Александр и необыкновенные камни
О пирофиле. Как говорится в послании философа Эскулапа Октавиану Августу, «пирофил - камень наидрагоценнейший, ибо сердце человека, погибшего от яда, не может быть уничтожено огнем, и, если это сердце на протяжении девяти лет постоянно держать в огне, оно превращается в камень, носящий это самое имя». Утверждают, что он обладает удивительной силой. Того, кто его носит, он защищает от молнии и грома. Королям и герцогам дарует победу в сражениях и защищает их от яда. Говорят, Александр носил его в пурпурной набедренной повязке. Когда он возвращался из Индии и подошел к Евфрату, то снял одежду, чтобы помыться в реке. Между тем появилась змея, откусила от набедренной повязки кусок, где был камень, и выплюнула в Евфрат. Об этом рассказывает Аристотель в книге о змеях. Считают, что это и есть тот самый камень, который в народе называется человеческим. Утверждают, что он защищает человека от внезапной смерти, никто не может расстаться с душой, пока держит подобный камень в руке. Однако, как рассказывают о стране живых под названием Триваллия, он не оберегает человека от болезни или страданий, но делает так, что человек постоянно пребывает в муках и не может отдать душу. Этот камень имеет цвет воска, отливающего белизной.
Томас из Кантимпрэ. Книга о природе вещей. XIV, 56.
Если обнаружишь черный камень с изображением человека, у которого в правой руке скипетр и в другой руке летящая птица, распустившая крылья, а под ними фигура крокодила, то знай, что этот камень помогает сокрушить и любого врага, и демонические заклинания. Демоны бегут от его владельца. Пишут, что такой носил Александр. Его надо оправлять в железо.
Томас из Кантимпрэ. Книга о природе вещей. XIV. 70. 11.
История о том, как Александр Великий во время своих странствий по Востоку внес вклад в развитие минералогии, начинается с рассказа о посещении македонским войском Страны Мрака. Среди воинов Александра тайком, ибо поход оказался столь труден, что в него взяли только молодых, находился старик, помогавший своим сыновьям, да и самому Александру, мудрыми советами. В числе прочего он сказал, что, пересекая пределы Страны Мрака, где царит непроглядная тьма, следует подбирать то, что окажется под ногами. Каково же было удивление воинов, когда при свете дня эти булыжники превратились в золото и драгоценные камни. А чтобы выбраться из Страны Мрака, старик посоветовал взять с собой кобылиц, а у границ страны оставить их жеребят. Материнское сердце лошадей почувствовало, где находятся их отпрыски, и кобылицы безошибочно указали путь назад.
Сюжет о посещении Страны Мрака впервые был изложен в Вавилонском Талмуде (Tamid, IV, ff. 31—32): «И сказал царь мудрецам: „Я хочу идти в страну африканскую". — „Но ты не можешь идти туда, — сказали они, — потому что на дороге стоят горы Тьмы, [которые нельзя перейти]". - „Но я должен непременно идти туда, и я спрашиваю у вас совета, [как пройти горы Тьмы]". — „Возьми ливийских ослов, [привыкших ходить в темноте] и перевези на них свое войско. В том месте, где начинаются горы Тьмы, привяжи веревку и тяни ее до тех пор, пока минешь Царство Тьмы, для того, чтобы по этой веревке возвратиться назад"»1. Этот сюжет не нашел отражения в средневековых латинских преданиях об Александре Македонском, зато получил широкое распространение на Востоке. Фирдоуси и Низами рассказывали о чудесах, которые которые Александру удалось не столько увидеть, сколько услышать и осязать, более того, монголам также было известно о том, как македонский царь побывал в местах, где не восходит солнце. Европейский читатель впервые подробно познакомился со Страной Мрака только благодаря Марко Поло и его современникам.
