Евангелие о страстях школяра Парижского
(«Evangelium de passionibus scholaris Parisiensis». Lehmann, p. 251).
Опубликовано Леманом по безансонской рукописи XV в. Одно из многочисленных (особенно в позднем средневековье) подражаний «Евангелию от марки серебра» применительно к конкретным бытовым или политическим случаям. Острота пародии нарастает к концу, где пародируется гефсиманская молитва, насыщение пятью хлебами и сентенция «Много званых, но мало избранных».
***
Достойнейшему и высокопочтеннейшему архипресвитеру господину Б., любезному брату своему, Иоанн, брат его, студент благородных искусств в городе Париже, шлет привет и братственную свою любовь. Поелику я вам уже и единожды, и дважды, и трижды доверительные препровождал мои послания, однакоже нималого им доверия оказано не было, в чем самою очевидностью я убеждаюсь, то посылаю я вам ныне сие евангелие для возвещения и проповедования перед паствою.
От Марки Серебра и Золота святое благовествование.
В оное время был некий Иоанн, студент благородных искусств в городе Париже и муж весьма безденежный. По сей причине был он в смятении и волнении многом, и вот, возведя очи горе, сказал он к Иисусу: «Господи! или тебе нужды нет, что брат мой оставил меня в Париже учиться безденежно? (Л 10, 40) скажи ему, чтоб помог мне». Иисус же сказал ему в ответ:
Воистину так: без монет
В Париже учения нет.
А Симон Петр сказал сам в себе: «Если бы (Л 7, 39) брат Иоанн был пророк, то знал бы, сколь и как тяготеет над парижскими школярами нужда великая».
Случилось так, что от некоторых соотечественников своих приняли Иоанн и Филипп толику денег, и время возвращения оных уже миновало. (1 Цар 13, 6) Те, укрывшись в местах потаенных, по прошествии субботы весьма рано (Мк 16, 2) приходят при восходе солнца к жилищу названного Иоанна и, желая получить свои деньги, стали стучать в двери его, говоря: (Л 13, 25) «Господин, отвори нам!». Он же сказал им (Мф 25, 12) в ответ: «Аминь, аминь, глаголю вам: доколе не пришли денарии мои, я не знаю вас!». Но те кричали громче, говоря: «Отвори нам!»
(Сирах 29, 2) Тогда Иоанн понял, что время нужды его настало, отворил дверь свою, впустил их и сказал: «Что же смотреть ходили вы в пустыню? человека ли, одетого в мягкие одежды? (Мф 11, 8) Носящие мягкие одежды находятся не здесь!» И, увидев юношу, сидящего в покое, облеченного в единую лишь тонкую (Мк 16, 5) рубаху, те ужаснулись.
Он же им сказал: «Не ужасайтесь! Ищете вы мужа имущего, богатствами обильного. Он ушел, нет его здесь. Вот место, где деньги не лежат. Но идите, скажите товарищам вашим и Филиппу, что я предваряю (Мк 16, 6–7) вас на пути к дому иудейскому: там меня увидите, как я сказал вам».
И севши перед ними, поучал он их, говоря: (Мф 5, 7) «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. И блаженны должников своих не утесняющие и не гнетущие, ибо вскорости отплатятся им долги их. Помилуйте меня, (Иов 19, 21) помилуйте, друзья мои, ибо пустая мошна (Иов 19, 20) лишь на доле моей. К коже моей прилипла лишь рубаха моя, и осталось у меня лишь препоясание на чреслах моих. Но да не (И 14, 27) смущается сердце ваше и не устрашается: иду (И 14, 28) я от вас и приду к вам. Что задолжал я (Пс 50, 5) вам, я сознаю, и долг мой всегда передо (Иов 19, 25) мною. Знаю, что посланный мой жив, и вскорости вернется, и вновь облекусь я кожею моею, и тогда воздастся свое каждому из (Мф 28, 10) вас. Пойдите же, возвестите братьям моим, что слышали вы и видели».
Случилось далее, что некий посланец принес им толику денег, и вот все толпище и названные Филипп и Иоанн пришли к нему, говоря: «Радуйся, учитель! воздай же нам должное: ибо слышали мы, что мошна твоя, прежде опорожненная, вновь чревата». Увидев же Иоанн, что долги с него требуют неотступно, стал он скорбен.
Было в покое у Иоанна много сена, и сказал Иоанн товарищам своим: «Да придут и возлягут заимодавцы мои». И возлегли названные, а было их тысяча тысяч. Возлегши же, начали они между собою споры о долгах своих. Иоанн же им сказал: (Мф 26, 36) «Побудьте здесь, пока я пойду и помолюсь там». И взявши трех из товарищей своих, (Мф 26, 38) добавил: «Душа моя скорбит смертельно о запустении мошны моей». И, пав на колени, молился он и говорил: «Отче мой, (Мф 26, 39) если возможно, да минуют меня заимодавцы мои!» И вновь вернувшись в свой покой, нашел он заимодавцев о долгах его (Мф 26, 43) тягающимися, ибо души их от бездобычия отяжелели. И еще, отойдя в другой раз, молился (Мф 26, 44) он, сказав то же слово: «Отче мой, если возможно, да минуют меня заимодавцы мои! Перст мой приготовлен к счету, но мошна моя ненадежна». И засим, обратясь к денариям своим, сказал: «Изыдите из ларца (Мф 26, 45) моего и удалитесь! Вот приблизился час, и вы предаетесь в руки заимодавцев моих». И простерши деньги, сказал: «Возьмите из (Мф 26, 43) них все!»
Тут возникло между заимодавцами соперничество о том, кому из них первому получить платимое. И распростерли рубаху Иоаннову над ларцом его, чтобы бросить (И 19, 24) жребий, да сбудется реченное в Писании: (Пс 21,19) «об одежде моей бросали жребий». Когда же уплачено было по долгу, сказал он ближним своим: «Соберите рассеянное, да не погибнет». И наполнили они двенадцать кошельков, сами же остались ни с чем. О прочем же долге сказал он заимодавцам своим так: «Возымейте обо мне терпение, и все воздастся вам: ибо много есть денариев (Мф 20, 16) жданных, но мало выданных».