Псевдо-Аристотель. «Книга о камнях»

По изд.: Повесть о рождении и победах Александра Великого — СПб.: Азбука–классика, 2006
Перевод и коммментарии Н. Горелова.

В XII веке монах Герард Кремонский перевел с арабского «Книгу о камнях», приписываемую Аристотелю, хотя вряд ли философ приложил руку к этому сочинению, составленному примерно в IX веке. Известны два латинских манускрипта, содержащих «Книгу о камнях». Один из них был создан в XIV веке в монастыре Святого Трюдона (в нем повествование идет от первого лица), другой — XV века — хранится в Монпелье, и, скорее всего, книга попала туда из Рима. По содержанию два списка разительно отличаются друг от друга. Тот, что из монастыря Святого Трюдона, полнее и пространнее, в то время как составитель рукописи из Монпелье предпочитал излагать только самую суть. Местами две рукописи дают абсолютно противоположные рекомендации, а в составе списка из Монпелье присутствую главы, например, о камне, что притягивает плоть, которых нет в другой рукописи. В случаях, когда речь не идет о камнях и минералах, на практике употребляемых в медицине, упоминаемые «восточные» названия камней являются не более чем нагромождением загадочно звучащих слогов и искать в них смысл бесполезно.

В отличие от версий «Книги о камнях», сохранившихся в арабской и еврейской литературах, повествование латинского перевода обрывается на середине.

В 1225—1230 годах ученый Арнольд Саксонский, трудясь над составлением исследования о природе, использовал в своей работе перевод «Книги о камнях», сделанный Герардом Кремонским. А от него позаимствовали приписываемые Аристотелю рассказы все крупнейшие энциклопедисты середины XIII века: Винсент из Бовэ, Томас из Кантимпрэ, Варфоломей Английский, а позднее и Альберт Великий.

Наряду с многочисленными советами арабских медиков и алхимиков (многие из описанных здесь опытов не только зловредны, но и взрывоопасны, поэтому мы приводим лишь выдержки из фундаментального труда!) в книгу попали рассказы о камнях, открытых Александром Македонским. Истории этих камней не вписываются в общую минералогическую картину, они имеют две отличительные особенности: эти камни абсолютно бесполезны по медицинской части, а раздобыть их можно только у крайних пределов мира, нередко — на берегу моря Океана. Рассказ об открытых Александром Македонским камнях помещен прямо в середину книги. Лишь иногда неизвестный составитель дополняет рассказ описанием камней, свойства которых хорошо были знакомы по медицинской литературе, не забывая добавить, что месторождение этого самого камня обнаружено именно Александром Великим. Экзотические камни не могли встречаться в обычных местах, поэтому их происхождение связывается с крайними географическими точками — Индией на востоке, или испанскими болотами на западе, причем оба ориентира непременно должны находиться на берегу моря Океана. Судить о минералогических достижениях Александра можно в основном по рукописи «Книги о камнях» из монастыря Святого Трюдона, поскольку повествование рукописи, хранящейся в Монпелье, обрывается на рассказе о камнях, воздействующих на сон (отрывки нз этого манускрипта приводятся в примечаниях).

***

[Диамант1]

Существует некая долина где их добывают. Она так глубока, что в нее никогда не удавалось попасть никому, за исключением Александра, и эта долина расположена за Хорасаном. В глубине этой долины такая тьма, что человек вовсе не может увидеть ее дно или до него дотронуться. Но Александр, воспитанник мой, достиг этой долины и увидел там нечто, что он смог взять с собою. Долина эта граничит с землями Индии. Там обитают тиры, доброту мудрость которых не дано увидеть ни одному человеку, ибо он тут же умирает, и так происходит всегда, пока они живы. Но когда они мертвы, то не причиняют никакого вреда. У тиров лето длится шесть месяцев и шесть месяцев длится зима. Когда Александру стало известно об этом, он приказал доставить в долину этих змей зеркало, так чтобы они смогли увидеть собственные тела. И они упали замертво, едва взглянули на отражение своих тел. Поступив так, люди смогли не прятать взор в этом долине. Осмотрев ее, Александр пожелал добыть камни из долины. Он приказал освежевать множество овец и бросить их в долину. И приказал он это после того, как возвратился к людям своим. Овец бросили в долину на камни. Прилетели птицы эфереи и, подхватив их, унесли за пределы долины заодно с камнями, приставшими и прилипшими к овечьей плоти. Люди Александра отправились вслед за птицами, собирая большие и малые камни, падающие с овец. Поэтому любому человеку следует остерегаться класть диаманты себе в рот, ибо оные ядовиты из-за соприкосновения со змеями. И от прочности своей разрушают зубы.