[«Книга о камнях»]
Однако отголоски этих преданий попали на запад уже в XII веке, когда монах Герард Кремонский перевел с арабского «Книгу о камнях», приписываемую Аристотелю. Вряд ли философ приложил руку к этому сочинению, составленному примерно в IX веке, правда, наряду с многочисленными советами арабских медиков и алхимиков (многие из описанных здесь опытов не только зловредны, но и взрывоопасны, поэтому мы приводим лишь выдержки из фундаментального труда!) в книгу попали рассказы о камнях, открытых Александром Македонским. Истории этих камней не вписываются в общую минералогическую картину, они имеют две отличительные особенности: эти камни абсолютно бесполезны по медицинской части, а раздобыть их можно только у крайних пределов мира, нередко — на берегу моря Океана.
По правде говоря, с историей странствий Александра первоначально были связаны только два камня — магнит и алмаз, которые нередко менялись своими свойствами и названиями. Алмазные горы начинали притягивать железо, а магнит получал чрезмерную прочность. Предания о Магнитных горах и Алмазной долине общеизвестны благодаря путешествиям третьего календера и Синдбада-морехода, описанным в сказках «Тысячи и одной ночи».
Магнитом и алмазом дело не ограничилось, и истории стали множиться по принципу подобия. Если в природе существует камень, притягивающий железо, значит, должны быть и камни, способные притянуть к себе и все остальные субстанции, — здесь открывалось широкое поле деятельности для средневековых импровизаторов и классификаторов. Сначала арабские ученые попытались расширить виды притяжения, затем над этим потрудились и европейские авторы. Так, пресвитер Иоанн получил в свое распоряжение камни, с которыми можно отправляться и на охоту, и на рыбалку. Если существует камень, который появляется с восходом солнца и исчезает с закатом, то непременно должен быть и такой, который сам посреди ночи способен залить дневным светом все на мили вокруг. Иначе картина мира могла оказаться неполной. Превращение любой рациональной идеи (собственно говоря, эксперименты над магнитом и серой есть не что иное, как попытки изготовить порох) во всеобъемлющую теорию приводило к нагромождению одних свойств на другие, к почти невероятной, но весьма логично обоснованной чудодейственности каждого минерала. Остается только надеяться, что рекомендуемые эксперименты над страдающими водянкой и эпилепсией не приносили вреда.
[«История сражений Александр Великого»]
Драгоценные камни - одно из главных сокровищ Востока, о которых стало известно благодаря Александру. Воображение читателей волновали картины дворцов, стены которых инкрустированы самоцветами и покрыты золотом. В XIII веке к «Истории сражений Александр Великого» добавили рассказ о троне персидских царей:
«На другой день Александр короновался на золотом троне, который построил Кир, царь Персидский, и в присутствии македонцев и персов на голову Александра возложили корону, которая была столь драгоценна, что все сочли ее несравненной. Она наполнила весь дворец сиянием драгоценных камней. Трон был из золота, и он на семь локтей возвышался над остальными сиденьями, и по семи ступеням поднимались цари на трон. Эти ступени были устроены чудесным образом: первая ступень была из аметиста, вторая - из смарагда, третья — из топаза, четвертая — из граната, пятая — из адаманта, шестая — из золота, седьмая же сделала из праха. И в этом порядке был заложен смысл.
Первая ступень была сложена из аметиста, и назначение ее было вот каким: аметист имеет власть над вином, делает его не столь крепким и пьянящим, тот, кто носит этот камень, никогда не потеряет память. А тому, кто желает обрести царское достоинство, следует во всех семи чувствах быть совершенным, дабы собственное невежество не привело его к печальному концу.
Вторая была из смарагда. Смарагд проясняет взгляд и сохраняет зрение у тех, кто его носит, так и царю следует иметь острый взгляд, дабы он все видел четко и различал.
Третья - из топаза. Топаз обладает такой прозрачностью, что ежели кто-то посмотрит в него на свое отражение, то увидит, что голова его обращена к земле, а ноги задраны в небо. Так и царю следует созерцать все самое новое, чтобы, подобно тому, как топаз отображает его голову, то есть достоинство, с высоты не обратиться во прах.
