Ариосто. Неистовый Роланд

Главное создание Лодовико Ариосто — поэма в октавах «Неистовый Роланд» («Orlando furioso», 46 песен), над которой он работал в продолжение 25 лет (1507—1532 гг.), одно из наиболее красочных явлений литературы высокого итальянского Ренессанса. В поэме прихотливо переплетаются мотивы, почерпнутые из средневекового эпоса (каролингский цикл), куртуазного романа, античных поэтов (Вергилий, Овидий) и произведений писателей-новеллистов. Попутно (в образах Руджиеро и Брадаманты) прославляется величие дома д'Эсте. Поэма служит как бы непосредственным продолжением рыцарской поэмы феррарского аристократа Боярдо (1441—1494 гг.) «Влюбленный Роланд» в которой повествуется о любви Роланда к прекрасной Анджелике.

В центре поэмы Ариосто (представляющей собой сплетение ряда сюжетных линий, восходящих к неоконченной поэме Боярдо «Влюбленный Роланд») стоит эпизод, дающий произведению его заглавие, — безумие Роланда (итал. Орландо, ср. перевод Пушкина). Боярдо изобразил знаменитого паладина влюбленным в катайскую принцессу Анджелику; Ариосто рисует роковые последствия этой любви.

«Анджелика, чарующая красота которой вызвала соперничество Ринальдо и Роланда, ускользнула из-под стражи мудрого герцога Немона, на попечение которого оставил ее Карл Великий; она идет по свету, продолжая обманывать своими хитростями рыцарей, которые ее преследуют, оспаривают друг у друга и иногда спасают от величайших опасностей. Тем не менее однажды она в свою очередь попадает в сети любви: один сарацинский воин, смертельно раненный, которого она находит на своем пути, заинтересовал ее своей молодостью, героизмом и красотой; она заботится о нем, выхаживает его; но в то же время гордая вероломная кокетка побеждена сама. В скромном жилище пастуха, где Медоро вернулся к жизни и где Анджелика сдалась любви, совершилось соединение влюбленных, и в соседней долине кора всех деревьев, поверхность всех скал свидетельствуют о их взаимной нежности пламенными надписями, в которых переплетаются имена Анджелики и Медоро. Роланд, со своей стороны неустанно преследующий неуловимую красавицу, приходит в эти края, когда влюбленная пара уже улетела оттуда. Его глаза повсюду видят неопровержимые доказательства любви, соединившей мятежницу с неизвестным воином. Это выше его сил; от удивления, печали, бешенства и ненависти он теряет рассудок; разоряет долину, сокрушает скалы, валит деревья, бывшие свидетелями его несчастья; по мере возрастания его безумия силы его удесятеряются; он бросает оружие, рвет на себе одежду и поднимается, все еще страшный и величественный в своей наготе, наподобие сорвавшегося с цепи зверя, все сокрушая на своем пути, грабя города и деревни, убивая всех, кто ему сопротивляется. Так он проходит Францию, идет вдоль берегов Испании и, переправившись вплавь через Гибралтарский пролив, выходит в Африку, отвратительный и жалкий.

Около этого центрального эпизода, десятки раз прерываемого и опять возобновляемого, вырастает целый лес эпизодов второстепенных, закрывающих и заглушающих эпизод центральный. Из них выдается особенно один, который поэт обработал с заметным удовольствием: это любовь, уже намеченная Боярдо в конце поэмы, между молодым сарацинским героем Руджиеро и воинственной девой Брадамантой, сестрой Ринальдо. От их сочетания должна произойти фамилия д'Эсте, и этим объясняется обстоятельность, с которой развивается этот эпизод, особенно в последних песнях. Увлеченный во Францию завоевателями-сарацинами, Руджиеро, за которым ревниво следит волшебник Атлант, старающийся отнять у него предназначенную ему судьбу, сначала заключен в заколдованный замок. При помощи волшебницы Мелиссы Брадаманта его освобождает, но Руджиеро улетает на гиппогрифе (крылатый конь) с глаз своей плачущей красавицы и переносится на остров волшебницы Альцины, откуда Мелиссе удается его освободить. Однако Атлант вновь расставляет ему сети, и Брадаманта, у которой единственная мечта — соединиться со своим возлюбленным, дает себя также заключить в замке хитрого волшебника; каждый день она встречает там Руджиеро, они разговаривают, но не узнают друг друга, пока, наконец, Астольфо, рыцарь пустой и легкомысленный, забавный силуэт которого начертил уже Боярдо, не разрушил чар».

