Чернокнижие, колдовство и ведовство

М. С. Хотинский. Рассказы о темных предметах, о волшебстве, натуральной магии, обманах чувств, суевериях, фокусничестве, колдунах, ведьмах и т. п. — СПб.: Типография И. Шумахера, 1861

Хотинскій М. С. Разсказы о темныхъ предметахъ, о волшебствѣ, натуральной магіи, обманахъ чувствъ, суевѣріяхъ, фокусничествѣ, колдунахъ, вѣдьмахъ и т. п. / Изданные М. С. Хотинскимъ ; Съ политипажными рисунками. — С.-Петербургъ : Въ типографіи И. Шумахера, 1861.

Тени старинных замков — М.: Издательский дом «Прибой», 1997

Статьи и рассказы о таинственном и необъяснимом.
Составитель: Н. Непомнящий

Этот выпуск серии ведет читателя в необъяснимое, увлекательное, а порой жутковатое путешествие в мир теней прошлого, призраков, видений, пророчеств, загадочных событий, свидетелями которых в разные эпохи — от седой древности, средневековья до наших дней — были и простые обыватели, и крупные ученые, и всемирно известные писатели, и государственные деятели.

СОДЕРЖАНИЕ

А.В. Амфитеатров. Классическая демонология

Научно-популярный очерк известного русского писателя конца XIX — начала XX вв. о средневековой европейской демонологии.

  • Дьявол
  • Облик
  • Ад
  • Могущество
  • Наваждение
  • Искушение
  • Одержимость
  • Соитие с дьяволом
  • Магия
  • Шабаш

 

А. В. Амфитеатров. Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков

В Евангелие от Марка написано: «И спросил его (Иисус): как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, ибо нас много» (Марк 5: 9). Сатана, Вельзевул, Люцифер… — дьявол многолик, и борьба с ним ведется на протяжении всего существования рода человеческого.

Наталия Будур. Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков

Наталия Будур. Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков — Молодая гвардия, 2008

В книге автор коснулся одновременно "коммерческой" и очень тяжелой темы ведовства и знахарства, попытался представить общую картину обычаев и обрядов, поверий и суеверий, мифов и легенд русского народа, связанных с колдунами, знахарями и ведьмами.


Охота на ведьм. Заговор, которого не было — СПб.: Азбука-классика, 2009

Эта книга, составленная доктором исторических наук Николаем Сергеевичем Гореловым (1974–2008) рассказывает о том, кто и как пытал колдунов и ведьм, где их разыскивали, как допрашивали, почему отправляли на виселицу и костер. Холодящие душу подробности процессов над ведьмами воссоздаются по страницам подлинных протоколов. День за днем, год за годом книга описывает, как выводили на чистую воду и искореняли ведьм в Европе, Англии и Шотландии и в Новом свете.

Ведовство, которого не было — СПб.: Азбука-классика, 2005

В книге рассказывается об «охоте на ведьм» — массовой истерии, завладевшей сознанием людей Западной Европы в XIV—XVII веках. Впервые читатель имеет возможность изучить систематизированный свод понятий, связанных с этим явлением, когда в течение нескольких столетий инквизиция и светские суды пытались обнаружить и разоблачить заговор колдунов и дьяволопоклонников. Кого считали ведьмами? Как представляли себе шабаш? Каким пыткам подвергали обвиняемых? На все эти вопросы содержатся ответы в сборнике, составленном из статей известного специалиста по истории ведовства Р. Х.

Колдовство в Средние века — СПб.: Азбука-классика, 2005

В основе сборника — работы ученых Гарвардского университета, и прежде всего классическая книга профессора Дж. Л. Киттреджа (George Lyman Kittredge, 1860—1941) «Ведовство в Старой и Новой Англии».

Перевод с английского Натальи Масловой
Перевод таблиц с немецкого Елены Ванеевой
Составление, предисловие и послесловие Николая Горелова

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Н. Горелов

М. А. Орлов. История сношений человека с дьяволом

Первое издание: История сношений человека с дьяволом / М. А. Орлов. - Санкт-Петербург: П.Ф. Пантелеев, 1904
По изд.: М. А. Орлов. История сношений человека с дьяволом - М.: АСТ, Terra Fantastica, 2000

Издавалась также под названием: «Сказания и легенды Средневековой Европы» (М.А. Орлов. Сказания и легенды Средневековой Европы — Ростов-на-Дону: «Феникс»; Санкт-Перербург: «Северо-Запад», 2007)

СОДЕРЖАНИЕ

Ноготок судьбы — СПб.: Лениздат, 1992

Рассказы французских писателей XIX-XX веков.

