Средневековые истории об Александре Великом

Разнообразные рассказы, притчи и легенды об Александре, сохранившиеся в средневековых рукописях и манускриптах XI-XIII веков.
По изд.: Повесть о рождении и победах Александра Великого. СПб.: Азбука–классика, 2006

 

О путешествии Александра Македонского в Рай

Впервые предание о путешествии Александра Македонского к пределам Рая появляется в Вавилонском Талмуде: «Во время шествия его по этой стране он сел раз у источника живой воды для трапезы. Были у него соленые рыбки, когда их начали омывать в живой воде, то они ожили и уплыли с течением. "Значит, этот источник течет из Рая", — сказал царь и пошел вверх, пока не добрался до ворот Рая. Начал он стучаться и кричать: "Отворите мне!". Тогда раздался голос: "Вот врата Господа, праведные войдут в них" (Пс. 117, 20) — "Но я царь, имя мое славно на всей земле, дайте мне что-нибудь [на память, что я был здесь]". Дали ему человеческий глаз. Взял царь этот глаз с собою, и, когда он возвратился в свою страну, он спросил мудрецов, что бы это значило, что ему дали глаз, и на что это указывает. "Глаз этот, - отвечати мудрецы, — есть символ ненасытного корыстолюбия и властолюбия твоего, которые стараются подчинить себе все, что только завидят. Если не хочешь нам верить, возьми и взвесь этот глаз против всех твоих богатств". Царь велел положить на одну чашку весов чудесный глаз, а на другую — все свое золото и серебро, - и что же? Чудесный глаз перевесил все несметные царские сокровища! "Теперь, — сказали мудрецы изумленному царю, — положи на этот глаз немного земли". Царь велел это сделать, и чашка весов с глазом тотчас упала» (Tamid f32)1

Латинская версия предания известна по парижской рукописи XIII века. Вполне возможно, текст написан не монахом, а каким-нибудь иудейским ученым, поскольку автор славит Единого Бога, а не Троицу. Сюжет стал очень популярен в Европе: в XIII веке он входит в состав старофранцузских и англо-норманнских поэм об Александре Великом, в XIV веке легенда о том, что Александру удалось подойти к Раю намного ближе, чем остальным смертным, завладела умами авторов воображаемых путешествий и описаний мира. К этому времени относится еще одно известие о достижении пределов, за которыми начинается блаженство, — история выросшего из райского семени дерева Сифа, известная по рукописи XIV века, хранящейся в библиотеке Оксфордского университета.

Образ Рая, каким он предстал Александру Македонскому, занял доминирующее место в средневековой литературе. Из предания о дереве Сифа мы так и не узнаем, что расположено по другую сторону, там, откуда нет возврата. Рай Александра — Земной, он не тождествен населенным ангелами Небесам, о которых рассказывается в видениях. Он материален, однако непроницаем и непостижим. Автор «Путешествия сэра Джона Мандевилля» вкладывает в уста своего героя описание Земного Рая, почерпнутое именно из повести об Александре Македонском.

Путь к раю

Александр, с богатой и самой разнообразной добычей, которую он вместе со своим войском увез из пределов Индии, остановился в нескольких днях пути оттуда, в горной долине, где текла река, впадающая в море. Он позволил своим воинам отдохнуть там какое-то время, чтобы они приободрились после всех тягот, которые им пришлось перенести во время многочисленных и опасных походов. Куда бы он ни направился, всюду его принимали хорошо и с почетом, ибо он удостоился славы среди всех народов как за свою доброту и милосердие, так за и то, что сдерживал своих воинов и не разрешал им грабить чужое добро. Все были благодарны властителю за то, что его соратники проявляли миролюбие и благосклонность, хотя их скорее считали недругами и грабителями.

Наконец он дошел до очень широкой реки и на ее берегу обнаружил большой корабль, оснащенный парусом и веслами, а также различным оружием, всевозможным снаряжением для долгого плавания. Разузнав о названии реки, выяснил, что это и есть Ганг, то есть Фисон, берущий свое начало в райских кущах. А еще он увидел крыши домов, сложенные из огромных листьев, которые местные жители вылавливают длинными шестами, когда те плывут по реке, и, высушив на солнце, измельчают в пыль и хранят, используя в качестве приправы с удивительным вкусом.