Но тут влюбленную пару ожидают новые испытания, которые связаны с происшествиями, образующими основу картины,— с войною, внесенною сарацинами в недра французского королевства. Рассказ Боярдо остановился на том, что войско Аграманта (сарацинского короля), победив христиан, готово осадить Париж и пойти на приступ города. Ариосто рассказал с большим количеством деталей эту решительную фазу войны (песнь XIV и след.); после некоторых актов героизма с той и другой стороны смерть Дардинелло, которого убил Ринальдо, является сигналом к отступлению. Сарацины, которым удалось спастись, сосредоточиваются в Провансе, где Аграмант пытается создать новое войско около Арля. Руджиеро, давший присягу Аграманту, не может, не обесчестив себя, оставить свой пост в минуту опасности; поэтому он сообщает Брадаманте, что он видит себя обязанным отложить на время свой переход в христианство, чтобы стать ее супругом. Брадаманта огорчена, а кроме того, ее сердце мучит ревность, когда она узнает, что Руджиеро охотно сражается в компании с некой Марфизой, столь же прекрасной, как и мужественной. Воинственная дева, выбивавшая из седла столько раз лучших рыцарей, теперь плачет в своей одинокой комнате. Однако впоследствии она узнает, что Марфиза — родная сестра Руджиеро; последний, желая следовать в Африку за Аграмантом, побежденным и вынужденным переправиться обратно через море, терпит кораблекрушение и пристает к острову, где пустынник его крестит. Разные случайности заставляют еще откладывать брак; и прославление юного героя становится полным лишь тогда, когда он во время самой свадьбы своей, вызванный на бой Родомонтом (знаменитый сарацинский витязь), который называет его клятвопреступником и вероломным, убивает в единоборстве этого последнего оставшегося в живых сарацинского бойца.

Между тем Роланд «исцелился чудесным образом от своего безумия благодаря вмешательству веселого Астольфо. Последний после чудесных путешествий на гиппогрифе и не менее изумительных приключений в Нубии посещает ад, земной рай и даже луну, где, между прочим, в одной долине находятся все предметы, которые теряют люди на земле: слезы и вздохи влюбленных, неисполнившиеся предположения, тщетные желания, подарки, поднесенные государям и вельможам, милостыня, оставляемая по смерти, дар Константина папам и пр., а также то, что чаще всего теряется: человеческий разум». «Астольфо без труда узнает разум Роланда, содержащийся в большом и более тяжелом флаконе, чем разум других людей; ему остается только дать несчастному паладину подышать содержимым этого флакона. Тогда Роланд опять начинает принимать участие в деле: именно он убивает Аграманта. Но все-таки он отходит на второй план и оставляет первое место Руджиеро» (Оветт). Наряду с указанными эпизодами в поэме Ариосто имеется еще огромное количество эпизодов «частью трогательных и романтических, частью комических и нескромных», изложение которых не является в данном случае необходимым.1

 

Краткое содержание

Песнь I. (ТЕМНЫЙ ЛЕС). Вступление. Король Карл отбирает Анджелику у Роланда. Анджелика спасается бегством и встречает в лесу Ринальда и сарацина Феррагуса. Они бьются за нее, а потом мирятся и пускаются вслед. Феррагус встречает дух Аргалия, который посылает его за шлемом Роланда, а Ринальд гонится за конем своим Баярдом. Тем временем Анджелика в своем бегстве встречает незнакомого рыцаря, узнает в нем Сакрипанта и решается довериться ему. Но таинственный всадник убивает Сакрипантова коня; это была Брадаманта, сестра Ринальда. Тут к Сакрипанту выбегает Ринальдов конь, а за ним и сам Ринальд.

Песнь II. (ПИНАБЕЛЬ). Вступление. Ринальд бьется с Сакрипантом. Анджелика в страхе бежит, встречает отшельника, и тот вызывает демона, который разнимает бойцов. Ринальд скачет искать Роланда, но Карл посылает его вместо этого в Англию. В пути Ринальда застигает буря. Тем временем Брадаманта в поисках Руджьера встречает Пинабеля. Он рассказывает, как волшебник Атлант похитил его даму и как бились с волшебником Руджьер и Градасс. Брадаманта хочет идти спасать Руджьера, но Пинабель замышляет на нее зло и сбрасывает ее в горную пещеру.

