Лудовико Ариосто. Неистовый Роланд. Песни I—XXV — М.: «Наука», 1993

По изд.: Ариосто Л. Неистовый Роланд. Песни I-XXV. (Orlando Furioso) — М.: «Наука», 1993 (Серия «Литературные памятники»)
Перевод свободным стихом М. Л. Гаспарова

Публикуемый перевод «Неистового Роланда» — первый полный стихотворный перевод романа Ариосто. Он очень точен и передает смысл романа, говоря словами К. Н. Батюшкова, «слово в слово, строка в   строку». Но и от октав и от рифм переводчик отказался. М. Л. Гаспаров перевел «Неистового Роланда» новейшим верлибром, ритмически несравненно   более свободным, нежели верлибр Ал. Блока, Н. С. Гумилева и Михаила Кузмина. Почему он так сделал, объяснено в заметке «От переводчика». Там же М. Л. Гаспаров рассказывает о причинах, побудивших его избрать   несколько непривычную для современного русского читателя лексику,   синтаксические конструкции и стилистику, сразу же, однако, оговариваясь: «Это не единственное возможное решение». Перевод его подчеркнуто   экспериментален.

В результате стиховедческих и филологических экспериментов такого большого ученого как М. Л. Гаспаров получилось произведение очень   своеобразное, по-настоящему новаторское, и уже потому интересное, хотя и во многом спорное.

Спорно само заглавие. Филологи и историки литературы чаще всего (но теперь уже далеко не всегда) называют роман Ариосто «Неистовым   Роландом». Они не хотят забывать, что исторически герой Ариосто восходит к старофранцузскому героическому эпосу, в частности к знаменитой «Песни о Роланде».

Не посчитаться с этим, вроде бы, действительно нельзя. Однако   невозможно не принять во внимание и то, что в романе Ариосто историческая память о французском народном эпосе полностью стерта. Не станем   предвосхищать выводов обстоятельной статьи М. Л. Андреева, в которой   выявлено жанровое своеобразие ренессансного рыцарского романа в стихах, но все же отметим: представить героя Ронсевальской битвы неиствующим из-за неразделенной любви к ветреной Анджелике просто напросто   немыслимо. Точно так же как совершенно невообразима его дружба с   добродушным великаном Моргантом, порожденным фантазией итальянских кан- тасториев. Это совсем другой персонаж. К началу XIV в. французский Роланд прочно вошел в итальянский городской фольклор и так же   естественно превратился в нем в итальянского Орландо, как итальянский Буово д'Антон обернулся в русских народных книгах Бовой королевичем.1

 

Краткое содержание

Песнь I. (ТЕМНЫЙ ЛЕС). Вступление. Король Карл отбирает Анджелику у Роланда. Анджелика спасается бегством и встречает в лесу Ринальда и сарацина Феррагуса. Они бьются за нее, а потом мирятся и пускаются вслед. Феррагус встречает дух Аргалия, который посылает его за шлемом Роланда, а Ринальд гонится за конем своим Баярдом. Тем временем Анджелика в своем бегстве встречает незнакомого рыцаря, узнает в нем Сакрипанта и решается довериться ему. Но таинственный всадник убивает Сакрипантова коня; это была Брадаманта, сестра Ринальда. Тут к Сакрипанту выбегает Ринальдов конь, а за ним и сам Ринальд.

Песнь II. (ПИНАБЕЛЬ). Вступление. Ринальд бьется с Сакрипантом. Анджелика в страхе бежит, встречает отшельника, и тот вызывает демона, который разнимает бойцов. Ринальд скачет искать Роланда, но Карл посылает его вместо этого в Англию. В пути Ринальда застигает буря. Тем временем Брадаманта в поисках Руджьера встречает Пинабеля. Он рассказывает, как волшебник Атлант похитил его даму и как бились с волшебником Руджьер и Градасс. Брадаманта хочет идти спасать Руджьера, но Пинабель замышляет на нее зло и сбрасывает ее в горную пещеру.