В книгу вошли произведения известных французских писателей XIX–XX веков. В центре повествования непременно оказывается либо психологическая загадка, либо поразительное и непременно трагическое событие в жизни человека, окутанное к тому же покровом таинственности.Число истинно художественных произведений на эту тему невелико, но они есть и еще будут долго доставлять истинное удовольствие читателям, которых привлекают феномены, происходящие на границе возможного.

Составитель: Наталья Полторацкая

Иоганн Тритемий. О семи вторичных разумах, или духах, управляющих миром под божественным водительством

По изд.: Иоганн Тритемий. О семи вторичных разумах, или духах, управляющих миром под божественным водительством — М.: Энигма, 2015
Перевод: Владилен Каспаров,
Редактор-консультант, приложения: Шаэн Еремян

Карло Гинзбург. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. — М.: РОССПЭН, 2000

Известный итальянский историк, один из основателей «микроистории» реконструирует биографию и духовный мир «диссидента» XVI века — фриульского мельника, осмелившегося в эпоху жесткого идеологического диктата выступить со своим мнением по всем кардинальным вопросам бытия. Фактографическая тщательность сочетается в книге Карло Гинзбурга с умелой беллетризацией — сочетание этих качеств сообщило ей весьма высокую популярность.

Перевод М. Л. Андреева и М. Н. Архангельской.

 

Волшебные существа: Энциклопедия. — СПб.: Азбука-классика, 2005

Под одной обложкой уместились феи, брауни, пикси, великаны, драконы, волшебные собаки и деревья, ночные призраки и буги-няньки, обитатели погребов, лесов и болот, морские и подземные чудища. Энциклопедия составлена по материалам книг и статей К. Бриггс (1899–1982), многочисленным первоисточникам — от средневековых легенд до британских народных сказок — и рассказывает о самых неожиданных сторонах повседневной жизни сказочных существ: танцах фей и ярмарке гоблинов, отводе глаз и призрачной охоте, именах-загадках и похищении людей.

Черная магия и ее служители

В изолированных сообществах колдовство играет очень большую роль. И хотя в наиболее цивилизованных районах Бретани оно осталось в прошлом, в самых укромных ее департаментах магия часто практикуется и сегодня. Старики еще помнят времена, когда и на саму ферму, и на маслодельни, и на поле могло быть наложено заклятие, чары, вредоносная порча злого глаза.

Наталия Будур. Повседневная жизнь инквизиции в средние века

По изд.: «Молодая гвардия», Москва, 2010

«Христианам не дозволено, — говорил Иоанн Златоуст, — уничтожать заблуждения силой, они могут вести людей к спасению единственно убеждением, разумом и любовью».

В книге Наталии Будур, рассказывающей об одной из самых зловещих страниц средневековой истории, о деятельности святой инквизиции, читатель не встретит примеров христианского всепрощения. Это книга о насилии и страхе.

Яков Шпренгер, Генрих Инститорис. Молот ведьм

"Молот ведьм" (Malleus Maleficarum) — бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о чёрной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.

О самом злобном деянии некоей негодной ведьмы

Этот памфлет, написанный в 1592 г., и поучивший широкое хождение в Англии, является самым неправдоподобным из всей английской демонологической литературы. Никаких записей, которые могли бы документально подтвердить хоть какие-то факты, сообщенные Р. Бертом, не сохранилось. По мнению Барбары Розен, его автор основывался на слухах, в результате чего данное сочинение стало ярчайшей иллюстрацией тех настроений, которые царили в английском провинциальном и не очень образованном обществе конца XVI века.

Перевод и комментарии М.А. Тимофеева.