Песнь III. (ДУХОВИДИЦА). Вступление. Пинабель отъезжает, а Брадаманта попадает в пещеру Мерлина. Ее встречает Мелисса; Мерлин возвещает Брадаманте и Руджьеру стать родоначальниками Эсте, перед Брадамантой проходят духи ее потомков от Руджьера до Альфонса с его братьями-заговорщиками. Мелисса выводит Брадаманту на дорогу и учит ее добыть волшебный перстень Брунеля. Брадаманта встречается с Брунелем.

Песнь IV. (БРАДАМАНТА У АТЛАНТА). Вступление. Брадаманта видит пролетающего Атланта и собирается с Брунелем против него. Они подъезжают к замку. Брадаманта отнимает перстень у Брунеля, бьется с колдуном и побеждает его. Но Атлант любит Руджьера и хочет укрыть его от опасностей. Он освобождает пленников замка, но Руджьера он заманивает на гиппогрифа, и тот уносит его на запад. Между тем Ринальд пристает к Шотландии. Здесь нуждается в защите от клеветы королевна Гиневра, и Ринальд пускается ей на помощь. По пути он спасает от разбойников Далинду.

Песнь V. (ГИНЕВРА). Вступление. Далинда рассказывает, как она любила Полинесса, а он — Гиневру, а она — Ариоданта. Оскорбленный Полинесс подговаривает Далинду переодеться Гиневрою и, поспорив с Ариодантом, выдает себя за любовника Гиневры. Это видит Лурканий, брат Ариоданта. Ариодант в тоске бросается в море, а Лурканий обвиняет Гиневру в распутстве. Далинда, опасаясь за себя, бежит к Полинессу, но он велит ее убить, и ее спасло лишь появление Ринальда. Тем временем на защиту Гиневры является рыцарь под забралом и вступает в поединок с Лурканием. Ринальд прерывает их бой, обличает Полинесса и на Божьем суде убивает его. Неведомый рыцарь открывает лицо...

Песнь VI. (ОСТРОВ АЛЬЦИНЫ). (Вступление) ...и оказывается уцелевшим Ариодантом. Гиневру выдают за Ариодацта, а Далинда уходит в монастырь. Тем временем Руджьер на гиппогрифе прилетает на остров феи Альцины. Здесь Астольф, обращенный в мирт, рассказывает ему, как попал он на этот остров, где Альцина враждует с доброй Логистиллой, и какова судьба Альцининых любовников. Руджьер собирается на помощь Логистилле. По пути он бьется с чудовищами. Две дамы его выручают, но сбивают с пути. Руджьер в царстве Альцины. Он должен сразиться с Эрифилой.

Песнь VII. (ИСКУШЕНИЕ). Вступление. Руджьер побеждает Эрифилу. Его принимает Альцина. Руджьер возгорается любовью. Они становятся любовниками. Между тем Брадаманта тщетно ищет Руджьера. Мелисса приходит ей на помощь. Она пускается на остров Альцины, находит Руджьера и в образе Атланта обличает его. С Руджьера спадают чары, он видит Альцину в ее настоящем виде. Руджьер пускается прочь из Альцининого царства.

Песнь VIII. (ОТШЕЛЬНИК). Вступление. Руджьер побеждает Альцининого ловчего, Альцина гонится за Руджьером, а Мелисса оживляет Астольфа и других ее пленников. Руджьер продолжает путь к Логистилле. Между тем Ринальд собирает войска в Шотландии и Англии. В коня Анджелики вселяется бес, который уносит ее на необитаемый берег. Здесь на нее покушается отшельник, но тщетно. С острова Эбуды, где казнят девиц, приплывают пираты и увозят Анджелику в жертву морскому чудовищу. Между тем в осажденном Париже тоскующий Роланд видит вещий сон об Анджелике и бросается на поиски ее.