Песнь III. (ДУХОВИДИЦА). Вступление. Пинабель отъезжает, а Брадаманта попадает в пещеру Мерлина. Ее встречает Мелисса; Мерлин возвещает Брадаманте и Руджьеру стать родоначальниками Эсте, перед Брадамантой проходят духи ее потомков от Руджьера до Альфонса с его братьями-заговорщиками. Мелисса выводит Брадаманту на дорогу и учит ее добыть волшебный перстень Брунеля. Брадаманта встречается с Брунелем.

Песнь IV. (БРАДАМАНТА У АТЛАНТА). Вступление. Брадаманта видит пролетающего Атланта и собирается с Брунелем против него. Они подъезжают к замку. Брадаманта отнимает перстень у Брунеля, бьется с колдуном и побеждает его. Но Атлант любит Руджьера и хочет укрыть его от опасностей. Он освобождает пленников замка, но Руджьера он заманивает на гиппогрифа, и тот уносит его на запад. Между тем Ринальд пристает к Шотландии. Здесь нуждается в защите от клеветы королевна Гиневра, и Ринальд пускается ей на помощь. По пути он спасает от разбойников Далинду.

Песнь V. (ГИНЕВРА). Вступление. Далинда рассказывает, как она любила Полинесса, а он — Гиневру, а она — Ариоданта. Оскорбленный Полинесс подговаривает Далинду переодеться Гиневрою и, поспорив с Ариодантом, выдает себя за любовника Гиневры. Это видит Лурканий, брат Ариоданта. Ариодант в тоске бросается в море, а Лурканий обвиняет Гиневру в распутстве. Далинда, опасаясь за себя, бежит к Полинессу, но он велит ее убить, и ее спасло лишь появление Ринальда. Тем временем на защиту Гиневры является рыцарь под забралом и вступает в поединок с Лурканием. Ринальд прерывает их бой, обличает Полинесса и на Божьем суде убивает его. Неведомый рыцарь открывает лицо...

Песнь VI. (ОСТРОВ АЛЬЦИНЫ). (Вступление) ...и оказывается уцелевшим Ариодантом. Гиневру выдают за Ариодацта, а Далинда уходит в монастырь. Тем временем Руджьер на гиппогрифе прилетает на остров феи Альцины. Здесь Астольф, обращенный в мирт, рассказывает ему, как попал он на этот остров, где Альцина враждует с доброй Логистиллой, и какова судьба Альцининых любовников. Руджьер собирается на помощь Логистилле. По пути он бьется с чудовищами. Две дамы его выручают, но сбивают с пути. Руджьер в царстве Альцины. Он должен сразиться с Эрифилой.

Песнь VII. (ИСКУШЕНИЕ). Вступление. Руджьер побеждает Эрифилу. Его принимает Альцина. Руджьер возгорается любовью. Они становятся любовниками. Между тем Брадаманта тщетно ищет Руджьера. Мелисса приходит ей на помощь. Она пускается на остров Альцины, находит Руджьера и в образе Атланта обличает его. С Руджьера спадают чары, он видит Альцину в ее настоящем виде. Руджьер пускается прочь из Альцининого царства.

Песнь VIII. (ОТШЕЛЬНИК). Вступление. Руджьер побеждает Альцининого ловчего, Альцина гонится за Руджьером, а Мелисса оживляет Астольфа и других ее пленников. Руджьер продолжает путь к Логистилле. Между тем Ринальд собирает войска в Шотландии и Англии. В коня Анджелики вселяется бес, который уносит ее на необитаемый берег. Здесь на нее покушается отшельник, но тщетно. С острова Эбуды, где казнят девиц, приплывают пираты и увозят Анджелику в жертву морскому чудовищу. Между тем в осажденном Париже тоскующий Роланд видит вещий сон об Анджелике и бросается на поиски ее.

Песнь IX. (ОЛИМПИЯ). Вступление. Роланд ищет Анджелику во вражьем стане, а потом по всей Франции. Он узнает про казнь девушек на Эбуде и бросается туда, но его относит во Фландрию. Здесь Олимпия рассказывает ему, как любила она Бирена, как фризский Кимосх, владетель пищали, хотел выдать Олимпию за своего сына, как она убила жениха и должна погибнуть, чтобы спасти Бирена. Она просит рыцаря о помощи. Роланд тотчас спешит в Голландию и бросает вызов Кимосху, сокрушает его засаду, врывается в город и сражает Кимосха. Бирен спасен. Пищаль Роланд топит в море и продолжает путь к Эбуде.

