Об Александре Великом (из «Римских деяний»)
В конце XIX в. немецкий медиевист Остерлей опубликовал старопечатный текст по утрехтскому и расширенному кельнскому изданиям (Gesta Romanorum / Ed. H. Oesterley. Berlin, 1872) с прибавлением частью печатных, частью сохранившихся в рукописной форме историй, увеличив их количество до 283 номеров.
По изд.: Повесть о рождении и победах Александра Великого. СПб.: Азбука-классика, 2006, перевод Н. Горелова (Gesta Romanorum. Ed. H. Oesterley. Berlin, 1872.)
Во времена, когда правил весьма могущественный Александр, наставником которого был магистр Аристотель, обучавший его всевозможной мудрости, одна северная царица дочь свою с самого ее детства кормила ядом, и когда та достигла совершеннолетия, то стала столь прекрасной и грациозной, что многие были введены в заблуждение ее красотой. Царица послала дочь к Александру, чтобы та стала его наложницей. Увидев девушку, он сразу проникся к ней любовью и захотел возлечь с нею. Но тут Аристотель сказал ему: «Не делайте этого, если поступите так, то умрете, ибо на протяжении всей жизни ее кормили ядом. Я сейчас же вам это докажу. Вот злодей, которого следует по закону предать смерти. Он возляжет с нею, и вы увидите, правду ли я говорю». Так и было сделано. Она при всех поцеловала злодея, и он тут же упал и испустил дух. Александр, увидев это, принялся безмерно хвалить наставника, который спас его от смерти. А девушку отправил назад к матери. См. также
Римские деяния. Гл. 11
О непреклонности смерти
Рассказывают, что сделанная для Александра золотая гробница была выставлена на обозрение в большом зале дворца. К ней собрались философы, один из которых сказал: «Александр построил сокровищницу из золота, а сегодня золото превратило его в сокровище». Другой: «Вчера ему был тесен весь мир, а сегодня вполне хватает и четырех локтей». Третий: «Вчера он правил людьми, а сегодня люди отправляют его в последний путь». Следующий: «Вчера он мог многих избавить от смерти, сегодня же его дротик уже не сможет отнять жизнь и у единого человека». Следующий: «Вчера войско неслось вслед за ним, а сегодня оно несет его гроб». Следующий: «Вчера он попирал землю, а сегодня она его». Еще один: «Вчера племена его боялись, а сегодня они считают его ничтожным». Следующий: «Вчера у него были друзья и враги, а сегодня - все едины». По памяти и не рассказать обо всем, что произнесли стоявшие вокруг его гроба тридцать два философа.
Римские деяния. Гл. 31
Как рассказывают, царь Александр, чьим наставником был Аристотель, весьма преуспел благодаря его учению и перенял от него множество добродетелей. Среди прочего он попросил своего наставника указать на вещи полезные и ему самому, и другим. Аристотель ответил: «Слушай внимательно, сын мой, и если ты будешь придерживаться моего учения, то достигнешь великой славы. Я научу тебя семи вещам. Во-первых, не прыгай через ярмо. Во-вторых, не рассекай огонь мечом. В-третьих, не срывай венец. В-четвертых, не ешь сердце птахи. В-пятых, если проследовал вперед, не возвращайся назад. В-шестых, не слоняйся по городским улицам. В-седьмых, не позволяй стрекочущей ласточке жить в доме». Царь запомнил все это и соблюдал зти предписания на протяжении всей своей жизни.
Римские деяния. Гл. 34.
Александр поставил в своем дворце пылающую свечу и отправил глашатаев по всему царству с тем, чтобы они провозгласили: коли кто совершил что-нибудь против царя, то пусть поторопится прийти до тех пор, пока горит свеча, и царь простит его, если же кто преступников не придет, то, как свеча потухнет, будет казнен. Когда об этом стало известно в народе, многие пришли к царю и удостоились милосердия. Царь благосклонно их принял. Было много и тех, кто не захотел прийти и пренебрег этим, но, когда свеча потухла, царь приказал доставить их силой и покарать злой смертью.
Римские деяния. Гл. 96
Правил Александр, завоевавший власть над всем миром, как-то раз собрал большое войско и окружил некий город, и в этом месте он потерял множество воинов, на которых не было ни единой раны. Весьма удивившись этому, он созвал философов и спросил их «О наставники, как же может случиться так, что без единой раны воины мои умирают на месте?» Они сказали: «Это неудивительно, на стене города сидит василиск, чей взгляд поражает воинов и убивает». И сказал Александр: «А какое есть средство против василиска?» Они ответили: «Пусть между войском и стеной, на которой сидит василиск, поставят повыше зеркало, и когда он в зеркало посмотрится и отражение его взгляда вернется к нему, то он погибнет». Так оно и случилось.
Римские деяния. Гл. 139.
