Комедия о трех девушках
(«De tribus puellis»)
(«De tribus puellis»)
([I] «Pronus erat Veneri Naso, sed ego mage pronus...
[II] «Quadam nocte, loco quadam, cum virgine quadam...
[Ill] «In bivio ponor, binas amo, ducere conor...»
Dronke, p. 493, 503, 505)
([I] «Саге pater, patria redolens pietate patronus. . .» (II, 8);
[II] «Nate, vale, studio sollemnis, ut audio, patris. . .* (II, 0);
[III] «Non quia spes vitae mihi sit, sed olore magistro. . .» (II» 1);
[IV] «Delicias sine messe seris, dum quastibus audes. . .» (II, 2))
(«Rura tibi, mannus, domus, esca, pecunia, pannus…»)
(«Versus modicos et Musae pauperis ausum…»)
Печатается по «Carmina medii aevi», ed. H. Hagen, Bern, 1877, p. 193. Стихотворение из бернской рукописи XII в. под заглавием «К нищенствующему стихотворцу, стихами и хвалу и дары себе вымогающему». Стихотворение обычного ученого антикизирующего стиля, с условным обращением «Цецилиан», заимствованным едва ли не из Марциала.
(«Terentius et mimus». Poetae lat. Carol., IV, p. 1088)
Загадочное стихотворение, конец которого не сохранился; по-видимому, оно служило введением к какому-то более крупному сочинению. Сохранилось в рукописи X в.; Теренций в X в. был одним из самых читаемых античных авторов и чтился как учитель нравственности.
(«Cena Cypriani» Poetae lat. Carol., IV, p. 872)
(«Phoebi claro nondum orto iubare…»)
(«Nemo, vir perfectus»)
(«Evangelium de passionibus scholaris Parisiensis». Lehmann, p. 251).
Опубликовано Леманом по безансонской рукописи XV в. Одно из многочисленных (особенно в позднем средневековье) подражаний «Евангелию от марки серебра» применительно к конкретным бытовым или политическим случаям. Острота пародии нарастает к концу, где пародируется гефсиманская молитва, насыщение пятью хлебами и сентенция «Много званых, но мало избранных».
***
(«Dico Pater noster…» Lehmann, p. 195)
(«А la feste sui venuz et ostendam quare…» WCh, 13)
Об использовании двуязычия в начале стихотворения см. статью, стр. 478. Стихотворение собирает обычные Вальтеровы темы: против падения нравов (строфы 1–8), против симонии (9—12), против падения наук (13–14). Два других стихотворения Вальтера из того же сборника, № 4 и 12, тоже имеют форму проповеди на праздник посоха; последнее прославляет величие посоха (в 22 строфах!) ссылками на все библейские посохи.
(«Adest dies optata, socii»… «Analecta hymnica», LVI, p. 508 (Raby, p. 41))
Песня послана Гвидоном из Парижа или Монпелье «возлюбленным братьям во Христе и друзьям из города Шалона… не к показанию мужам высокого ума, но к воспеванию в пляске юношеской вольности пред носителем посоха».
(«Gregis pastor Tityrus…» «Analecta hymnica», XX, p. 110 (Raby, p. 331))
(«Orientis partibus adventavit asinus…»)
Сохранилась с нотами во многочисленных рукописях. Подробности об «ослином празднике» см. в статье, стр. 452. Петру Корбейльскому, конечно, принадлежит не авторство этого текста, бытовавшего и раньше, а лишь дозволение его исполнения в Бовэ; однако в рукописях он часто упоминается как автор.
(«Abbas noster tritus est cyphos evacuare…»)
Печатается по «Les poésies des goliardes», ed. O. Dobiache-Rojdestvenskaya. P., 1931, p. 146. Поздняя, вульгарно перелицованная обработка «Чина голиардского», которым открывается наш сборник.
(«Ego sum abbas Cucaniensis…» СВ (196))
Пародия на секвенцию, предназначенная для «игрецкой мессы», входящей в СВ (189).
(«Laetum evangelium secundum Lucium…» Lehmann, p. 250)
Пародия на церковное чтение евангелия, составленное из ветхозаветных и новозаветных стихов, при случае искаженных. Так построено и большинство других нижеследующих библейских центонов. Имя Лукия взято для ассоциации, во-первых, с корнем «светлый», а во-вторых, с евангелистом Лукой.
(«О Antioche, cur decipis me…» СВ 97 (148))
(«О decus, о Libye regnum, Carthaginis urbem…» CB 100 (151))
(«Pergama flere volo, fato Danais data solo…» CB 101 (152))
(«Orpheus Euridice sociatur, amicus amice…» Langosch, p. 204)
Стих. № 3 по Оксфордской рукописи стихов Примаса. Конец не сохранился. В основе сюжета — рассказ Овидия из X книги «Метаморфоз».