Песнь X. (ОСТРОВ ЛОГИСТИЛЛЫ). Вступление. Бирен влюблен в дочь Кимосха. Он бросает Олимпию на попутном острове. Стенания Олимпии. Тем временем Руджьер минует башню соблазна и переправляется в царство Логистиллы. Погоня Альцины разбита. Руджьер — в садах Логистиллы. Логистилла принимает и отпускает рыцарей. Руджьер летит вокруг света. В Англии он видит смотр войска, идущего к Карлу. Над Эбудою он видит Анджелику на скале, бьется с морским чудовищем, побеждает его волшебным щитом и уносит Анджелику на гиппогрифе.

Песнь XI. (ЗМЕЕБОРСТВО). Вступление. Анджелика с перстнем-невидимкой ускользает от Руджьера и пускается на родину. Руджьер, лишась и гиппогрифа, идет по лесу и видит Брадаманту жертвой великана. Тем временем Роланд, приплывает к острову Эбуде, вступает в бой с драконом и побеждает его. Островитяне нападают на Роланда. Отбив их, он освобождает Олимпию. Является Оберт с ирландцами, вспыхивает любовью к Олимпии и увозит ее в Ирландию, а Бирену мстит. Роланд продолжает поиски Анджелики.

Песнь XII. (РОЛАНД У АТЛАНТА). Вступление. Роланд видит Анджелику в плену у всадника и за ними попадает в замок Атланта. Там — и другие рыцари; туда вслед за великаном попадают и Руджьер, и Анджелика. Анджелика ускользает с помощью перстня, за ней — три рыцаря. Роланд и Феррагус вступают в бой; тем временем Анджелика похищает шлем Роланда, и его захватывает Феррагус. Анджелика продолжает путь в Катай. А Роланд встречает два мавританских войска и побивает их. Продолжая путь, он приходит в пещеру Изабеллы.

Песнь XIII. (ИЗАБЕЛЛА). Вступление. Изабелла рассказывает, как она полюбила Зербина, как тот поручил Одорику ее похитить, как Одорик сам покусился на нее и как отбили ее разбойники. Роланд расправляется с разбойниками и едет дальше с Изабеллою. Тем временем Мелисса ведет Брадаманту вызволить Руджьера у Атланта. По пути она рассказывает Брадаманте о знаменитых дамах в ее потомстве. Но Брадаманта забывает наставления и попадает в плен к Атланту. Тем временем Аграмант объявляет смотр сарацинам.

Песнь XIV. (АРХИСТРАТИГ). Вступление. Смотр сарацинской рати. Мандрикард выезжает мстить за побитых Роландом. Вместо этого он у своих же отбивает Доралису и увозит ее с собой. Тем временем Аграмант готовится к приступу, а Карл Великий молится Богу. Бог посылает ему в помощь архангела Михаила. Тот находит в монастырях Распрю, а Безмолвие—среди злодеев. Пещера Сна. Архангел и Безмолвие ведут Ринальда в Париж. Наступает день приступа. Начинается приступ. Подвиги Родомонта. Идет бой за второй ров и вал.

Песнь XV. (АСТОЛЬФ). Вступление. Войско Родомонта пожжено, а войско Аграманта встречено Карлом. Тем временем Астольф получает от Логистиллы волшебные дары и плывет на запад. Ему пророчествуют о Новом Свете и о Карле V с его полководцами. Он достигает Египта, где живет людоед Калигорант. Астольф одолевает его и приводит в Каир. Он встречает колдуна Оррилла, помогает против него Грифону и Аквиланту и снимает Орриллу голову и волосы. Астольф с Грифоном и Аквилантом едут в Святую землю и гостят там у Сансонета. Здесь Грифон узнает об измене своей Оригиллы и едет ей навстречу.