Рукопись из монастыря Святого Трюдона.

***

Об адаманте. Природа этого камня холодная и весьма сухая. Он прочнее всех остальных камней, и благодаря своей прочности режет любой другой камень. Если желаешь расколоть адамант, помести его в свинец, покрой сверху свинцом, и так он колется. Этот камень подобен самому чистому стеклу или кристаллам армянской соли. Ремесленники оправляют его железом, оставляя снаружи только небольшую часть, и режут с его помощью другие камни.

И есть в нем великая тайна, ее открыл царь Александр, воспитанник Аристотеля, который был великим и многомудрым в медицине. Когда один из его мудрецов страдал от камней в почках, то он своими лекарствами достиг того, что удалил камень из почек и довел его до самого члена. Но, поскольку канал был узок, тот не мог выйти наружу. Когда это произошло, царь взял вышеупомянутый камень, и прикрепил его к куску железа, и поместил этот кусок в тростниковую палочку — чтобы не повредить канал, ввел его через член внутрь, добрался до застрявшего камня, и начал дробить его и выводить вместе с мочой, и так поступал до тех пор, покуда нс раздробил весь камень и [больной], извергнув его вместе с мочою, тем не освободился.

Этот камень не встречается нигде, кроме одной большой долины, и туда никто не может спуститься из-за ее глубины. Когда Александр взошел на [окружающие] ее скалы, он увидел некую породу змей, людям неведомую. И свойства их были таковы, что если они увидят какое-нибудь животное, которое их не видит, то оное умирает немедленно, и наоборот, если их видят, а они — нет, то умирают. И, посмотрев на них, Александр испугался и отошел подальше от этого места, затем он приказал изготовить одно большое зеркало и сбросить его в долину, чтобы змеи, приблизившись, увидели себя в нем и, узрев свой облик, тут же умерли. Затем придумал Александр, как получить вышеупомянутые камни, и повелел сбросить в долину освежеванных тощих баранов. Когда это было сделано, налетели орлы и большие птицы, питающиеся мясом, схватили этих баранов и подняли их ввысь, чтобы съесть в высоких местах. И вот люди по приказу Александра отправились туда, где лакомились эти птицы, и собрали упомянутые камни, которые прилипли к тушам баранов, и так камни эти попали к царю.

Следует остерегаться брать <адамант> в рот, ибо разрушает зубы. И если случится так, что кто-нибудь проглотит его, он разрушает внутренности и убивает человека. Кроме того, поскольку они встречаются среди свирепых змей, которые многократно извергают на них свой яд, то если кто положит камень себе в рот, то оный легко может стать причиной смерти».

Рукопись из Монпелье.

***

Рукопись монастыря Св. Трюдона

(25) Рассказ о камне эль-бархи. Этот камень некоторые называют лампой или лампадой. Природа его горячая, сухая и огненная. Индийцы с помощью этого камня совершают множество заклинаний. Одно из его свойств состоит в том, что он делает женщин сладострастными. И поэтому Александр, воспитанник мой, запретил людям в своем войске носить этот камень, чтобы из-за него женщины не преисполнились похоти. Он повелел расколоть его, и внутри оказались пятна, очертания которых были видны на поверхности камня. Если кто отколет с двух сторон куски весом по два ячменных зерна, изотрет в порошок и добавит в питье, то очистит кислые воды, которые находятся у него внутри, и выздоровеет.2

