Анакреонт положил начало многовековой литературной традиции, получившей название «анакреонтической поэзии», главными темами которой всегда были свободомыслие, беспечность, земные радости, любовь и вино. Большое влияние на европейскую анакреонтическую поэзию, процветавшую в XVI—XVIII вв., оказал позднеантичный сборник «Анакреонтика» (Τά Άνακρεόντεια, Carmina Anacreontea), состоявший из стихотворений, написанных в подражание Анакреонту, позднее приписанных ему и долгое время считавшихся его произведениями. В России анакреонтическая поэзия, воспринятая не только через греческий подлинник и латинский перевод, но и через французскую и немецкую поэзию, представлена в XVIII—нач. XIX в. именами А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Н. А. Львова, В. В. Капниста, И. И. Мартынова, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова и др. «Русским Анакреоном» называли и автора «Душеньки» И. Богдановича, и А. С. Пушкина.
* * *
Репутацию пьяницы и волокиты Анакреонту создали множество подражаний позднейших эпох и сборник, известный под названием «Anacreontea», породившие так называемую «анакреонтическую поэзию» поздней античности, Возрождения и Просвещения. Сборник сохранился в рукописи X века и был опубликован в 1554 году вместе с латинским переводом Анри Этьена (о происхождении самой рукописи ничего не известно). Он содержит иногда очень изящные, в стиле и духе Анакреона стихотворения, чрезмерно подчеркивающие, однако, любовную или застольную тему. Тонкую свежесть оригинала часто сменяет несколько приторная фривольность, не свойственная самому Анакреону. Сборник был написан в александрийскую (и частью более позднюю) эпоху, когда этот жанр был в моде среди обеспеченных жителей больших торговых городов.
Популярности поэта в Европе в XVII—XVIII веках, восходящей именно к этой псевдоанакреонтической поэзии, способствовало увлечение эпикурейской философией, распространенное в Европе того времени. Во Франции в рамках этой традиции писали Э. Парни, А. Шенье, Вольтер, П. Беранже, Шольё; в Италии — Луи-Виктор Савиоли; в Германии — Глейм, Хагедорн, Лессинг; в Англии — М. Прайор, Э. Уоллер, Дж. Гей.
* * *
Оригинальные тексты по изд. Poetae lyrici graeci, 1882