Песнь XVI. (РИНАЛЬД ПОД ПАРИЖЕМ). Вступление. Трифон в Сирии встречает Оригиллу с Мартаном. Она выдает любовника за брата. Тем временем под Парижем Родомонт свирепствует на городских стенах. Но является Ринальд с британской помощью, говорит речь к войску и направляет полки. Первые подвиги Ринальда. Войска сходятся. Подвиги Зербина. Подвиги англичан. Феррагус и Аграмант приходят на помощь своим, а Ринальд — своим. Тем временем Карл узнает, что Родомонт в Париже.

Песнь XVII. (ГРИФОН). Вступление. Карл нападает на Родомонта. Тем временем Грифон, Оригилла и Мартан приезжают в Дамаск. Им рассказывают, как король Норандин с Люциною попали на остров злого чудища; по совету чудищевой жены Норандин, надевши козью шкуру, выручает из плена своих спутников, и только Люцина остается в неволе, пока ее не спасают Мандрикард и Градасс. В Дамаске по этому случаю устроен турнир. (Отступление о крестовом походе). Мартан выступает с позором. За это Грифон побеждает целых восьмерых, и даже самого сильного. Они уезжают из Дамаска. Мартан похищает доспехи у спящего Грифона и выдает себя за победителя турнира. Грифон, проснувшись, надевает доспехи Мартана и преследует его. Его принимают за хозяина доспехов, схватывают и выводят на посмеяние. Он высвобождается...

Песнь XVIII. (ДАРДИНЕЛЬ). Вступление. ...и побивает много народа. Тем временем Карл нападает на Родомонта. Стекается народ. Родомонт прорывается из города. Тем временем Распря, спеша к сарацинам, приносит Родомонту весть о Доралисе и Мандрикарде. Родомонт бросается на поиски их. Тогда Карл выводит войско на вылазку. Подвиги Дардинеля. Дардинель убивает Луркания. Тем временем Грифон за безоружными избивает оружных. Король Норандин просит его о мире. Они заключают дружбу. Аквилант, выехав искать Грифона, встречает Мартана и Оригиллу и берет их в плен. Аквилант в Дамаске находит брата, а Мартана наказывают розгами. Норандин объявляет новый турнир. Астольф и Сансонет едут на турнир и встречают Марфизу, сестру Руджьера. На турнире Марфиза узнает в награде свое оружие и захватывает его, разогнав толпу. Марфиза с друзьями узнает Грифона с друзьями. Король примиряется с Марфизой. Пятеро друзей собираются во Францию, останавливаются на Кипре, а потом попадают в бурю. Между тем под Парижем Ринальд убивает Дардинеля. Сарацины обращаются в бегство. Ночь спасает разбитых. Клоридан и Медор выходят похоронить Дардинеля. Они избивают спящих франков, находят тело Дардинеля, но их застигает Зербин с воинами.

Песнь XIX. (МЕДОР). Вступление. Клоридан и Медор бьются с преследователями. Медор ранен, Клоридан убит. Анджелика находит Медора и исцеляет его. Анджелика влюблена в Медора. Они становятся любовниками. Они отправляются далее в Катай. Тем временем Астольф и Марфиза с друзьями спасаются из бури и приплывают к берегу амазонок. Их корабль в плену. Им предлагают бой одному на десятерых. Марфиза принимает вызов, побивает девять рыцарей, отвергает перемирие с вождем их Гвидоном, бьется с Гвидоном, и лишь ночь прерывает их бой.

Песнь XX. (БЕРЕГ АМАЗОНОК). Вступление. Гвидон рассказывает путникам, откуда пошло государство амазонок, как Фалант с друзьями увез и покинул критянок, как за это они стали убивать мужчин, как потом пощадили десятерых, как Александра полюбила Эльбания, как она выпросила для него изменения закона, как Эльбаний победил десятерых, как царей стали избирать в поединках и как он, Гвидон, томится на царстве. Астольф признает в Гвидоне родича. Марфиза предлагает ему спасаться вместе. Грифон придумывает способ. Утром друзья вступают в бой. Астольф трубит в волшебный рог. В страхе бегут не только враги, но и друзья. Марфиза с товарищами уплывает во Францию. Там она отъезжает от товарищей. Они попадают в плен к Пинабелю. Марфиза берет на седло Габрину, побивает за нее Пинабеля, встречает насмешника Зербина, побивает его и пересаживает Габрину к нему. Габрина дразнит его несчастьями Изабеллы.