(26) Рассказ о камне под названием эль-хэнди, то есть индийский. Этот камень притягивает к себе воду, он хрупок, весь в дырках, а также легок. Достоинство его в том, что он притягивает к себе все воды, стоит только его положить рядом с ними. И если положить этот камень на чрево страдающего водянкой, его кислые воды выйдут наружу, притянутые камнем, и страдающий водянкой от вод избавится. И если камень при этом взвесить, окажется, что он весит ровно столько, сколько вода, которую он к себе притянул. Далее, если положить его на солнце, то вода выйдет наружу, а камень возвратится в свое естественное состояние. А если этот камень поднести к кипящей воде, то вода, которую он притянет, останется в нем до тех нор, пока не станет холодной, а тогда выйдет наружу, подобно кислой воде. Если порошком из этого камня посыпать место, где густо растут волосы, на нем вовсе не станет волос.

(27) Рассказ о камне, который называется малькбс. Этот индийский камень не боится ни железа, ни молотка, ни огня, никакой чад ему не страшен. Где бы он ни находился, он забирает воду из того места, а из членов и мозга - страх, и разрушает козни дьявола. Если кто носит на себе этот камень и окажется в месте, где царят козни дьявольские, оный их уничтожит. Некий муж по имени Софист силой этого камня развеял наваждения дьявольские, так что волшебство чародеев и вовсе потеряло силу. Об этом камне нам известны удивительные вещи. Александр, мой воспитанник, заметил вдалеке заклинателей и заклинательниц и увидел, как люди из его войска падают ранеными и убитыми. Когда он понял, какова сила заклинании, он, равно как и другие цари, которые были с ним, обратился с мольбой к своему Творцу. И с тех пор чародеи не могли уже причинить вреда. Он же благодаря Всевышнему узнал о благих свойствах этих камней.3

(28) Рассказ о камне, который ускоряет роды, и это одно из его свойств. Другое же заключается в том, что обликом он прекраснее всех остальных камней. Это тот самый камень, внутри которого можно другой услышать. И многие иные камни похожи на него в этом. Месторождение этого камня среди гор Фернар и Сен. Свойство этого камня стало известно благодаря пернатым. Во время гнездования яйцо так долго пробыло в теле самки, что она могла скорее умереть, чем снести его. Увидев это, самец полетел в Индию и принес оттуда камень и положил на самку, благодаря его свойствам она тут же освободилась от бремени. И этот камень называется филькрум коартон, то есть «убыстряющий роды». Индийцы узнали, как его используют птицы, а поэтому один из них положил его под одежды женщины, тужившейся при родах, и она тут же родила. Это действие камень производит на всех зверей.4

(29) Рассказ о камне, избавляющем от песка [в почках]. Этот камень называется эль-иуд. Природа его свойств такова, что, если кто примет его весом в три драхмы, песок превратится в пыль и выйдет наружу, измельчится и разрушится. По природе своей этот камень холоден, сух и мягок. Он встречается на западе на берегах Испании, море выносит его на сушу, когда его обнаруживают, он похож на женскую макушку5. Камень гранат тоже выводит песок, как мы уже упоминали, и свойства этою камня описаны в начале этой книги. Если кто возьмет камень, родившийся в человеческом теле, разотрет его и смешает с другими порошками, полезными для глаз, то избавит глаза от пелены.6

(30) Воды, что появляются из земли: одни горячие, другие кислые, третьи горькие, а когда ветер прикасается к ним, они превращаются в камни. Камни, которые получаются из горячей воды, не годятся ни на что, кроме строительства стен. Если порошок из камней, которые получаются из кислой воды, поднести к ноздрям эпилептика, чтобы он вдохнул и расчихался, это поможет [больному].7

