Александр и племена Гога и Магога

О заключении десяти колен и смерти Александра

Итак, когда Александр достиг Каспийских гор, послали к нему просителей потомки десяти плененных колен1. Ибо они не могли сбросить с себя ярмо рабства, а за их свободу была установлена плата. Когда же он узнал, что они открыто отступились от Бога Израиля, поклоняясь золотому тельцу, и что через пророка Божьего им было предсказано вечное заключение, тогда он приказал заточить их. И едва начали мастера закладывать смоляными глыбами узкие проходы, он узрел, что подобное дело людям не по силам, и обратился с молитвою к Богу Израиля, чтобы тот помог завершить начатое. И сошлись с двух сторон отвесные скалы, и образовалось место, не имеющее ни входов, ни выходов. И стало ясно: противится Бог их освобождению. Освобождены же они будут незадолго до конца света и произведут великое избиение людей. Как было сказано Иосифом: «Что же Бог совершит для праведников, если сделал подобное для неверных?»

Когда Александр возвратился и Вавилон, то, испив яд, потерял дар речи и последнюю свою волю изложил в письме. Он не желал оставлять кому-либо царство, да6ы тот не оказался в глазах потомков равным ему в могуществе, и сделал наследниками двенадцать своих спутников, которые сопровождали его с самой юности. Однако установленное им не продержалось долго. Оттеснив прочих, царствовали только четверо из них, как это явствует из Книги Даниила. Умер Александр в возрасте тридцати двух лет, правил двенадцать лет. И, как утверждают некоторые, двенадцать Александрий он возвел по числу лет, которые правил. Он же в Амоне основал Парафоний, или памятник своим деяниям, то есть триумфальную арку.

Петр Коместор. Ученая история. Книга Эсфирь. Гл. V.

***

Теперь послушай историю о том, как сошлись вместе эти четыре народа, а именно эфиопы, македонцы, римляне и греки, — эти четыре ветра, приводящие в волнение Великое море. Филипп Македонский, отец Александра, взял себе в жены Хусеф, дочь царя Пора Эфиопского, от которой родился Александр, ставший единоличным правителем греков. Он основал Александрию Великую и правил в ней девятнадцать лет. Спустившись в Эоам, он убил Дария Мидянина и обложил данью землю, дошел до самого моря, что называется Царством Солнца, где обитали племена нечистые и страшные обликом. Они были потомками сынов Иафета. Увидев их нечестивость, он пришел в ужас. ибо они питались всем скверным, то есть собаками, мышами, змеями, мертвечиной, выкидышами, еще не оформившимися зародышами и зародышами с членами и лицом, как человеческими, так и скотины и всякого нечистого зверья. Мертвецов они не хоронили, а съедали. Созерцая все это, Александр испугался что распространится от них скверна и что племена эти совершат исход на Святую землю и запятнают ее греховными следами своих наинечестивейшнх желаний. Поэтому он обратился с мольбой к Богу, и повелел собрать вместе их жен и детей и все их имущество, и вывел эти племена из земель восточных, и постоянно гнал их, словно скот, пока они не достигли крайних пределов севера, откуда ни на восток, ни на запад нет ни входа, ни выхода, так что никто не может ни добраться до них, ни проникнуть к ним. В этом деле Александру постоянно помогал Бог, услышавший его молитвы. И повелел Господь двум горам, носившим название Груди Севера, сойтись друг с другом на расстояние двенадцати локтей. Построил он медные врата и запечатал их синклитом, так что если кто пожелает распечатать их железом — не сможет, или сжечь огнем - не преуспеет, ибо огонь тут же потухнет. Такова природа синклита, ибо его невозможно ни разрубить железом, ни уничтожить огнем. Эти гадкие, уродливые, нечистые народы владеют всеми ухищрениями демонов, смертоносными чарами, им свойственно все зло, что порождается ворожбою. Но их нечестивое и нечеловеческое, более того, определенно богопротивное колдовство оказалось бессильно, и им не удалось открыть ворота и бежать оттуда. В грядущие же времена, согласно словам пророка Иезекииля, «...будет тот день, когда придет Гог и Магог в семлю Израиля (Иез. 38, 18). Что же за народы и цари были заключены Александром в северных пределах? Гог, и магог, и аног, и агег, и ахеназ, и дефар, и потинеи, и ливии, и евнии, и фарисеи, с деклемы, и сарматы и феблеи, и самартиане, и хахонии, и амазарфы, и агримарды, и ануфаги, называемые кинокефалами, и фарбеи, и аланы, и фисолники, и аркнеи, и асалтурии. Эти двадцать два царя находятся за нерушимыми вратами, которые возвел Александр.

После смерти Александра, первого царя Греческого, правили четверо его детей, ибо он никогда не вступал в брак. Хусеф же, его мать, возвратилась к себе на родину, в Эфиопию. Тогда Бизас, основавший Византию, послал за его матерью к Пору, царю Эфиопии, Германика, предводителя своего войска, и заключил с ним мир, написав, что хочет взять себе в жены Хусеф, мать Александра, и править вместе с нею. Пор, прочитав письмо, доставленное Германиком, увидел, что тот принес богатые дары, принял оные и весьма обрадовался. Собравшись в путь, он взял с собой все дары Эфиопии, Хусеф, свою дочь, и отправился в Византию в сопровождении тридцати тысяч эфиопов, и был с превеликим ликованием встречен Бизасом возле ворот по другую сторону моря, в Халкедоне. Тот поднес роскошные дары тем, кто был с ним. И прибыл Пор в Византию, и привез приданое, как и приличествует царскому величию, а женился царь Бизас на Хусеф, дочери Пора, царя Эфиопии, от которой у него родилась дочь, названная в честь города Византией, ее взял в жены Ромул, или Армалей, царь Рима. Она была несказанно красива, и он сильно любил ее. Он был человеком прямым и великодушным, а поэтому на свадьбу подарил ей Рим. Узнав об этом, знатные люди вознегодовали. Византия же родила ему трех сыновей, первенца назвали, как и отца, Армалеем, второго Урбаном, а третьего Клавдием. Они правили вместе: Армалей на престоле отца своего в Риме, Урбан в Византии, городе матери своей, а Клавдий - в Александрии. Вот как эфиопское семя Хусеф, дочери Пора, стало во главе Македонии, Греции и Эфиопии.

Откровение Мефодия Патарского.
Латинская версия 700 г.

  • 1. О пленении десяти колен Израиля Петр Коместор сообщает словами четвертой Книги Царств (4 Цар. 17, 3—6), изменяя финальную фразу: так евреи оказываются не «в городах Мидийских» (4 Цар. 17, 6; 4 Цар. 18, 11), а «за горами Мидийскими и Персидскими» (MPL, CXCVIII, col. 1407).