Узнав обо всем этом и, более того, о расположении этих мест, он произнес, глубоко вздохнув «Я ничего не достигну в этом мире, да и замыслы мои ничего нс будут стоить, если не удостоюсь того, чтобы приобщиться к этим наслаждениям». Тут же он расположил свое войско в безопасном и надежном месте и отобрал пятьсот щитоносцев, молодых и бодрых духом, не страшившихся никаких опасностей и наболее выносливых. Затем, погрузив припасы, которых должно было хватить на все лето, взошел на корабль и вручил себя попутным ветрам.

<...>

 

Александр достигает высот неба и глубин моря

Войско Александра Великого достигло после многотрудных странствий берега Красного моря, где они и расположились лагерем. Была там гора — весьма великая, и Александр, как на нее взошел, увидел, что небо находится от него совсем близко. И тогда в сердце своем он замыслил соорудить такое устройство, чтобы грифы могли вознести его к верхним сферам. И сразу, как с этой горы спустился, повелел, чтобы к нему пришли архитектор и приказал им изготовить удивительную колесницу и обвязать ее железными цепями так, чтобы он в безопасности находиться в ней. Затем приказал доставить грифов и наикрепчайшими железными цепями повелел привязать их к колеснице и на самом верху этой колесницы положить им пищу. И вот грифы стали поднимать его в небо. И достигли грифы такой высоты, что Александру круг земной показался подобием тока, на котором разложены плоды. Море же показалось наподобие дракона, извивающегося вокруг. И тут Божье провидение осенило грифов, и они, думая, что поднимаются выше, опустились в пятнадцати днях пути от войска, и благодаря железным оковам на Александре не было и царапины. Так. испытав превеликие трудности, он возвратился в лагерь.

После этого запало в его сердце достичь глубин морских, чтобы описать разновидности рыб. Тут же он приказал привести к себе стеклодувов и повелел им изготовить бочонок из чистого стекла, чтобы со всех сторон он был прозрачным. Так они и сделали. Затем он приказал обвязать оный железными цепями и вручить самым сильным воинам. Сам же, войдя внутрь, закрыл за собой крышку, закупорил [ее] смолою и опустился в пучину моря. И взял с собою в бочонок пса, кота и петуха. Пса на случай, если те, кто держит цепи, отпустят их, - тогда, как только он убьет пса, море вынесет бочонок вместе со псом на берег. Кота - чтобы вдыхал и отдавал воздух Александру. Петуха - чтоб кричал и сообщал ему время2. Там он увидел рыб различной формы и самих разных цветов, а также чудищ, обликом похожих на зверей наземных и по дну в пучинах морских, подобно земным зверям, разгуливающих, и они питались плодами деревьев, которые там росли. Эти самые чудища подобрались к нему и обратились в бегство. И еше он видел в пучине моря мужчин и женщин, скачущих на конях, которых поместил там Бог в напоминание о том, что произошло с фараоном. Видел он там и другие чудеса, о которых не хотел рассказывать, ибо люди сочли бы это вовсе не достойным доверия. Те же, кто держал цепи, решив, что он погиб, бросили их. Александр, увидев что воины ушли, убил собаку, и волны вынесли бочонок на берег. Выбравшись из моря, он возвратился в лагерь и приказал обезглавить всех тех, кто бросил цепи.

 

Александр и города Сирии

Затем Александр со своим войском отправился в Сирию. Сирийцы, храбро сопротивляясь, вступили с ним в сражение и убили некоторых из его воинов. После этого он завоевал Дамаск. Потом, взяв Сидон, разбил лагерь возле города Тира, где провел долгое время и претерпел множество невзгод. Этот город, окруженный со всех сторон морем, был возведен в неприступном месте и защищен мощными укреплениями, так что никому не удавалось взять его штурмом. Тогда Александр возвел дамбу, которая закрыла город со стороны моря, так что ни целый флот, ни корабль под парусом не могли достигнуть городского порта. Александр начал размышлять о том, как напасть на город. Войску стало не хватать припасов. Александр тут же отправил послание к первосвященнику иудеев по имени Иаддуй с просьбой собрать припасы для войска, а дань, которую тот платил Дарию, безо всякого промедления передать ему [то есть Александру], посоветовав предпочесть дружбу с македонцами дружбе с персами. Иудейский первосвященник ответил, что поклялся платить дань Дарию и никогда не поднимать против него оружия и при жизни Дария этой клятве он изменить не может.