(31) Рассказ о камне, который наводит сон. Этот камень ярко-красного цвета и прозрачный. Природа его горяча и испорчена. Днем этот камень как бы испускает испарения, и так его можно обнаружить, а ночью он превращается в пламя, освещающее все камни вокруг. Если взять кусок этого камня величиной в одну драхму или немногим больше или меньше и повесить кому-либо на шею, он погрузится в беспробудный сон на три дня и три ночи, а на четвертый день проснется, если убрать камень. И будет он пьяным и сонным, превзойдет в этом любого другого - а все из-за силы камня, который он носит. И если привязать его к чьей-нибудь руке или положить на чью-либо голову, он погрузится в такой глубокий сон, что тронется рассудком.8

(32) Рассказ о камне, который прогоняет сон. Это зеленый камень травяного оттенка. Тяжел, словно свинец. Он покрыт шипами, а на ощупь — колючий. И этот камень бывает разных цветов. Тот, кто носит на себе кусок этого камня величиной в десять драхм, не заснет ни днем ни ночью и будет постоянно бодрствовать, не смыкая глаз и не испытывая усталости. Есть люди, которые бодрствуют ночью, - они весьма страдают от потери сна. Их кости иссушаются, и они чувствуют себя отягощенными, будто носят железо или свинец. А с теми, кто носит этот камень на себе и много бодрствует, такого не происходит вовсе. Если же они снимают камень, то спят, как обычно. Если порошок этого камня поднести к ноздрям прокаженного, чтобы он чихнул, то больной исцелится. Так что у этого камня два достоинства: прогоняет сон и излечивает от проказы.9

(33) Рассказ о камне, который исчезает днем и появляется ночью. Этот камень встречается в Испании рядом с Океаном. Это то самое море, о котором мы пишем в нашей книге. В определенное время года он вырастает и выходит на берег. Этот камень, превращающийся в песок от буйства вод, называется эль-дор. А есть еще другой, о котором мы расскажем сразу после этого. Эти и многие другие камни были обнаружены Александром Македонским в месте, где он вступил в Страну Тьмы. Он открыл и свойства камней, достойные удивления, и о каждом из них будет поведано в этой книге. Существует множество камней, обладающих сходными свойствами, их столько, что никто не ведает числа, и то же можно сказать о каждом из камней, которые мы упоминаем в этой книге.

Некоторые философы утверждают, что встречается четыре типа самородных камней. Они относят к ним золото, серебро, свинец и железо. Все месторождения они подразделяют на четыре типа и настаивают на своем. Мы же говорим, что у каждого камня свое месторождение. Ведь у «живого серебра» есть собственное месторождение. <...> (33Ь) Теперь расскажем о некоем камне, которому хотим воздать хвалу. Этот камень легкий, и он происходит из воды. Ночью покидает дно и поднимается на поверхность, появляясь на водной глади. А когда начинает всходить солнце, этот камень погружается в пучину моря, чтобы солнце к нему не прикоснулось, и опускается на дно, носимый волнами и ветром до тех пор, пока, достигнув дна, не обретет покой на земле в каком-нибудь месте. А когда солнце начинает клониться к закату, этот камень понемногу поднимается, так что после заката солнца появляется над водой. Если три драхмы этого камня повесить на шеи лошадям, то они не смогут заржать, пока его не снимут. То же самое происходит и с другими животными. Тот, у кого этот камень на шее, не может подать голос или замычать. Александр повелел своим воинам приучить животных к этому камню, так что, как было сказано, они не поднимали тревоги, и Александр, с соизволения Божьего, мог беспрепятственно нападать на своих врагов.

(34) Рассказ о камне, который исчезает ночью и появляется днем. Этот камень обладает абсолютно противоположным свойством, хотя и встречается в том же месте. Но, когда солнце заходит, этот камень начинает опускаться на дно, раскачиваемый то влево, то вправо волнами и ветром, а когда солнце восходит, он понемногу поднимается, пока не оказывается на поверхности. А если солнце закрывают облака, этот камень скрывается под водою. Когда же небо проясняется и появляется солнце, то камень вновь всплывает на поверхность. После захода солнца этот камень опускается на дно в какое-нибудь место. Достоинство его состоит в том, что если этот камень подвесить на шею какого-нибудь зверя, то он будет кричать, не переставая ни днем ни ночью, — до тех пор, пока камень висит у него на шее. Все это создано волей Бога Всевышнего, Истинного Судии.