Четвертая - из граната. Гранат в красном цвете превосходит все камни, так и царю следует покрываться стыдливым румянцем, дабы не преступать черты дозволенного.
Пятая ступень была из адаманта. Адамант обладает такой твердостью, что его не поцарапать ни железом, ни иным камнем, если только он не был полит козлиной кровью. Вот и царь должен обладать такой стойкостью, чтобы ничто не могло заставить ею свернуть с пути справедливости или поколебать.
Шестая ступень была из самого чистого золота. Ведь золото все прочие металлы побеждает и превосходит своей красотой и ценностью. Посему и царь поставлен над всеми другими людьми, чтобы править.
Седьмая ступень была сложена из праха земного для того, дабы человек, вознесенный на вершину царства, помнил о том, что он сотворен из праха и возвратится в землю».
Ступени, ведущие к трону царя Кира, сложены из камней, украшавших, если судить по европейским описаниям, дворцы восточных правителей. За нагромождением оправленных в золото смарагдов и адамантов следовало увидеть еще и сокровенный, символический смысл, а не только воображаемое неслыханное богатство.
Камням и их свойствам была посвящена отдельная глава в книге «Тайная тайных» — собрании наставлений о жизни и образе правления, с которыми Аристотель обратился к Александру Великому:
«Среди чудес мира есть такой камень, которые противостоит водам и ветрам, а именно вздымается над водой, когда ветер приводит ее в движение. Он встречается в Средиземном море. Вот каковы его свойства: если ты возьмешь этот камень, заключишь его в иной камень и будешь носить с собой, ни одно войско не сможет тебе противостоять, но сразу же обратится в бегство.
Есть еще два драгоценных камня, обладающих удивительными свойствами, которые встречаются в местах, покрытых тьмою. Один из них белый, а второй красный, и их добывают в водах солено-кислых. Еот как они действуют: белый начинает подниматься над водою с заходом солнца и остается на поверхности вод до полуночи, а затем начинает опускаться вниз и с восходом солнца достигает дна. Камень же красный действует наоборот, ибо начинает подниматься с восходом солнца и не опускается вплоть до заката. Вот каковы свойства этих камней: если красный камень весом в один денарий ты повесишь на одну из лошадей в своем войске, то все лошади твоего войска не перестанут ржать, покуда ты его не снимешь. Белый камень действует наоборот: лошади никогда не заржут, пока ты его носишь. Камни эти весьма помогают в разоблачении заговоров и достижении цели. Вот каковы свойства этих камней: если два камня потереть друг о друга и положить белый камень кому-нибудь в рот, то, коли слова его справедливы, он станет говорить не умолкая, а иначе тут же замолчит и не произнесет ни слова, покуда камень останется у него во рту. Красный же камень действует наоборот. <...>
Поскольку камни обладают свойствами, о которых следует знать, то я опишу здесь тебе их тайны, которые окажутся для тебя полезными. Из опыта известно следующее.
У камня базар название персидское, и он помеха кормчему, ибо сковывает ветер. Он бывает двух цветов, а именно шафрановый, словно воск, и зеленый, словно олива. Встречается этот камень в стране Зих, утверждают, что его находят в желчи василиска. Его добывают горячим, поэтому он мягкий на ошупь. Этот камень спасает от всех растительных и минеральных ядов, от укусов и уколов мелких животных, если выпить двенадцать зерен, то он избавляет от смерти и выводит яд через пот. Тот, кто носит его в перстне, стяжает почтение у всех людей и всеми будет принят. Если его истолочь в порошок и посыпать поверх укуса ядовитого животного, то он выведет яд, и если это место загнило, то излечит его. Если два зерна этого камня истолочь в порошок и настоять на масле, а затем прыснуть в рот василиску, это его убьет. Если повесишь его на шею ребенку, который не страдает от падучей или истощения, это вовсе избавит его от несчастных случаев.
