Бедный Жуан

Этот фарс был напечатан в начале XVI в. известным парижским типографом Жаном Треперелем. Создан фарс был значительно раньше, однако не позже 1488 г. (он упоминается в одном соти, время появления которого точно из­вестно). О популярности фарса во Франции сведений нет, но, по-видимому, его довольно часто играли, причем не только на его родине, но и за ее пре­делами (влияние этого фарса обнаружено в Италии и отчасти в Англии). Научное издание фарса появилось в 1959 г.

Пер. В. Васильева

Стр. 152
Шут — этот персонаж не часто встречается в фарсах; шуты и шутихи («дура­ки» и «дуры») были действующими лицами соти. Появление в «Бедном Жуане» шута лишний раз показывает, что приемы и персонажи соти иногда попадали и в фарсы; это отчасти объясняется тем, что и у фарсов и у соти были одни исполнители.

Стр. 153
Обман и Ханжество — аллегорические персонажи «Романа о Розе» (XIII в.), постоянно вредящие влюбленным.

Камлот — плотная шерстяная материя.

Стр. 154
...подушечки... на бедрах... — Такие подушечки подкладывались в соответст­вующем месте под платье не столько для того, чтобы подчеркнуть округлость бедер, сколько для того, чтобы талия женщины выглядела тоньше и стройнее, а юбка более плавно опускалась вниз.

Стр. 157
...святой Георгий на коне. — Этот христианский святой, прославившийся своей победой над драконом, изображался обычно верхом на коне.

Стр. 163
Эгидий. — Речь идет не о святом, а об одном из монастырей его имени, привлекавшем много паломников.

Мавр — монастырь и место паломничества; особенно много сюда стекалось больных и увечных. Расположен был монастырь в восточной Франции, на Марне.

Якобиты. — Имеется в виду монастырь якобитов в Париже, рядом с Сорбонной, очень популярный в средние века.

Антоний — монастырь в Париже, недалеко от Бастилии; также место палом­ничества.

...богоматерь из Булони... — церковь в окрестностях Парижа, место оживленного паломничества; в церкви хранилось чудодейственное, по представлениям эпохи, изображение богоматери.

Стр. 164
...хворь угодника Фиакра... — так назывался в средние века геморрой, так как считалось, что от этого недуга можно излечиться, если посидеть на том камне, на котором якобы восседал святой (в городе Мо), после того как он прибыл в Галлию из Ирландии, откуда был родом (VII в.).

...недуг святого Иоанна... — так называлась в средние века эпилепсия.

...хворь Ильи-пророка... — так в средние века называли паралич ног; считалось, что святой излечивает от этой болезни.

Болезнь угодника Мартина... — По-видимому, речь идет о так называемой бо­лезни святого Кантена, то есть водянке. В средние века способность исцелять от того или иного недуга нередко приписывалась разным святым, что приводило порой к путанице.

Стр. 165
...как поповский пес... — намек на какую-то историю, видимо, хорошо знако­мую зрителям этого фарса в пору его создания.

(На сенсорных экранах страницы можно листать)