«В царствование Филиппа между двумя горами Армении проходила одна дорога, и долгое время люди пользовались ею часто, а затем случилось так, что из-за отравленного воздуха никто не мог отправиться этим путем, избежав гибели. Царь спросил мудрецов о причине подобной напасти, но никто из них нс знал истинной причины этого. И тогда призванный Сократ сказал царю, чтобы возвели постройку такой же высоты, что и горы. А когда это было сделано, Сократ велел сделать зеркало из плоского булата, сверху отполированного и тонкого, чтобы в этом зеркале можно было увидеть отражение любого места в горах. Сделав это, Сократ поднялся наверх постройки и увидел двух драконов, одного со стороны гор, другого со стороны долины, которые разевали друг на друга пасти и испепеляли воздух. И пока он смотрел на это, некий юноша верхом на коне, не ведавший об опасности, отправился той дорогой, но тут же упал с коня и испустил дух. Сократ поспешил к царю и рассказал ему обо всем, что увидел. Позднее драконы были с помощью хитрости схвачены и умерщвлены, и так дорога снова стала безопасной для всех проезжающих».
Римские деяния. Гл. 145.
Августин рассказывает в книге «О граде Божьем» (кн. IV, гл. 4), что пират Дионид на одной галере долгое время захватывал и грабил людей. По приказу Александра, отправившего за ним в погоню множество кораблей, он был пойман и предстал перед Александром, который спросил: «Как только море носит тебя, злодея?» Он тут же ответил: «А почему тебя - круг земной?» Ведь поскольку я плавал и грабил на одной галере, то прозываюсь разбойником, ты же с огромным множеством кораблей покоряешь мир и именуешь себя "император". Но если судьба обратится ко мне лицом, я стану лучше, и наоборот, если ты будешь не столь удачлив, то станешь хуже». Александр ответил: «Я изменю твою судьбу, пусть твоей удаче сопутствуют заслуги а не злодеяния». Так он получил [от Александра] богатства и из разбойника превратился в полководца и ревнителя справедливости.
Римские деяния. Гл. 146
Александр, переодевшись, отправился ко двору индийского царя Пора, чтобы узнать о его силе и могуществе. Пор, решив, что перед ним обычный воин, принял его с почетом. Александр же, представившись Антиохом, после каждого кушанья тайком прятал золотые и серебряные чаши в мешок. Обвиненный в этом, он предстал перед Пором, который сказал: «Зачем ты так поступил?» А он ответил: «О властитель, я слышал, что твоя воинская слава превосходит славу Александра, так что простой воин отправился к тебе ради того, чтобы удостовериться в твоем превосходстве. При дворе Александра есть закон: все воины, участвующие в его трапезе, золотые и серебряные чаши, в которых им подносят еду», забирают с собой. И предполагая в тебе не меньшие достоинства, не стал и на твоем пиру пренебрегать этим обычаем». Услыхав подобное, воины Пора последовали за Александром, получили от него щедрые дары и на его стороне вступили в битву против царя Пора, самого Пора убили и всю Индию подчинили власти Александра Великого.1
Римские деяния. Гл. 198.
Некий могущественный царь пригласил наимогущественнейшего царя Александра на пир.
И поскольку Александр мало обращал внимания на золото и серебро, хозяин, стремясь угодить гостю, пригласил четырех прекрасных девушек, чтобы они сели рядом с Александром, и Александр, сидя среди них, пребывал в великом веселье. Одна из них была герцогиня Цецилии, вторая — Провинции, третья - Аравии, четвертая — правительница Африки. Пир завершился, и Александра отвели в опочивальню, где ему было приготовлено прекрасное ложе. Вокруг ложа висели картины, изображавшие четырех прекрасных дев, а под картинами были следующие надписи. Первая называлась «Послушание», и надпись при ней гласила: «Изящнее, чем Аравия». Эта картина была у изголовья. В ногах ложа располагалась другая женщина, «Чистота», или «Непорочность», и надпись: «Прекраснее, чем Африка». Справа от ложа третья женщина, «Мудрость», и надпись: «Краше, чем Цецилия». А слева от ложа была изображена четвертая девушка, называвшаяся «Дружба», с такой надписью: «Безукоризненнее, чем вся Провинция». Александр, отправляясь ко сну, увидел эти изображения и прочитал надписи, отчего преисполнился такой великой радостью, что позабыл обо всех прочих женщинах.
Римские деяния. Гл. 203.
- 1. Рассказанная в сборнике «Римские деяния» история в самом «Романе об Александре» связывается с посещением дворца персидского царя Дария, а не индийского царя Пора. Однако в средневековых латинских версиях преданий о походах Александра Великого Пор, совершенно очевидно, богаче Дария, а Индия - страна гораздо более удивительная и изобильная, поэтому Александру намного почетнее соревноваться в щедрости с индийским царем. Изначальная версия сюжета несет в себе большее напряжение: один из сатрапов Дария узнает Александра и сообщает своему царю, что во дворец явился не простой македонский посланец, и Александру, внимательно прислушивавшемуся ко всем разговорам во время трапезы, приходится спасаться бегством. «Роман об Александре» - повествование, отличающее цикличностью и симметрией. Александр проникает во дворцы трех своих главных противников: Дария, Пора и царицы Кандакии, при этом почти всегда едва уносит оттуда ноги.