Камень маргарит, или „алиакут“ по-арабски, бывает трех видов: красный, шафрановый и песчаный. Если кто-нибудь наденет на шею вправленный в перстень камень и вступит в пределы города, где царит зараза, то не заболеет. Вправленный в перстень красный перл укрепляет сердце того, кто его носит, и помогает заслужить уважение людей. Если кто запечатлеет на нем образ льва и знак льва, а также солнца, соответствующим образом расположенные относительно друг друга, то стяжает большой почет, быстро достигнет того, к чему стремится, обретет исполнение желаний и не будет видеть на своем ложе страшных снов.
Замрад - это камень, которому свойственно приносить почет тому, кто носит его на пальце. Он умеряет боль в животе, если его надеть, и действует сильнее, если до него дотронуться. Он помогает при проказе, если его растереть и выпить. Если кто вставит его в перстень и наденет прежде, чем почувствует боли в утробе, то будет от них избавлен,
Альхахат - камень мягкий, эфиопский, блестящий, холодный на ощупь, того, кто его носит, огонь не одолеет и не сожжет. Он помогает от всех болезней, вызывающих жар, человек, взявший этот камень, чувствует прохладу и рассматривает его, не в силах оторвать глаз. Если кто будет носить оный на видном месте, то возвеличится в глазах людей, которые станут выказывать ему почет. Человек, держащий его в руках, сражаться не сможет, зачарованный, он будет смотреть только на него. Поэтому, используя его, помни о тайне, о которой я тебе поведал.
Аметист, или „пира“ по-арабски, — камень, который ценят великие цари и считают оный сокровищем своих сокровищниц. Сила его велика, человек нс сможет убить человека, держащего этот камень. Если его измельчить в порошок и выпить, это излечивает от укуса скорпиона и жала мелких тварей и смертоносных змей.
О Александр, довольно поведано о камнях, и, если ты познаешь и изучишь это, милосердный Бог дарует тебе преуспеяние в том, о чем ты меня просишь».
Известны два латинских манускрипта, содержащих «Книгу о камнях», приписываемую Аристотелю. Один из них был создан в XIV веке в монастыре Святого Трюдона (в нем повествование идет от первого лица), другой - XV века - хранится в Монпелье, и, скорее всего, книга попала туда из Рима. По содержанию два списка разительно отличаются друг от друга. Тот, что из монастыря Святого Трюдона, полнее и пространнее, в то время как составитель рукописи из Монпелье предпочитал излагать только самую суть. Местами две рукописи дают абсолютно противоположные рекомендации, а в составе списка из Монпелье присутствую главы, например, о камне, что притягивает плоть, которых нет в другой рукописи. В случаях, когда речь не идет о камнях и минералах, на практике употребляемых в медицине, упоминаемые «восточные» названия камней являются не более чем нагромождением загадочно звучащих слогов и искать в них смысл бесполезно.
В отличие от версий «Книги о камнях», сохранившихся в арабской и еврейской литературах, повествование латинского перевода обрывается на середине. Для читателя, жившего в католической Европе, многое из рассказанного приставлялось необычным, ибо от римских энциклопедистов средневековым монахам достались в наследство хорошо упорядоченные каталоги камней и их свойств - «лапидарии», которые перелагали в стихах и прозе. Примечательно, что традиция приписывает составление «лапидария» царю Аравии Эваксу, который отослал свое творение в подарок императору Тиберию. Точно так же и воображаемый индийский царь Фарасман описал граничащие с ним страны в послании к римскому императору Адриану.
В 1225—1230 годах ученый Арнольд Саксонский, трудясь над составлением исследования о природе, использовал в своей работе перевод «Книги о камнях», сделанный Герардом Кремонским. А от него позаимствовали приписываемые Аристотелю рассказы все крупнейшие энциклопедисты середины XIII века: Винсент из Бовэ, Томас из Кантимпрэ, Варфоломей Английский, а позднее и Альберт Великий.