Услышав об этом, Александр разгневался на первосвященника иудейского и сказал: «Я обрушу на иудеев такую месть, что они узнают, чьих приказании надо слушаться!». Однако, не желая оставлять Тир, он повелел Мелеагру с пятьюстами воинами отправиться в долину Иосафата, где вокруг города Гадары паслись стада. Сарисон был их проводником, ибо прекрасно знал местность. Когда они вошли в долину и захватили неисчислимую добычу, путь им преградил Феозолий, предводитель пастухов, и убил множество воинов. Мелеагр, будучи невероятно силен, набросился с оружием на пастухов и победил их всех, а их предводителя сделал евнухом. Когда об этом стало известно Битурию, тот вышел из города Гадары с тридцатью тысячами всадников и приготовился сражаться. Воинов было так много, что от конского топота сотрясалась сама земля, увидев это, македонцы преисполнились великой тревоги. Мелеагр решил послать за помощью к Александру, однако никто из воинов не захотел отправиться с этим поручением. Во время сражения Сарисон был убит Битурием. Македонцам же, теснимым огромным множеством врагов, грозило полное поражение, и Аридей отправился к Александру и сообщил ему о приключившейся напасти. Александр оставил Тир и прибыл в долину Иосафата, окружив Битурия и его войско. Возвратившись к городу, он обнаружил, что дамба, построенная им на море, разрушена до основания, ибо Валаам вместе со всеми обитателями Тира после ухода Александра вышел из города и захватил ее. Увидев это, Александр, а заодно с ним и все македонцы преисполнились столь великой тревогой, что уже и вовсе лишились надежды на покорение Тира. Следующей ночью Александру приснился сон о том, будто он держал в руке ягоду и, стоило ему бросить ее на землю и растоптать ногой, из нее полился обильный сок. Проснувшись, Александр велел привести к себе гадателя, рассказал ему о том, что видел, а гадатель ему: «Царь Александр, ты одержишь верх над Тиром, и не смей больше колебаться. Ягода, которая была у тебя в руках и которую, бросив на землю, ты растоптал, и есть сам город, который ты завоюешь и сотрешь с лица земли». Услышав это, Александр тут же придумал, как можно захватить город. Он построил на море плавающую по воде башню, которая была закреплена сотней якорей. Башня эта возвышалась над стенами и крепостными башнями Тира. Александр один взошел на эту башню и приказал воинам быть наготове и поддерживать его оружием. Как только станет видно, что он проник в город, все одновременно должны начать штурм. Обрубив якорные канаты, он поплыл к городу с тыла. Александр спрыгнул на башню, где стоял Валаам, убил его и сбросил в пропасть. Увидев это, македонцы и греки тут же принялись взбираться на стены — кто с помощью лестниц, кто подтягиваясь на руках. Жителей Тира после гибели их предводителя Валаама сковал ужас, и они не оказали грекам никакого сопротивления. Так город был взят и разрушен до самого основания. Еще два сирийских города он разорил, и жители их натерпелись такого страха, что вспоминают об этом и по сей день. Затем Александр повел свое войско к Газе и, взяв Газу, устремился к Иерусалиму.

  • 1. Перевод на русский язык талмудических известий об Александре Македонском был сделан И. Оршанским и опубликован в его статье «Талмудические сказания об Александре Македонском».
  • 2. Это дополнение содержится в одном из списков версии J2. Представление о том, что Александр взял с собою под воду животных, получило широкое распространение в литературе и стало основой для многочисленных иллюстраций, изображающих македонскою царя вместе с псом, петухом и котенком.