Аретино. Эротические сонеты (Sonetti Lussuriosi)
По легенде, один из любимых учеников Рафаэля — Джулио Романо — вместо исторических и религиозных сюжетов расписал «зал Константина» в Ватиканском дворце порнографическими сценами, то ли из-за задержки с выплатой гонорара от своего постоянного заказчика папы Климента VII, то ли по еще по какой-то причине. Фрески были уничтожены, но Маркантонио Раймонди, еще один ученик Рафаэля, создал по рисункам Романо гравюры. По другой, более приземленной версии, рисунки были эскизами фресок для нового дворца маркиза1 мантуанского Федерико II Гонзага — Палаццо дель Те.
Вот что рассказывает об этой истории ее современник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»:
«Джулио Романо поручил Маркантонио вырезать по его рисункам на двадцати листах все возможные способы, положения и позы, в каких развратные мужчины спят с женщинами, и, что хуже всего, мессер Пьетро Аретино написал для каждого способа неприличный сонет, так что я уж и не знаю, что было противнее: вид ли рисунков Джулио для глаза или слова Аретино для слуха. Произведение это было строго осуждено папой Климентом, и если бы, когда оно было опубликовано, Джулио уже не уехал в Мантую, он заслужил бы суровое наказание от разгневанного папы. А так как некоторые из этих рисунков были найдены в местах, где это меньше всего можно было ожидать, они не только были запрещены, но и сам Маркантонио был схвачен и заключен в тюрьму, и плохо бы ему пришлось, если бы кардинал Медичи и Баччо Бандинелли, находившиеся в Риме на службе у папы, его не выручили. Да и в самом деле не следовало бы, как это, однако, часто делается, злоупотреблять божьим даром на позор всему миру в делах омерзительных во всех отношениях.»
Гравюры были напечатаны, видимо, после октября 1524 года (именно на это время приходится отъезд Джулио Романо в Мантую), однако весь тираж, рисунки и медные доски были уничтожены, а повторять издание было запрещено под угрозой смертной казни. Пьетро Аретино, пользовавшийся благосклонностью папы Климента VII, в письме своему другу хирургу Баттисто Цатти сообщает:
«После того, как я добился от папы Климента освобождения Маркантонио Болонца, который находился в тюрьме за то, что награвировал на досках 16 любовных позиций, мне захотелось увидеть эти картины, из-за которых Гиберти2 кричал, что их авторов следует распять; и увидев, я испытал то же чувство, которое побудило Джулио Романо создать их.».3
В 1526 году Аретино посетил Джулио Романо во время работы в Палаццо дель Те, где мог видеть знаменитые фрески этого дворца.
Зевс и Олимпиада, супруга Филиппа и мать Александра Македонского (эпизод зачатия Александра).
Джулио Романо. Фрагмент росписи Палаццо дель Те (зал Психеи).
Джулио Романо. Рисунок тушью и углем, 1525-1528 (?). Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Джулио Романо. «Любовная сцена» (Due amanti). 1524—1525. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Джулио Романо. Юпитер и Семела. Около 1515. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В 1527 году находившийся под защитой Венецианской республики Пьетро Аретино предпринял новое издание гравюр Раймонди, воспроизведенных методом ксилографии, снабдив их своими подписями в форме сонета4. С этих пор за «Позами» («I modi») закрепляется название «Поз Аретино». По распоряжению папы римского тираж также был уничтожен, а Маркантонио Раймонди чудом избежал нового заключения.
Экземпляров этих двух первых изданий не сохранилось, за исключением нескольких фрагментов в Британском музее и двух копий позы №1. Один сохранившийся экземпляр, вероятно, нелегального издания, напечатанный в 1550 году в Венеции5, содержит грубые копии 15 из 16 гравюр Раймонди, выполненные неизвестным художником.
Фрагменты первого издания I modi, 1524 г. (Британский музей)
Маркантонио Раймонди. Первое издание I modi, 1524 г., сохранившийся оригинал позы № 1 (Британский музей)
Страница издания I modi 1550 (?) г.
Первое дошедшее до нас в полноценном виде издание «Поз» содержит гравюры Агостино Карраччи6 (или, что менее вероятно, Камилло Прокаччини). Очевидно, что «Позы Карраччи» отличаются от гравюр Раймонди — прежде всего, здесь номинально изображены исторические личности или мифологические персонажи, в то время как, насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, Раймонди не имел в виду каких-либо конкретных лиц подобного рода. (Правда, у Аретино в сонете №12 фигурируют куртизанка Анжела Грека и капитан Эрколе Рангони, а в сонете №13 — куртизанки Лоренцина и Чиабаттина.) Однако, сравнение с изданием 1550 года и с фрагментами из Британского музея показывает, что гравюры Карраччи и по композиции, и по стилистике, очень близки к оригиналам Раймонди.
Несмотря на церковные запреты, «Позы Аретино» распространялись в Европе в виде нелегальных изданий с фальшивым указанием города и типографии. При этом, несмотря на то, что Аретино, по его собственному утверждению, сочинил подписи к 16 гравюрам, здесь число сонетов могло составлять от 21 до 31. В современном научном издании7 эти «лишние» сонеты отнесены к «апокрифическим» (Sonetti apocrifi).
О популярности «Поз» свидетельствует французский автор — Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (ок. 1540 — 1614):
«Знавал я в Париже одного книгоиздателя-венецианца по имени мессир Бернардо: он держал лавку на улице Сен-Жак и однажды в разговоре клятвенно заверил меня, что менее чем за год продал более полусотни двухтомников Аретино множеству женатых и холостых людей, мужчин и даже женщин, из коих назвал мне трех весьма знатных дам, чьи имена я здесь, конечно, не раскрою...»
(«Галантные дамы»).
Издание Агостино Карраччи, заставка (Венера)
- 1. Позднее получившего титул герцога.
- 2. Gian Matteo Giberti, один из пяти членов папской Курии.
- 3. Richard Zacks. History laid bare: love, sex, and perversity from the ancient Etruscans to Warren G. Harding - N.Y.: HarperCollins Publishers, 1994
- 4. Точнее, «сонета с репризой».
- 5. Max Sander, считает его экземпляром оригинального издания 1527 года, но другие ученые оспаривают это мнение. A History of Erotic Literature, P.J. Kearney, Macmillan 1982.
- 6. 1557—1602 гг.
- 7. Pietro Aretino, Sonetti lussuriosi, Edizione critica e commento di Danilo Romei. Nuova edizione riveduta e corretta. s.l., Lulu, 2019