Клеман Маро

Сынъ придворнаго поэта1, Клеманъ Маро (род. въ 1495 г.), самъ занимая небольшую придворную должность, пользовался покровительствомъ короля Франциска I2 и дружбой знаменитой Маргариты Наваррской. Мрачныя собьтия жизни, — военный пленъ, преследовашя отъ католиковъ3, неоднократное тюремное заключение, бегство отъ смертной казни черезъ сожжение, невольные скитания по Италии, Венеции и Швейцарии4, где онъ былъ подвергнуть, уже отъ кальвинистовъ, телесному наказанию за дурное поведение, - не могли углубить таланта Маро, мало восприимчивого къ страданиямъ, и онъ остался беспечнымъ любителемъ литературы,  ловкимъ придворнымъ, беспричинно веселымъ и беспредметно насмешливымъ поэтомъ. Не изменила его и принадлежность къ реформации, оставивъ только следъ въ его литературной деятельности въ виде стихотворнаго переложения Псалмовъ.

Острый и ясный умъ чисто галльскаго пошиба, детская прозрачность и свежесть стиля, при отсутствии вдохновения и страсти, сделали его поэтомъ житейскихъ мелочей: его баллады и рондо незначительны, но многие его п о с л а н i я, лучше сказать — письма и просьбы въ стихахъ, даже э л е г i и превосходны по верности тона и искрящейся шутливости; „У него все отъ пчелы", говорить Жерюзе: „медъ, жало и крылья". Еще более блестящъ онъ въ своихъ эпиграммах, остроумныхъ и меткихъ, но иногда непристойныхъ. Лучшие места Маро похожи на маленькие острые и блестящие ножички.

Умеръ Маро беднякомъ, въ Италии5, въ 1544 году, около 50 летъ отъ роду.6

Клеманъ Маро -— связующее звено между Средними вѣками и Возрожденіемъ. Онъ все еще пишетъ баллады, рондо, пѣсни, все еще производитъ эти, по выраженію Дю-Белле, издѣлія, этотъ мелкій и ходкій товаръ; въ этой области онъ не произвелъ ничего замѣчательнаго. Новому увлеченію классической поэзіей он заплатилъ въ общемъ незначительную дань, переведя, напримѣръ, „Метаморфозы" Овидія, въ его элегіяхъ и посланіяхъ - скорѣе просто свѣтскій, чѣмъ античный духъ: его цвѣты твердо очерчены, но имъ недостаетъ не только аромата, но и красокъ. Духъ реформаціи, столь страстно захватившій многихъ, выразился у Маро лишь переложеніемъ псалмовъ, правда очень популярныхъ въ свое время. Въ его душѣ была какая-то пустота, которую ничѣмъ нельзя было наполнитъ. Онъ издаетъ „Романъ Розы“ и „Большое Завѣщаніе“, онъ учится у Вийона, въ то же время уходитъ въ эллинизмъ, переводитъ нѣмецкаго гуманиста Эразма и пѣснопѣнія Давида7, а въ своихъ эпитафіяхъ, въ циклѣ „Кладбище“, предается шутовству на могилахъ; онъ — храбрый воинъ, но лишенъ рыцарскаго идеализма, онъ ловкій придворный, но не достаточно остороженъ; онъ слишкомъ протестантъ, чтобы жить спокойно во Франціи, но слишкомъ распутенъ, чтобы уцѣлѣть и въ Женевѣ, среди кальвинистовъ. Единственная новость, которую онъ принесъ, какъ поэтъ и человѣкъ, это - точность языка, умѣнье сказать ровно столько, сколько нужно, легкій скептицизмъ, холодный блескъ. Но въ этомъ отношеніи, хотя школа Маро насчитываетъ до двадцати именъ: Сэнъ-Желе, Ле-Мэръ, Герое, Коррозе, Де-Перье и др., его языкъ-бритва понадобился гораздо позднѣе и настоящій маротизмъ развился собственно у Лафонтэна въ ХѴІІ-мъ вѣкѣ и еще ярче у Вольтэра и у многихъ поэтовъ ХѴІІІ-го вѣка.8

* * *

Свой основной жанр — галантную и ироническую эпиграмму — Маро создал под влиянием Марциала. Кроме старых форм баллады и рондо, он уже начинал культивировать по образцу античных авторов идиллию и эклогу. Он переводил Вергилия, Овидия, Лукиана. Все это приближало Маро к ученой школе Ронсара. И если Плеяда начинала с опровержения и критики «маротической поэзии», то только потому, что иными стали масштабы и горизонты в освоении античной культуры.9

* * *

Клеман Маро (Clément Marot; 1496–1544) — поэт эпохи Ренессанса, состоял на службе у Маргариты Наваррской, носил титул придворного поэта при Франциске I. В период гонения на протестантов был заточен в тюрьму, потом отправлен в изгнание. Автор боевых песен гугенотов. Противник религиозного фанатизма, он боролся за свободу и достоинство личности, был литературным новатором, оказал большое влияние на поэзию XVI–XVIII веков. Поэтическое наследие его разнообразно — от посланий в духе античности до сатиры и любовной лирики.

