Кипрские песни (Киприи)

Автором их считали Стасина с о-ва Кипр (VII в.). Содержание поэмы охватывало события от состязания трех богинь в красоте на свадьбе Пелея и Фетиды (см.: «Каталог женщин», фр. 78) до спора Ахилла с Агамемноном, которым начинается «Илиада». Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Согласно синопсису, поэма состояла из одиннадцати песен. Исходя из среднего размера песен в поэмах Гомера, это означает, что в ней было 5—7 тысяч строк. До нового времени дошли в составе различных текстов 52 стихотворные строки, синопсис (краткий пересказ) поэмы в извлечениях патриарха Фотия (IX в.) из так называемой «Хрестоматии Прокла» (возможно, II в. н. э.), занимающий около двух страниц печатного текста, а также ряд упоминаний в других источниках (всего около 40 фрагментов).

Перевод О. Цыбенко

 

1 (1)

В оные дни разрослось по земле повсеместно без счету
Племя людское, давящее Геи простор пышногрудой.
Сжалился видевший это Зевес и во частых раздумьях
Мысль возымел облегчить от людей всекормящую землю,
Распрю великую битв Илионских на то возбуждая,
Опустошение тягостной смертью дабы наступило.
Гибли у Трои воители: Зевсова воля свершалась.

2 (4)

Тело свое облачила в покровы: Хариты и Оры
Их сотворили, окрасивши соками вешнего цвета.
Оры ступают в покровах таких: гиацинта, шафрана,
Пышноцветущей фиалки, прекраснейшей завязи розы,
Сладким нектаром пропитанных в чашечках пищи бессмертной,
В благоухающем цвете нарцисса. И так Афродита
В ткань облачилась, хранящую каждой поры благовонье.

3 (5)

В сонме прислужниц своих Афродита с улыбкою нежной,
Свивши венки из душистых цветов луговых, возложила
Их на главу, и за нею богини в повязках блестящих -
Нимфы, Хариты и с ними сама Афродита златая,
Песнь возглашая на Иде - прекрасной горе многоструйной.

4 (6)

Нить самоцветных каменьев на мраморной вые сомкнулась.

5 (7)

Внутрь устремляется он, во владенье берет почивальню.

6 (8)

Смертен был Кастор, ему причиталася смертная доля;
Был Полидевк, однако ж, бессмертен, Аресова отрасль.

7 (9)

Третьей она родила всем смертным на диво Елену;
Ласки насильно приняв, в прекрасных кудрях Немесида
Зевсу, владыке богов, родила ее против желанья.
Бегством пыталась уйти, сочетание в ласках отринуть
С Зевсом-отцом Кронионом, стыдом во сердце терзаясь,
Праведным гневом. На суше, во мрачных потоках бесплодных
Бегством от Зевса спасалась, но оный возжаждал настигнуть.
То под волной многошумной пучины она укрывалась,
Рыбье обличье приняв, воздымала великое море,
10 То на окраине мира земного в реке-Океане,
То на земле, изобильной полями, то в образе зверя,
Коих обильно питает земля, - искала спасенья.

8 (15)

Линкей же немедля
В горы Тайгета пошел, полагаясь на быстрые ноги.
Там, на вершину взойдя, обозрел он остров всецельно
Пелопа, сына Танталова. Славный воитель обоих
В дубе очами могучими вскоре узрел в пустотелом -
Кастора, коней смирителя, вместе с бойцом Полидевком...

9 (16)

Эту ль толпу от меня не прогонишь, старик горемычный?

10 (17)

Ибо вино, Менелай, сотворили бессмертные лучшим
Средством печали унять для людей, умиранью подвластных.

11 (18)

Зевса-творца, от которого сущее все возрастает,
Он помянуть не желает? Где страх, там всегда и почтенье.

12 (25)

Нет, не желал я отнюдь Ахиллеса могучее сердце
Ввергнуть во гнев столь великий, - ведь он мне любезен премного.

13 (32)

Чудищ ужасных, зачав от него, Горгон породила:
Стал Сарпедон обителью им в Океане глубоком,
Остров скалистый...

14 (33)

Кто убивает отца, но щадит сыновей, - неразумен.

15 (40)

Плыли на Скирос - долопову землю...

 

Фр. 1. В оные дни... — Версия, по которой Зевс развязал Троянскую войну, чтобы облегчить бремя Земли, повторяется несколько в ином варианте в «Каталоге женщин», фр. 75, 58—65.

Фр. 2. Тело свое... — Речь идет, по-видимому, о приготовлениях Афродиты к суду Париса (ср. фр. 3 и 4).

Фр. 5. Внутрь устремляется он... — Вероятнее всего, Парис, прибывший в Лаке- демон. Фрагмент заимствован из «Кипрской Илиады» римского поэта Невия, как и предыдущий фр. 4.

Фр. 6. Кастор и Полидевк. — См.: «Каталог женщин», фр. 72, 13 и примеч. 15

??. 7. Третьей она родила... — Согласно одному из вариантов мифа, Елена была рождена Немесидой и только воспитана Ледой, супругой Тиндарея.

Фр. 8. Линкей и Ид — двоюродные братья Диоскуров, с которыми они повздорили либо потому, что не поделили захваченную добычу, либо потому, что последние, явившись на свадьбу двоюродных братьев, похитили их невест. Так как Линкей обладал сказочно острым зрением, он мог с вершины Тайгета обозреть весь Пелопоннес [остров... Пелопа).

Фр. 12. Нет, не желал... — Вероятно, слова Агамемнона после его размолвки с Ахиллом.

Фр. 13. 1. Чудищ ужасных ... Горгон... — См.: «Теогония», 274—279. 2. Сарпедон — здесь: название острова среди Океана.

Фр. 15. Плыли на Скирос... — Принадлежность этого фрагмента к «Кипрским песням» находится под сомнением. По существу же, имеется в виду, что Ахилл по дороге в Авлиду захватил о-в Скирос, поскольку обитавшие там долопы отложились от Пелея. По более поздней версии, Ахилл был спрятан Фетидой на Скиросе среди служанок местной царевны Деидамии, у которой от Ахилла родился сын Пирр (Неоптолем). Скирос находится в Эгейском море, к северо-востоку от Евбеи.