(35) Рассказ о камне, который называется полофос. Цвет этого камня является смешением различных цветов. Он из рода камней, которые меняют цвет много раз на дню. Иногда он красный, но не слишком, иногда зеленый, иногда желтый, и так каждый день окрашивается в какой-либо цвет и ночью сияет чистотой. Он похож на смеющийся рот, внутри которого заключен тайный огонь. Александр повелел своим баронам, чтобы они носили на себе этот камень. День проносили, а как наступила ночь, на них напало великое множество демонов. Люди Александра были весьма напуганы и швырялись камнями и палками и бранились, не ведая, что происходит, ибо никого не могли разглядеть вокруг себя. Когда же они догадались, что те самые камни, которые они взяли днем, дьявольского происхождения и что демоны заключили в них свои тайные деяния, которые не желали открывать людям, Александр заговорил их с Божьей помощью. Он взял с собою несколько камней, и, когда доставал их из своего камнехранилища, в месте, где он находился, не оказывалось ни демона, ни змеи, ни льва, ни другого зверя, и кто бы из них ни приближался к его войску, тут же обращался вспять. Таковы достоинства этого камня, и, зная об этих свойствах, цари кладут их в свои сокровищницы, ибо оные изгоняют оттуда демонов и змей.

(36) Рассказ о камне, который называется эль-кир, то есть какарамум. Этот камень встречается а западных странах и в Испании рядом с городом, который Александр построил за тридцать дней. Этот камень черен и имеет цвет кир. Он приятен на ощупь. И из него днем бьет нечто вроде песчаной струи. Если сто драхм кира поместить вместе с тысячей драхм этого камня, кир закипит и расплавится, как будто на огне. А если его опустить в воды источника или в проточную воду, то вода расступится и он не соприкоснется с ней.

(37) Рассказ о камнях-животных, или зверях, живущих в море. Из их числа краб, у которого зубы и тело из камня. И морской заяц, у которого каменная голова, ибо в голове у него — камень. А у черепахи - каменная спина. Панцирь черепахи по воле природы покрыт сверху камнем, о котором мы также упоминаем в нашей книге. Панцирь и крабу весьма полезен, но его зубы в большей степени пригодны для того, чтобы поднимать ил. Другим камень не приносит пользы, разве что морскому зайцу, у которого камень сидит прямо в голове. Это все были живые камни.

(38) Рассказ о камне, который подвешивают к грудям. Природа этого камня холодная и извращенная. Он бел, тяжел и весьма тверд, на короткое время камень этот становится красным. Его скрытые ото всех копи находятся на востоке, прямо в некой горе, которая возвышается неподалеку от Алмазной долины. Когда восточное солнце освещает этот камень, он сияет белесыми лучами, словно расплавленное серебро, или так, будто его со всех сторон обволакивает ртуть, хотя этот камень не содержит ни того ни другого. Если три драхмы этого камня подвесить к женским грудям, то это излечит от всех грудных болезней. Например, если в грудях кормящей женщины возникает рак, то исчезает молоко, они высыхают, затвердевают, и это можно понять как по их цвету, так и на ощупь, а ребенок не получает из этих грудей ничего, кроме сыворотки, до тех пор пока это не убивает сильно страдающую женщину. Так вот, от этой болезни и от подобных грудных заболеваний избавляет названный камень как мужчин, так и женщин.

(39) Рассказ о камне, который лечит гнойные нарывы. Он встречается во многих месторождениях, расположенных на западе, в болотах Испании, а также на востоке, в болотах Индии. Этот камень красного цвета с примесью плесени. Природа у него холодная и влажная. Он мягок на ощупь и кажется совсем гладким, но на самом деле весьма тверд и становится твердым, когда его чем-нибудь натирают, ибо тогда из него выходит наружу жидкость пурпурная, словно роза. Когда этим камнем натирают нарыв или гнойник или смазывают болячки источаемой им жидкостью, это приносит облегчение и умеряет боль. Вот в чем его достоинство.