Книга о жизни Вергилия, о его смерти и о многих чудесах, которые он совершил

В средневековой литературе Вергилий постепенно превратился из великого поэта в некроманта и волшебника, колдуна, творящего разнообразные чудеса. Первые упоминания о том, что он был не только поэтом, относятся к середине XII века. Цикл сюжетов о Вергилии сложился в единое повествование в самом начале XV века, а уже в первой четверти XVI столетия появились французская, голландская и английская версии романа (две последние — наиболее полные). Именно английскую версию мы и предлагаем вниманию читателей.

Знаменитая история монаха Бэкона

Роджер Бэкон (1214 — 1292) родился в Англии, затем отправился в Париж, посвятив себя разнообразным наукам. Деятельность исторического Бэкона была крайне разносторонней: он изучал оптику и математику, языки и философию, вопросы старения и медицины, даже алхимию. Роджер Бэкон составил обширный комментарий к книге «Тайная тайных» — трактату, который приписывали Аристотелю. Первоначально это была небольшая книга «обо всем сразу» (правильном питании, военном деле, камнях обыкновенных и философском, травах, физиогномике и хиромантии, искусстве разбираться в людях).

Жизнь Роберта Дьявола

В Ирландии сохранилось предание о трех сыновьях Коналла Рыжего и его жены Кэрдэрг (предание это известно по поздней рукописи XIV века). «Поистине у них не было нужды ни в чем, вот только детей они не нажили, и не то чтобы дети вовсе не рождались у них, но не оставались с ними и умирали сразу после рождения. Как-то ночью, лежа в постели, властитель сказал своей жене: „Жаль, что у нас нет сына, который мог бы стать наследником моих владений после нашей смерти". — „Как же ты собираешься поступить?" — сказала жена.

История брата Раша

История брата Раша, сохранившаяся благодаря сравнительно позднему изданию, вышедшему в 1620 году (к XIX веку в Англии осталось всего два экземпляра этой книги), уже в начале XVI века была популярна в Германии, где о ее герое складывали поэмы и баллады. Как и многие другие народные книги, история брата Раша появилась в Дании, и можно сказать, что известное замечание из диалога Гамлета и могильщиков о «датской почве» помимо прямого имело для первых зрителей и читателей еще и переносный смысл.

Доктор Фауст (немецкая народная баллада)

Из сб. Des Knaben Wunderhorn («Волшебный рог мальчика»)
Перевод А. Кочеткова

 

Спеть хочу, Христовы дети,
Песню новую я вам,
Как блистал в безбожном свете
Доктор Фауст, Иоганн;

Из Анхальта был он родом,
Тьму наук он одолел,
Горделиво споря с Богом,
Совершил немало дел.

Рютбёф. Чудо о Теофиле (пер. А. Блока)

Действо о Теофиле (Le Miracle De Theophile) Рютбефа (Rutebeuf), трувера XII-XIII столетия
По изд.: Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. Том четвертый. Драматические произведения. М., "Правда", 19711

Предисловие

Повесть о Савве Грудцыне

См. также: Фауст

"Повесть о Савве Грудцыне" написана в 70-х годах XVII в. Сочетание в "Повести" романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть в этом произведении опыт создания первого русского романа.

И. В. Гете. Фауст

Гёте работал над поэмой о Фаусте, которая считается главным его трудом и одной из вершин немецкой поэзии, на протяжении 60 лет своей жизни. Первая часть (нем. Faust: der Tragödie erster Teil) писалась ещё в 1790-е годы, была закончена в 1806 году, опубликована через два года и несколько раз пересматривалась Гёте при переизданиях (последний раз в 1828 году). Над второй частью (нем. Faust: der Tragödie zweiter Teil) Гёте трудился в преклонные годы; она увидела свет уже после его смерти, в 1832 году.

«Фауст» Лессинга (1775)

(Перев. В. Е. Гаккелъ-Аренс)

Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский. 2-е, испр. изд. М., "Наука", 1978. - ("Литературные памятники"). Часть V: Приложения. Раздел 2. С. 245-254, примечания с. 419-421. Перевод В. Е. Гаккель-Аренс.

Кукольные комедии

На сцене кукольного театра "Доктор Фауст" документально засвидетельствован с середины XVIII века (Гамбург, 1746; 26), однако существуют упоминания более раннего времени о "механических фигурах", которые показывали антрепренер Трей в Люнебурге уже в 1666 году (5) и какой-то неизвестный "в одном балагане в Гамбурге" в 1698 году (12).