Песнь XXI. (ГАБРИНА). Вступление. Зербин и Габрина встречают Эрмонида. Зербин побивает Эрмонида. Эрмонид рассказывает, как Габрина пыталась обольстить его брата Филандра, как оклеветала его перед Аргеем, как Аргей побил и заточил Филандра, как Габрина, попросив Филандра о защите, заставила его, не зная, убить Аргея, как она залучила Филандра в мужья, как она его отравила. Эрмонид лишается сил. Зербин с Габриною едут дальше.

Песнь XXII. (АСТОЛЬФ У АТЛАНТА). Вступление. Зербин находит мертвого Пинабеля. Тем временем Астольф возвращается в Англию и Францию. Его заманивают в замок Атланта, но он разрушает чары. Астольф находит гиппогрифа. Освобожденные Брадаманта и Руджьер узнают друг друга. Они встречают даму и по ее рассказу едут спасать Рикардета. На пути их — замок Пинабеля, за которого сражаются пленные Грифон с товарищами. Они подъезжают к замку. Руджьер побивает Сансонета. Брадаманта узнает Пинабеля и преследует его. На Руджьера нападают Грифон с друзьями. Руджьер побеждает их волшебным щитом и топит щит в колодезе. Брадаманта же убивает Пинабеля.

Песнь XXIII. (БЕЗУМИЕ). Вступление. Брадаманта ночует в лесу. Утром она встречает Астольфа. Астольф оставляет ей коня и оружие, а сам улетает на гиппогрифе. Брадаманта приезжает в свой Монтальбан. Она посылает Иппалку с Руджьеровым конем в Валломброзу. У той отбивает коня Родомонт. Тем временем Зербин находит убитого Пинабеля, Габрина обирает его, а Зербина обвиняет в убийстве. Роланд выручает Зербина и возвращает ему Изабеллу. Тут на них выезжает Мандрикард. Роланд и Мандрикард бьются. Мандрикрада уносит его конь. Роланд расстается с Зербином. Роланд попадает в приют Медора и Анджелики. По надписям он узнает об их любви. Пастух рассказывает ему, что случилось. Страдания Роланда. Роланд впадает в безумие.

Песнь XXIV. (ЗЕРБИН). Вступление. Роланд избивает мужиков и безумствует по всей Франции. Тем временем Зербин встречает пленного Одорика. Альмоний рассказывает, как тот был взят. Одорик вымаливает пощаду. В наказание Зербин дает ему спутницею Габрину. Одорик губит Габрину и погибает сам. Зербин находит Роландово оружие. Появляется Флорделиза в поисках Брандимарта; появляется Мандринард и хватает Роландов меч. Зербин бьется с Мандрикардом. Дамы разнимают бойцов. Флорделиза едет дальше, а Зербин умирает от раны. Изабеллу спасает от самоубийства добрый отшельник. Мандрикарда же настигает Родомонт. Битва Мандрикарда с Родомонтом. Вестник Аграманта и Доралиса их разнимают.

Песнь XXV. (РИКАРДЕТ). Вступление. Мандрикард и Родомонт едут под Париж. Тем временем Руджьер спасает от костра Рикардета. Тот оказывается братом Брадаманты. Он рассказывает, как в Брадаманту влюбилась Флордеспина, как она страдала, как гостила у нее Брадаманта, как рассказала о том дома, как он, Рикардет, выдал себя за Брадаманту, сочинил историю чудесного своего превращения в мужчину и слюбился с Флордеспиною. Рикардет с Руджьером узнают, что Малагису и Вивиану грозит смерть. Руджьер вызывается их спасти, а потом ехать на помощь Аграманту. Об этом он пишет письмо Брадаманте и утром отправляется в путь.

  • 1. Р. И. Хлодовский