(40) Рассказ о камне, который называется эль-бехете, то есть баддаре. Это камень из покрытых тьмою болот, где нет ни дня, ни солнца, потому что путь оного пролегает далеко от этих мест. Тьма там вовсе не столь непроглядна, ибо лучи солнца, подобравшись туда, могут ее осветить. Камни эль-бехете бывают большие и малые, а цвет их — цвет золота. Когда море Океан вскипает, они появляются на поверхности. Когда войско Александра достигло этих мест, некоторые воины увидели эти камни и, от восхищения потеряв разум, встали как вкопанные, с открытыми ртами, будто безумные, и, не в силах отвести глаз, продолжали на них смотреть. И вдруг птица огромной величины с маленьким телом, место обитания которой неведомо, появилась из моря Океана. И когда она оказалась над тем местом, где были камни, то бросилась на них, распустив крылья. Увидев это, они отступили назад. И тогда Александр приказал своим воинам, закрыв лица или зажмурив глаза, подобраться к этим камням и, набросив на них плащи, захватить как можно больше камней и возвратиться в шатры, но не рассматривать те камни, которые принесли. После этого Александр доставил их в страну, расположенную на расстоянии одного месяца пути оттуда, повелел достать оные из сосудов, в которых их везли, и приказал сложить из тех камней стены некоего города. Затем Александр покинул эти места. Впоследствии ветер и зной разрушили часть стены. Те камни, которые были снаружи, покрылись пылью и грязью, а те, что внутри, остались чистыми. И, как рассказывает переводчик этой книги, ссылаясь на источник, достойный доверия, один из царей народа Ниневии прочел в книге об этих камнях. Он тут же снарядил войско и отправил его во главе с полководцем разузнать истину об этом городе. Когда они прибыли туда, то построили лестницы, чтобы взобраться на стены и рассмотреть, что находится в городе. И первый, кто поднялся, как только взглянул на камни внутри, открыл рот, исчез в городе и не возвратился. Когда полководец увидел это, то он повелел другому залезть наверх, и, как только он оказался на стене, с ним случилось то же, что и с первым. Затем полководец отобрал несколько своих людей и заставил их поклясться в том, что, взобравшись на стены и рассмотрев город, они возвратятся и поведают истину. Но, когда они поднялись наверх, с ними случилось то же самое. Тогда полководец приказал людям отступать. Он знал, что таковы свойства этого камня. А другие достоинства оного, помимо описанного, неизвестны.

(41) Рассказ о камне, который называется эль-сельсис. Этот камень легок и хрупок. Тот, кто до него дотронется, поймет, что даже ветер может этот камень разрушить. Он напоминает камень эль-физиор. Когда море начинает наступать и волны, влекомые ветром, вздымаются, словно горы, этот камень появляется вместе с ветром. Если кто кусок этого камня величиной в десять ячменных зерен носит, привязав к руке, то в сражении победит всех своих врагов.