(«Quisquis dolosis antiqui…» СС, 30 а (Langosch, p. 108))
Строгая антифонная секвенция, пересказывающая эпизод из жития св. Василия Кесарийского (IV в.), хорошо известного в переводах и на латинском западе в эпоху, предшествующую «Кембриджским песням».
(«Omnis sonus cantilene…» СС 6 (Langosch, p. 116))
(Modus florum: «Mendosam quam cantilenam…» CC 15 (Langosch, p. 126))
Такое же переложение народной сказки, тоже швабской, на этот раз — в форму более простой унисонной секвенции.
(напев Флоров)
(Modus Liebinc: «Advertite, omnes populi…» CC 14 (Langosch, p. 122))
Переложение народной сказки, хорошо известной в Германии, в форму прекрасно выдержанной антифонной секвенции; слово modus (подзаголовок сохранился только в позднейшем списке, куда вошли и другие песни на заданный «напев»: «Песнь Оттонова» и др.) означает «напев» секвенции-образца. Сюжет пользовался популярностью: еще в XIII в. Готфрид Винсальвский в своей стихотворной «Поэтике» пользуется им, чтобы показать, как можно пересказать одно и то же содержание пространно, «умеренно» и сжато.
(«Quibus ludus in animo…» CC 35 (Langosch, p. 128))
Анекдот, вариирующий в явно антиклерикальном духе традиционный басенный сюжет о лисе и козле, попавших в колодезь (Эзоп, 9); впоследствии вошел в состав французского «Романа о Лисе», так что можно полагать французское происхождение и этого стихотворения. Та же форма «амвросианского гимна», как и в «Стихе о монахе Иоанне».
(«In gestis patrum veterum…» СС 42 (Langosch, p. 142))
(«Dum iuventus floruit…» СВ 30 (10))
Вместе с двумя смежными стихотворениями образует в СВ цикл «отречения от любви», по-видимому, весь принадлежащий Петру Блуаскому. Ритм стихотворения представляет собой очень сложную и изысканную вариацию ритма двух полустиший «вагантской строки». Сожаление о грехах молодости и забота об их искуплении в старости (делом и словом) — частая тема писем Петра Блуаского.
(«De ramis cadunt folia…» Raby, p. 316))
Стихотворение из Сен-Марциальского песенника в Парижской библиотеке (ок. 1210 г.). «Зимние песни» сравнительно немногочисленны в вагантской лирике; как «весенние» строятся на параллелизме, так «зимние» — на контрасте жаркого чувства и охладелой природы.
(«Dulce solum natalis patrie…» CB 119 (82))
Однословные припевы и заключительная строфа имеются не во всех рукописях, поэтому Шуман исключает их из своего текста как позднейшие добавления, хотя и не настаивает на этом. Думается, что поэтика скорее велит их сохранить. Следует лишь отметить, что если снять концовки и с ними слово «странник», то мотив прощания с родиной можно истолковать чисто метафорически (как и предлагает Шуман): герой собирается не уходить от любви, а умереть от любви.
(«Vacillantis trutine…» СВ 108 (159))
Включено также в арундельский сборник. По форме — одна из самых изысканных секвенций в вагантской лирике.
(«Si linguis angelicis loquar et humanis…» СВ 77 (50))
Сохранилось только в «Буране», где следует — по формальному сходству или по эмоциональному контрасту? — непосредственно после «Храма Венеры» (см. выше, стр. 50). Один из лучших образцов куртуазного религиозно окрашенного стиля в вагантской поэзии; разбору этого стихотворения посвящен целый раздел в книге Дронке. Религиозная символика образа розы, составляющего центр стихотворения, общеизвестна.
(«Est Amor alatus puer et levis, est faretratus…» CB 154 (116 b))
Текст по Шуману; в обеих сохранившихся рукописях порядок строк спутан и есть пропуски. Вариация темы, идущей от античности (в частности от Овидия, «Любовные элегии», I, 10, 15 и «Наука любви», II, 19).
(«Conqueror et doleo de te, mea dulcis amica…» Raby, p. 243)
(«Anni parte florida, celo puriore…» CB 92 (65))
(«Exiit diluculo…» СВ 90 (63))
В СВ только первые две строфы, третья — в другой мюнхенской рукописи; Шуман видит в ней попытку малоталантливого подражателя продолжить незавершенный буранский отрывок. Л. Гинзбург в своем переводе этого стихотворения добавил к нему концовку собственного сочинения. Стихотворение, тождественное по жанру с предыдущим, но разительно несхожее по стилю, простоватому и бесхитростному.
(«Declinante frigore…» Raby, p. 191)
Стихотворение № 17 из Сент-Омерского сборника стихов Вальтера Шатильонского, где оно открывает центральную группу его стихов любовного содержания. По схеме — пастораль, но героиня описана как знатная дама.
(«Salve, ver optatum…» СВ 156 (118))
Сохранилось только в «Буране», под заглавием «Весна».
(«Cur suspectum me tenet domina?…» СВ 95 (80))