***

Редко у кого жизнеутверждающий дух ренессансного искусства выражен с такой силой, как у Маро. Женская прелесть, дружное застолье, свежий снег и весеннее тепло, шутка и смешная выходка становятся предметом очаровательных мастерских стихотворений этого ученого поэта, с одинаковой легкостью слагавшего стихи на родном французском и греческом языках. Есть в его творчестве и глубокие философские раздумья, и открытый протест против засилия попов, против клерикальной реакции, грозящей его любимому миру буйной плоти и свободной мысли. Клеман Маро поплатился за это тюрьмой, вынужденным бегством из Франции и смертью на негостеприимной чужбине, но остался верен себе до конца.

Его творчество в известной степени противостояло лионской школе поэтов, где свил себе прочное гнездо «петраркизм» — итальянское влияние, которое с галльской настойчивостью оспаривал Клеман Маро.10

  • 1. Отец Клемана, Жан Маро, историограф средневеко­вой выучки, сам был поэтом, воспитанником школы «великих риториков» (Grands rhétoriqueurs), разрабатывавшей в конце XV в. ученый стиль морально-дидактического красноречия.
  • 2. Вскоре после воцарения Франциска I (1515) Клеман Маро появляется при дворе и принимает участие в ряде военных походов, в частности — в битве при Павии, окончившейся пленением французского короля испан­цами.
  • 3. Обвиненный как тайный соучастник кальвинистской реформы, поэт вынужден в 30-х гг. бежать из Франции в Феррару, откуда он изгоняется уже особым папским указом.
  • 4. Маро бежит в Женеву, куда его уже давно звал Кальвин, надеявшийся, в соответствии с общей молвой, увидеть в беглеце своего сторонника.
  • 5. в Ту­рине
  • 6. С. Пинус // Французские поэты. Характеристики и переводы. – СПб.: Жизнь для всех, 1914
  • 7. В 40-х гг. Маро переводит псалмы Давида, приспособляя их иной раз к популярным мотивам народной песенки.
  • 8. Там же. ОЧЕРКЪ ИСТОРІИ ФРАНЦУЗСКОЙ ПОЭЗІИ.
  • 9. В.М. Блюменфельд. Поэзия французского Возрождения // Поэты французского Возрождения — Л.: Гослитиздат, 1938
  • 10. Р. Самарин. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЭЗИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (Европейские поэты Возрождения. Антология. Художественная литература, 1974)

Клеман Маро (Переводы В. Васильева)

Клеман Маро (1497— 1544) — один из крупнейших французских поэтов раннего Возрождения, автор лирических стихотворений, сатирических произведений, шутливых посланий, рондо, эпиграмм.

По изд.:
Французская классическая эпиграмма. Переводы Владимира Васильева — М.: Худ. лит. 1979,
…острый галльский смысл. Пять веков французской фривольной поэзии. – СПб.: ЛИК, 2003,
Французская басня и эпиграмма — СПб.: Наука, 2014

Клеман Маро (Переводы 1938 г. изд.)

…острый галльский смысл. Пять веков французской фривольной поэзии. – СПб.: ЛИК, 2003

Перевод, предисловие, составление и примечания Владимира Васильева.

Эта книга состоит из трех поэтических разделов, которым предпослано эссе составителя и переводчика.

Первый раздел (с. 32) содержит как небольшие, так и пространные стихотворные новеллы и рассказы, которые в XVIII-XIX веках у нас в России было принято называть сказками.

Во вторую часть (с. 156) включены маленькие новеллы - до двадцати строк, несущие в конце текста "пуант". Они традиционно носят название эпиграмматических сказок.

Клеман Маро. О пяти степенях в любви

По изд.: Антология «Век перевода», 2006
Перевод Сергея Петрова

В пятнадцать лет вас Бог оборони!
Пять я в любви начислил степеней.
Взгляд первою бывает искони,
Второй — беседа, поцелуй за ней,
Потом желание обнять нежней.
Я степени последней не начел.
А в чем она? — Немеет мой глагол.
Приди, однако, вы в мои покои,
Быка я за рога возьму, хотя и гол,
И покажу вам, что это такое.

Кл. Маро

Клеман Маро (Clement Marot, 1496—1544) — наиболее видный предшественник «Плеяды». Родился в Кагоре в семье поэта Жана Маро. Был пажем Маргариты Наваррской, затем перешел на службу к Франциску I; в битве при Павии был ранен и вместе с королем взят в плен. Несмотря на близость ко двору и заступничество короля и его сестры, не раз подвергался преследованиям. По обвинению в ереси (протестантизме) был заключен в тюрьму. В конце концов принужден был бежать из Франции и скитаться по городам Италии и Швейцарии. Умер изгнанником в Турине (Сев. Италия). Маро писал в переходную эпоху.

Клеман Маро. О самом себе (Старик)

Перевод А. С. Пушкина
Лицейское стихотворение Пушкина «Старик» представляет собой перевод эпиграммы Маро «О себе» (De soi-meme, из цикла Epigrammes, 1537):

Уж я не тот любовник страстный,
Кому дивился прежде свет;
Моя весна и лето красно
Навек прошли, пропал и след.
Амур, бог возраста младого!
Я твой служитель верный был;
Ах, если б мог родиться снова,
Уж так ли б я тебе служил!

Клеман Маро. Упрямка-грудь

Перевод Натальи Шаховской. Перевод публикуемых стихов выполнен по изданию «Les classiques de la littéature amoureuse» (Paris: Omnibus, 1996).