Иоганн Тритемий. О семи вторичных разумах, или духах, управляющих миром под божественным водительством
По изд.: Иоганн Тритемий. О семи вторичных разумах, или духах, управляющих миром под божественным водительством — М.: Энигма, 2015
Перевод: Владилен Каспаров,
Редактор-консультант, приложения: Шаэн Еремян
В годы студенчества в Гейдельберге Иоганн Тритемий встретился с таинственным учителем, который дал ему оккультные наставления и сообщил, что по дороге домой тот обретет ключ к своей жизни. По пути из университета в родной Триттенхайм Иоганн попал в снежную бурю и укрылся в стенах аббатства бенедектинцев. Монастырская жизнь и — прежде всего — библиотека манускриптов показались ему настолько привлекательными, что он задержался и даже решил стать монахом. Это и был тот самый «ключ».
Через два года, в свои 22, Иоганн Тритемий стал настоятелем монастыря. Там он снискал славу мага, проявив интерес к истории, каббале, астрологии и алхимии. Его усилиями библиотека увеличилась с 50 до 2000 рукописей, а само аббатство стало признанным центром книжной учености.
Тритемий известен прежде всего своими работами по криптографии («Стеганография», «Полиграфия») и истории. Всего его наследие насчитывает около 80 работ, большинство из которых не переведены. Его славу наследуют и даже превосходят его знаменитые ученики — Агриппа Нетесгеймский и Парацельс.
* * *
Согласно воззрениям аббата Иоганна Тритемия исторический процесс протекает во временных циклах: семь планетарных духов (именуемых также вторичными разумами) поочередно управляют периодами времени длительностью 354 года и 4 месяца. В книге представлена периодизация истории по таким циклам и показано, что характер исторических событий, происходящих в период правления планетарного духа, определяется астрологическими свойствами соответствующей планеты.
В книгу добавлены краткие характеристики исторических деятелей и событий, упомянутых Тритемием, и обширная хронологическая таблица событий, произошедших до момента написания книги (1508), которая позволяет читателю сделать самостоятельные выводы об обоснованности предложенной системы. Кроме того, приведен краткий обзор других оккультных систем периодизации истории. Показано, что эти системы взаимно дополняют друг друга и позволяют получать более точные характеристики различных исторических периодов.