Скорее всего, известия о минералогических открытиях Александра Великого дошли до нас не в полном объеме. Не хватает рассказов о морском камне и хрустальном острове, которые сохранились в арабской гeoграфической литературе. Скорее всего, существовало подробное описание странствий Александра по берегам и просторам моря Океана, и плавание Синдбада-морехода было, в определенной мере, подражанием славным деяниям македонца. Это описание стало также одним из источников, откуда составитель «Книги о камнях» черпал рассказы о невиданных минералах Индии и Испании (согласно представлениям, бытовавшим на Востоке, Александр Македонский покорил не только Дальний Восток, но и Крайний Запад, именно на западе располагались Царство амазонок и Страна Тьмы).
***
Александр к алмазная долина
[Диамант]
Существует некая долина где их добывают. Она так глубока, что в нее никогда не удавалось попасть никому, за исключением Александра, и эта долина расположена за Хорасаном. В глубине этой долины такая тьма, что человек вовсе не может увидеть ее дно или до него дотронуться. Но Александр, воспитанник мой, достиг этой долины и увидел там нечто, что он смог взять с собою. Долина эта граничит с землями Индии. Там обитают тиры, доброту мудрость которых не дано увидеть ни одному человеку, ибо он тут же умирает, и так происходит всегда, пока они живы. Но когда они мертвы, то не причиняют никакого вреда. У тиров лето длится шесть месяцев и шесть месяцев длится зима. Когда Александру стало известно об этом, он приказал доставить в долину этих змей зеркало, так чтобы они смогли увидеть собственные тела. И они упали замертво, едва взглянули на отражение своих тел. Поступив так, люди смогли не прятать взор в этом долине. Осмотрев ее, Александр пожелал добыть камни из долины. Он приказал освежевать множество овец и бросить их в долину. И приказал он это после того, как возвратился к людям своим. Овец бросили в долину на камни. Прилетели птицы эфереи и, подхватив их, унесли за пределы долины заодно с камнями, приставшими и прилипшими к овечьей плоти. Люди Александра отправились вслед за птицами, собирая большие и малые камни, падающие с овец. Поэтому любому человеку следует остерегаться класть диаманты себе в рот, ибо оные ядовиты из-за соприкосновения со змеями. И от прочности своей разрушают зубы.
Книга Аристотеля о камнях. Рукопись из монастыря Святого Трюдона.
Об адаманте
Природа этого камня холодная и весьма сухая. Он прочнее всех остальных камней, и благодаря своей прочности режет любой другой камень. Если желаешь расколоть адамант, помести его в свинец, покрой сверху свинцом, и так он колется. Этот камень подобен самому чистому стеклу или кристаллам армянской соли. Ремесленники оправляют его железом, оставляя снаружи только небольшую часть, и режут с его помощью другие камни.
И есть в нем великая тайна, ее открыл царь Александр, воспитанник Аристотеля, который был великим и многомудрым в медицине. Когда один из его мудрецов страдал от камней в почках, то он своими лекарствами достиг того, что удалил камень из почек и довел его до самого члена. Но, поскольку канал был узок, тот не мог выйти наружу. Когда это произошло, царь взял вышеупомянутый камень, и прикрепил его к куску железа, и поместил этот кусок в тростниковую палочку — чтобы не повредить канал, ввел его через член внутрь, добрался до застрявшего камня, и начал дробить его и выводить вместе с мочой, и так поступал до тех пор, покуда нс раздробил весь камень и [больной], извергнув его вместе с мочою, тем не освободился.