Песнь IX. (ОЛИМПИЯ). Вступление. Роланд ищет Анджелику во вражьем стане, а потом по всей Франции. Он узнает про казнь девушек на Эбуде и бросается туда, но его относит во Фландрию. Здесь Олимпия рассказывает ему, как любила она Бирена, как фризский Кимосх, владетель пищали, хотел выдать Олимпию за своего сына, как она убила жениха и должна погибнуть, чтобы спасти Бирена. Она просит рыцаря о помощи. Роланд тотчас спешит в Голландию и бросает вызов Кимосху, сокрушает его засаду, врывается в город и сражает Кимосха. Бирен спасен. Пищаль Роланд топит в море и продолжает путь к Эбуде.

Песнь X. (ОСТРОВ ЛОГИСТИЛЛЫ). Вступление. Бирен влюблен в дочь Кимосха. Он бросает Олимпию на попутном острове. Стенания Олимпии. Тем временем Руджьер минует башню соблазна и переправляется в царство Логистиллы. Погоня Альцины разбита. Руджьер — в садах Логистиллы. Логистилла принимает и отпускает рыцарей. Руджьер летит вокруг света. В Англии он видит смотр войска, идущего к Карлу. Над Эбудою он видит Анджелику на скале, бьется с морским чудовищем, побеждает его волшебным щитом и уносит Анджелику на гиппогрифе.

Песнь XI. (ЗМЕЕБОРСТВО). Вступление. Анджелика с перстнем-невидимкой ускользает от Руджьера и пускается на родину. Руджьер, лишась и гиппогрифа, идет по лесу и видит Брадаманту жертвой великана. Тем временем Роланд, приплывает к острову Эбуде, вступает в бой с драконом и побеждает его. Островитяне нападают на Роланда. Отбив их, он освобождает Олимпию. Является Оберт с ирландцами, вспыхивает любовью к Олимпии и увозит ее в Ирландию, а Бирену мстит. Роланд продолжает поиски Анджелики.

Песнь XII. (РОЛАНД У АТЛАНТА). Вступление. Роланд видит Анджелику в плену у всадника и за ними попадает в замок Атланта. Там — и другие рыцари; туда вслед за великаном попадают и Руджьер, и Анджелика. Анджелика ускользает с помощью перстня, за ней — три рыцаря. Роланд и Феррагус вступают в бой; тем временем Анджелика похищает шлем Роланда, и его захватывает Феррагус. Анджелика продолжает путь в Катай. А Роланд встречает два мавританских войска и побивает их. Продолжая путь, он приходит в пещеру Изабеллы.

Песнь XIII. (ИЗАБЕЛЛА). Вступление. Изабелла рассказывает, как она полюбила Зербина, как тот поручил Одорику ее похитить, как Одорик сам покусился на нее и как отбили ее разбойники. Роланд расправляется с разбойниками и едет дальше с Изабеллою. Тем временем Мелисса ведет Брадаманту вызволить Руджьера у Атланта. По пути она рассказывает Брадаманте о знаменитых дамах в ее потомстве. Но Брадаманта забывает наставления и попадает в плен к Атланту. Тем временем Аграмант объявляет смотр сарацинам.

Песнь XIV. (АРХИСТРАТИГ). Вступление. Смотр сарацинской рати. Мандрикард выезжает мстить за побитых Роландом. Вместо этого он у своих же отбивает Доралису и увозит ее с собой. Тем временем Аграмант готовится к приступу, а Карл Великий молится Богу. Бог посылает ему в помощь архангела Михаила. Тот находит в монастырях Распрю, а Безмолвие—среди злодеев. Пещера Сна. Архангел и Безмолвие ведут Ринальда в Париж. Наступает день приступа. Начинается приступ. Подвиги Родомонта. Идет бой за второй ров и вал.

Песнь XV. (АСТОЛЬФ). Вступление. Войско Родомонта пожжено, а войско Аграманта встречено Карлом. Тем временем Астольф получает от Логистиллы волшебные дары и плывет на запад. Ему пророчествуют о Новом Свете и о Карле V с его полководцами. Он достигает Египта, где живет людоед Калигорант. Астольф одолевает его и приводит в Каир. Он встречает колдуна Оррилла, помогает против него Грифону и Аквиланту и снимает Орриллу голову и волосы. Астольф с Грифоном и Аквилантом едут в Святую землю и гостят там у Сансонета. Здесь Грифон узнает об измене своей Оригиллы и едет ей навстречу.

