5 книг), автор: Агий или Евмел Коринфский. Содержание: Возвращение греческих войск на родину и события, связанные с их прибытием, включая возвращения Агамемнона и Менелая.
  • Одиссея (24 книги), автор: Гомер.
  • Телегония (2 книги), автор: Евгаммон из Кирены. Содержание: Путешествие Одиссея в Теспротию, возвращение в Итаку и смерть от руки своего незаконнорожденного сына Телегона.

 

  • 1. В. Г. Борухович. Античная мифография и «Библиотека» Аполлодора // Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: «Наука», 1972.

Аполлодор. Библиотека

Дошед­шая до нас под име­нем Апол­ло­до­ра, жив­ше­го во II в. до н. э. афин­ско­го грам­ма­ти­ка, «Биб­лио­те­ка» долж­на быть отне­се­на к чис­лу мифо­гра­фи­че­ских сочи­не­ний, изла­гав­ших в про­за­и­че­ском пере­ска­зе основ­ные сюже­ты «эпи­че­ско­го кик­ла». Руко­вод­ство по мифо­ло­гии под этим назва­ни­ем дер­жал в сво­их руках извест­ный биб­лио­фил и эрудит, жив­ший в IX в. до н. э.

Телегония

Автором поэмы считали Евгамона из Кирены в Африке (VI в.).  
Содержание ее составляли поиски Телегоном, сыном Одиссея и Кирки, неведомого ему отца, встреча не узнавших друг друга отца с сыном и смерть Одиссея от руки более молодого соперника.

Поэма состояла из двух книг. Сохранился краткий синопсис в извлечениях Фотия из «Хрестоматии Прокла» (II в. н. э.) и два маленьких фрагмента.

Перевод О. Цыбенко

 

1 (1)

Возвращения (Носты)

Автором считался Агий из Трезена (середина VII в.). Содержание поэмы  составляли различные способы, которыми уцелевшие ахейцы добирались до дому: буря, обрушившаяся на их флот у Каферейского мыса (ср.: разд. Ш, Алкей, фр. 20), скитания Менелая и убийство вернувшегося Агамемнона Эгисфом и Клитеместрой, которым отомстил Орест.

Разрушение Илиона

Автором считается Арктин из Милета (конец VTTI в.). По содержанию эта поэма отчасти совпадала с предыдущей, так как в ее начале троянцы еще обсуждали, как им поступить с деревянным конем. Только после гибели Лаокоонта и его сыновей, в которой троянцы увидели божье знамение, конь был введен в город. Кончалась поэма отплытием ахейцев из-под Трои.

Поэма состояла из двух книг, то есть примерно 1500 строк. Её синопсис (краткое изложение) занимает одну страницу текста. Сохранилось 18 стихотворных строк в составе 4 фрагментов, а также 2 фрагмента с пересказом.

Гомер. Одиссея

Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру (в "Илиаде" 15693 стихотворных строки, в "Одиссее" их 12110), эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя.

Гомер. Илиада

Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру (в "Илиаде" 15693 стихотворных строки, в "Одиссее" их 12110), эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя.

Малая Илиада

Автором называют Лесха из Пирры на о-ве Лесбос (начало VII в.). По содержанию поэма примыкала к предыдущей, так как начиналась со спора об оружии Ахилла. Далее следовали прибытие под Трою Филоктета и его поединок с Парисом, гибельный для последнего, а также прибытие Неоптолема, сооружение деревянного коня и введение его в Трою. Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Эфиопида

Автором считается Арктин из Милета (конец VIII в.). Содержание составляло прибытие под Трою после гибели Гектора (фр. 1) царицы амазонок Пенфесилеи и вождя эфиопов Мемнона, их гибель от руки Ахилла и смерть самого Ахилла, за чьи доспехи разгорелся спор между Аяксом и Одиссеем. Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Кипрские песни (Киприи)

Автором их считали Стасина с о-ва Кипр (VII в.). Содержание поэмы охватывало события от состязания трех богинь в красоте на свадьбе Пелея и Фетиды (см.: «Каталог женщин», фр. 78) до спора Ахилла с Агамемноном, которым начинается «Илиада». Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».