  • 1. Диамант, адамант — устаревшее название алмаза.
  • 2. «О бернике. Этот камень горяч в соответствии со своей огненной природой. И в нем заключена великая тайна. Если его положить на какое-либо животное женского пола, то он вызывает в самках безудержное стремление к соитию. Его добывают в Африке в сернистых местах. Один из учеников Александра запретил всем своим, чтобы никому не рассказывали об этом камне из опасения перед женщинами. И если его разбить, то внутри окажется скорпион. И если страдающий водянкой примет в питье порошок из этого камня, весом в четыре ячменных зерна, то очистит кислые воды, которые находятся в его утробе, и выведет их с облегчением, и вскоре излечится». (Рукопись из Монпелье)
  • 3. «О камне под названием магнатим. Этот камень обладает большой силой, ему не страшны ни огонь, ни железо. Доставляют его из Индии. Свойство его в том, что он обращает в бегство всех змей, гадов и скорпионов, которые обитают в том месте, где он находится. И ежели какой заклинатель пожелает собрать змей или каких других гадов или поднять какого-нибудь умершего, дабы заставить рассказать его о том, про что спрашивают, и этот камень окажется в нужном месте или рядом будет стоять кто-либо, носящий оный, ничего у заклинателя не получится, ибо сила камня одержит верх над его искусством. И знай, что Александр, который был великим царем и философом, открыл свойства этого камня». (Рукопись из Монпелье)
  • 4. «О камне клифемеф. Сила этого камня в том, что, если его положить на рожающую женщину, она тут же родит. И доставляется он из Индии. И отличительная особенность его в том, что если заставить его крутиться, то он будет издавать пустой звук и покажется, что другой заключен у него внутри. Его добывают на двух больших горах, из которых одна называется Камар, а другая Арба. Тайну этого камня открыл Александр, когда шел по пустыне Индии вместе со своим войском и на пути своем увидел птиц, которые несли этот камень и положили его на чресла тех, что испытывали затруднения в откладывании яиц. После этого, благодаря свойствам камня, оные отложили яйца с легкостью и безо всяких тягот. И поэтому он заключил, что следует точно так же поступить с роженицами, и на опыте убедился в свойствах этого камня». (Рукопись из Монпелье)
  • 5. Речь может идти и о вращательном диске веретена, и о женской прическе.
  • 6. «Об иудейском камне. Этот камень помогает при белях в почках. Он обладает таким свойством, что если страдающий от камней в почках примет порошок из этого камня весом в одну шестую сикля, то порошок расщепит почечный камень, и превратит его в мелкий песок, и выведет его вместе с мочою, и так человек будет избавлен. Этот камень холоден, сух и мягок. Его доставляют с запада. В природе он встречается с дыркой, наподобие того инструмента, при помощи которого прядут, а потому он и называется веретеном. Кроме того, камень, который появляется в почках, будучи измельченным и смешанным с другими порошками, хорошо помогает против бельма». (Рукопись из Монпелье)
  • 7. «О камне кислых вод. Среди текущих по поверхности земли и берущих свое начало в источниках, встречаются и воды кислые, которые под воздействием ветра высыхают и иногда превращаются в подобие камней, обладающих многими полезными свойствами. Если из такого камня сделать чихательный порошок для больного, страдающего помешательством, то оный излечится с помощью этого самого камня, сформировавшегося из кислых вод». (Рукопись из Монпелье)
  • 8. «О камне, который наводит сон. Цвет этого камня подобен цвету красной крови. По природе своей он горяч и влажен. Днем он кажется словно покрытым пылью, но ночью становится огненным, словно горячий уголь или молния, и освещает то место, в котором находится. Если подобный камень величиной в три карата повесить (на шею] кому-нибудь, он будет непрестанно спать, да так, что его ничем не разбудить, покуда не снимут с него этот камень. А когда камень снимают, он просыпается, словно пьяный, и теряет память, и не помнит ничего из своих поступков. Если этот камень положить кому-нибудь на голову, он оказывает точно такое же воздействие». (Рукопись из Монпелье)
  • 9. «О камне, который прогоняет сон. Цвет у этого камня черный, он словно покрыт пылью и весьма тяжел, как свинец, шероховат на ощупь — будто весь в колючках и колется. Цвета сверкающего. Если этот камень весом в десять серебряных денариев положить на кого-либо, то он не будет спать и не будет чувствовать никакой усталости, кроме великой тяжести, будто он несет на себе огромный вес. Если у какого пациента появится гнойник, разрастающийся во время сна, то он, если его сон не будет иметь характера летаргии, пусть возьмет этот камень весом в двенадцать ячменных зерен, измельчит, изготовит чихательный порошок и с помощью оного сможет излечить разрастание гнойника». (Рукопись из Монпелье)