Песнь XVI. (РИНАЛЬД ПОД ПАРИЖЕМ). Вступление. Трифон в Сирии встречает Оригиллу с Мартаном. Она выдает любовника за брата. Тем временем под Парижем Родомонт свирепствует на городских стенах. Но является Ринальд с британской помощью, говорит речь к войску и направляет полки. Первые подвиги Ринальда. Войска сходятся. Подвиги Зербина. Подвиги англичан. Феррагус и Аграмант приходят на помощь своим, а Ринальд — своим. Тем временем Карл узнает, что Родомонт в Париже.

Песнь XVII. (ГРИФОН). Вступление. Карл нападает на Родомонта. Тем временем Грифон, Оригилла и Мартан приезжают в Дамаск. Им рассказывают, как король Норандин с Люциною попали на остров злого чудища; по совету чудищевой жены Норандин, надевши козью шкуру, выручает из плена своих спутников, и только Люцина остается в неволе, пока ее не спасают Мандрикард и Градасс. В Дамаске по этому случаю устроен турнир. (Отступление о крестовом походе). Мартан выступает с позором. За это Грифон побеждает целых восьмерых, и даже самого сильного. Они уезжают из Дамаска. Мартан похищает доспехи у спящего Грифона и выдает себя за победителя турнира. Грифон, проснувшись, надевает доспехи Мартана и преследует его. Его принимают за хозяина доспехов, схватывают и выводят на посмеяние. Он высвобождается...

Песнь XVIII. (ДАРДИНЕЛЬ). Вступление. ...и побивает много народа. Тем временем Карл нападает на Родомонта. Стекается народ. Родомонт прорывается из города. Тем временем Распря, спеша к сарацинам, приносит Родомонту весть о Доралисе и Мандрикарде. Родомонт бросается на поиски их. Тогда Карл выводит войско на вылазку. Подвиги Дардинеля. Дардинель убивает Луркания. Тем временем Грифон за безоружными избивает оружных. Король Норандин просит его о мире. Они заключают дружбу. Аквилант, выехав искать Грифона, встречает Мартана и Оригиллу и берет их в плен. Аквилант в Дамаске находит брата, а Мартана наказывают розгами. Норандин объявляет новый турнир. Астольф и Сансонет едут на турнир и встречают Марфизу, сестру Руджьера. На турнире Марфиза узнает в награде свое оружие и захватывает его, разогнав толпу. Марфиза с друзьями узнает Грифона с друзьями. Король примиряется с Марфизой. Пятеро друзей собираются во Францию, останавливаются на Кипре, а потом попадают в бурю. Между тем под Парижем Ринальд убивает Дардинеля. Сарацины обращаются в бегство. Ночь спасает разбитых. Клоридан и Медор выходят похоронить Дардинеля. Они избивают спящих франков, находят тело Дардинеля, но их застигает Зербин с воинами.

Песнь XIX. (МЕДОР). Вступление. Клоридан и Медор бьются с преследователями. Медор ранен, Клоридан убит. Анджелика находит Медора и исцеляет его. Анджелика влюблена в Медора. Они становятся любовниками. Они отправляются далее в Катай. Тем временем Астольф и Марфиза с друзьями спасаются из бури и приплывают к берегу амазонок. Их корабль в плену. Им предлагают бой одному на десятерых. Марфиза принимает вызов, побивает девять рыцарей, отвергает перемирие с вождем их Гвидоном, бьется с Гвидоном, и лишь ночь прерывает их бой.

Песнь XX. (БЕРЕГ АМАЗОНОК). Вступление. Гвидон рассказывает путникам, откуда пошло государство амазонок, как Фалант с друзьями увез и покинул критянок, как за это они стали убивать мужчин, как потом пощадили десятерых, как Александра полюбила Эльбания, как она выпросила для него изменения закона, как Эльбаний победил десятерых, как царей стали избирать в поединках и как он, Гвидон, томится на царстве. Астольф признает в Гвидоне родича. Марфиза предлагает ему спасаться вместе. Грифон придумывает способ. Утром друзья вступают в бой. Астольф трубит в волшебный рог. В страхе бегут не только враги, но и друзья. Марфиза с товарищами уплывает во Францию. Там она отъезжает от товарищей. Они попадают в плен к Пинабелю. Марфиза берет на седло Габрину, побивает за нее Пинабеля, встречает насмешника Зербина, побивает его и пересаживает Габрину к нему. Габрина дразнит его несчастьями Изабеллы.