Этот камень не встречается нигде, кроме одной большой долины, и туда никто не может спуститься из-за ее глубины. Когда Александр взошел на [окружающие] ее скалы, он увидел некую породу змей, людям неведомую. И свойства их были таковы, что если они увидят какое-нибудь животное, которое их не видит, то оное умирает немедленно, и наоборот, если их видят, а они — нет, то умирают. И, посмотрев на них, Александр испугался и отошел подальше от этого места, затем он приказал изготовить одно большое зеркало и сбросить его в долину, чтобы змеи, приблизившись, увидели себя в нем и, узрев свой облик, тут же умерли. Затем придумал Александр, как получить вышеупомянутые камни, и повелел сбросить в долину освежеванных тощих баранов. Когда это было сделано, налетели орлы и большие птицы, питающиеся мясом, схватили этих баранов и подняли их ввысь, чтобы съесть в высоких местах. И вот люди по приказу Александра отправились туда, где лакомились эти птицы, и собрали упомянутые камни, которые прилипли к тушам баранов, и так камни эти попали к царю.
Следует остерегаться брать <адамант> в рот, ибо разрушает зубы. И если случится так, что кто-нибудь проглотит его, он разрушает внутренности и убивает человека. Кроме того, поскольку они встречаются среди свирепых змей, которые многократно извергают на них свой яд, то если кто положит камень себе в рот, то оный легко может стать причиной смерти»
Книга Аристотеля о камнях. Рукопись из Монпелье.
Во внутренних пределах пустыни Великой Скифии расположена глубокая горная долина, совершенно недоступная людям, окруженная со всех сторон скалами настолько, что, наблюдая сверху, с высоты гор, словно со стены, человек видит только горную долину, а рассмотреть ничего не может, поскольку внизу стоит густой непроницаемый туман, предстающий неким подобием хаоса. Так вот те, кого цари, находящиеся поблизости, посылают на добычу этих камней, в соответствии с возложенным на них поручением закалывают агнцев и, освежевав, сбрасывают их со скал вниз, в этот хаос бездонной долины, и, как утверждают, камни прилипают к плоти освежеванных агнцев. Орлы же, обитающие сверху на скалах, почуяв залах мяса, спускаются вниз, извлекают освежеванных агнцев и поедают их, и так камни остаются на вершинах гор. И вот приговоренные, которых посылают на поиски вышеупомянутых камней, подметив, куда орлы уносят туши агнцев, отправляются туда и, обнаружив камни, доставляют их. Все эти камни, каждый из которых становится разного цвета, хотя и являются драгоценными, однако обладают таким свойством, что, если их бросить в огонь к пламенеющим углям, не испытывают никакого ущерба, а угли же вскоре тухнут.
Епифаний. О двенадцати камнях. Латинская версия.
***
Рассказ об открытых Александром Македонским камнях помещен прямо в середину книги, приписываемой Аристотелю. Лишь иногда неизвестный составитель дополняет рассказ описанием камней, свойства которых хорошо были знакомы по медицинской литературе, не забывая добавить, что месторождение этого самого камня обнаружено именно Александром Великим. Экзотические камни не могли встречаться в обычных местах, поэтому их происхождение связывается с крайними географическими точками — Индией на востоке, или испанскими болотами на западе, причем оба ориентира непременно должны находться на берегу моря Океана. Судить о минералогических достижениях Александра можно в основном по рукописи «Книги о камнях» из монастыря Святого Трюдона, поскольку повествование рукописи, хранящейся в Монпелье, обрывается на рассказе о камнях, воздействующих на сон (отрывки нз этого манускрипта приводятся в примечаниях). Иногда указания на то, что описание того или иного камня содержалось в «Книге о камнях» Аристотеля и было связано с деяниями Александра Македонского, встречаются в средневековой энциклопедической литературе, как это происходит, например, с камнем, приносящим военные успехи. В целом можно говорить о том, что благодаря «Книге о камнях» до нас дошли еще несколько новелл о легендарном покорителе мира и полководце, без которых представление о влиянии цикла преданий об Александре на мировую литературу было бы не столь полным.
- 1. Оршанский И. Талмудические сказания об Александре Македонском // Сборник статей по еврейской истории и литературе, издаваемый Обществом для распространения просвещения между евреями в России. СПб., 1866. Кн. I Вып. 1. С. 11.