Фарс

Жан Табарен. Фарсы

Жан Саломон, по сцене Табарен (ум. ок. 1633) — знаменитый французский площадный фарсовый актер, выступавший вместе с врачом-шарлатаном Мондором на площади Дофина у Нового моста, изображая придурковатого слугу Мондора. Исполнявшиеся ими коротенькие фарсы («парады») сочинялись самим Табареном. Они были впервые изданы в Париже в 1622—1623 годах. Имя Табарена являлось в XVII веке символом грубой площадной буффонады.

По изд.: Мокульский C.C. (под ред.) Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Том 1

 

ВТОРОЙ ФАРС

«Фауст наизнанку»

Русская театральная публика познакомилась впервые с «Фаустом» в виде балета Перро1 и оперетки Герве

И. В. Гете. Боги, герои и Виланд

Перевод: Н. Вильмонт

 

ФАРС

 

Меркурий на берегу Коцита в сопровождении двух теней.

 

Меркурий. Харон! Гей! Харон! Переправь-ка нас на тот берег! Да побыстрее! Эти людишки проняли меня своими жалобами. Плачутся, что трава им промочила ноги и что они схватят насморк.

Харон. Славный народец? Откуда? А! опять той же достойной породы! Им бы еще пожить.

Фарс о немой жене в изложении Рабле

Из романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», кн. Ill (1546), гл. XXXIV, Гослитиздат, Л., 1938, стр. 252—253. Перевод В. А. Пяста.
По изд.: Мокульский C.C. (под ред.) Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Том 1

 

Адвокат Патлен (фрагменты, перевод Л. Р. Когана)

Французский фарс XV века «Maistre Pierre Pathelin» (ок. 1470). Перевод Л. Р. Когана. Напеча­тано отдельной книгой в издании Теакинопечать, М., 1929, стр. 15—48.
По изд.: Мокульский C.C. (под ред.) Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Том 1

 

П а т л е н

О чане

Перевод Н.Н. Врангеля, А.А. Трубникова.
По изд.: Мокульский C.C. (под ред.) Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Том 1

***

Новый, очень хороший и веселый фарс с тремя действующими лицами, а именно: Жакино, его женой и тещей.

Комический театр XIV—XV вв. Фарс

Наиболее характерным и вместе с тем наиболее устойчивым комическим жанром этой эпохи является фарс; зачатки его засвидетельствованы еще в XIII в., но расцвета этот жанр достигает в XIV — начале XV в., когда он выступает как острое орудие политической и социальной сатиры; популярность фарса была столь велика, что его не смогла уничтожить даже комедия Ренессанса, сразу же вытеснившая моралитэ и соти (середина XIV в.).

Фастнахтшпили

Фастнахтшпиль (Fastnacht­spiel — дословно «масленичная игра») представляет собой немецкую разновидность средне­векового фарса, широко распространенного в Германии XV и XVI. Как показывает самое название жанра, он возник из обычая немецкой бюргерской молодежи ходить на масленицу ряжеными по городу и представлять неболь­шие комические сценки, воспроизводящие различные происшествия из обыденной жизни. Одной из излюбленных тем фастнахтшпиля было высмеивание грубости и простоватости мужиков.