Песнь XXI. (ГАБРИНА). Вступление. Зербин и Габрина встречают Эрмонида. Зербин побивает Эрмонида. Эрмонид рассказывает, как Габрина пыталась обольстить его брата Филандра, как оклеветала его перед Аргеем, как Аргей побил и заточил Филандра, как Габрина, попросив Филандра о защите, заставила его, не зная, убить Аргея, как она залучила Филандра в мужья, как она его отравила. Эрмонид лишается сил. Зербин с Габриною едут дальше.

Песнь XXII. (АСТОЛЬФ У АТЛАНТА). Вступление. Зербин находит мертвого Пинабеля. Тем временем Астольф возвращается в Англию и Францию. Его заманивают в замок Атланта, но он разрушает чары. Астольф находит гиппогрифа. Освобожденные Брадаманта и Руджьер узнают друг друга. Они встречают даму и по ее рассказу едут спасать Рикардета. На пути их — замок Пинабеля, за которого сражаются пленные Грифон с товарищами. Они подъезжают к замку. Руджьер побивает Сансонета. Брадаманта узнает Пинабеля и преследует его. На Руджьера нападают Грифон с друзьями. Руджьер побеждает их волшебным щитом и топит щит в колодезе. Брадаманта же убивает Пинабеля.

Песнь XXIII. (БЕЗУМИЕ). Вступление. Брадаманта ночует в лесу. Утром она встречает Астольфа. Астольф оставляет ей коня и оружие, а сам улетает на гиппогрифе. Брадаманта приезжает в свой Монтальбан. Она посылает Иппалку с Руджьеровым конем в Валломброзу. У той отбивает коня Родомонт. Тем временем Зербин находит убитого Пинабеля, Габрина обирает его, а Зербина обвиняет в убийстве. Роланд выручает Зербина и возвращает ему Изабеллу. Тут на них выезжает Мандрикард. Роланд и Мандрикард бьются. Мандрикрада уносит его конь. Роланд расстается с Зербином. Роланд попадает в приют Медора и Анджелики. По надписям он узнает об их любви. Пастух рассказывает ему, что случилось. Страдания Роланда. Роланд впадает в безумие.

Песнь XXIV. (ЗЕРБИН). Вступление. Роланд избивает мужиков и безумствует по всей Франции. Тем временем Зербин встречает пленного Одорика. Альмоний рассказывает, как тот был взят. Одорик вымаливает пощаду. В наказание Зербин дает ему спутницею Габрину. Одорик губит Габрину и погибает сам. Зербин находит Роландово оружие. Появляется Флорделиза в поисках Брандимарта; появляется Мандринард и хватает Роландов меч. Зербин бьется с Мандрикардом. Дамы разнимают бойцов. Флорделиза едет дальше, а Зербин умирает от раны. Изабеллу спасает от самоубийства добрый отшельник. Мандрикарда же настигает Родомонт. Битва Мандрикарда с Родомонтом. Вестник Аграманта и Доралиса их разнимают.

Песнь XXV. (РИКАРДЕТ). Вступление. Мандрикард и Родомонт едут под Париж. Тем временем Руджьер спасает от костра Рикардета. Тот оказывается братом Брадаманты. Он рассказывает, как в Брадаманту влюбилась Флордеспина, как она страдала, как гостила у нее Брадаманта, как рассказала о том дома, как он, Рикардет, выдал себя за Брадаманту, сочинил историю чудесного своего превращения в мужчину и слюбился с Флордеспиною. Рикардет с Руджьером узнают, что Малагису и Вивиану грозит смерть. Руджьер вызывается их спасти, а потом ехать на помощь Аграманту. Об этом он пишет письмо Брадаманте и утром отправляется в путь.2

  • 1. По изд.: Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. (Сост. Б. И. Пуришев) М.: Просвещение, 1976
  • 2. Ариосто Л. Неистовый Роланд. Песни I-XXV. (Orlando Furioso) М.: «Наука», 1993