ЭСБЕ. Кретьен из Труа

Кретьен из Труа (Créstien de Troyes) — знаменитейший из средневековых французских эпиков, род. в первой половине XII в., был, может быть, герольдом. Получил школьное образование, судя по тому, что он начал свою деятельность с переложений из Овидия, из которых до нас дошла только небольшая часть. Как лирик, он один из первых севернофранцузских подражателей провансальских трубадуров. Главный труд его жизни — рыцарские стихотворные романы. Французское высшее общество уже было подготовлено к восприятию этих сюжетов: певцы и рассказчики бретонских lais и сказок познакомили его с подвигами Артура и его витязей; восторженная любовь к женщине, безумная храбрость и страсть к приключениям, воодушевлявшие этих витязей, более подходили к вкусам слагающегося рыцарского общества, нежели здравые, но примитивные импульсы героев национальной французской эпопеи. К., воспользовавшись отчасти литературными (книга Готфрида Монмоутского), отчасти устными источниками, закрепил моду на эти сюжеты. В его «Эреке» еще видно сильное влияние chansons de geste; многочисленные эпизоды связаны между собой очень слабо. «Клиже» («Cligés») — в основе своей восточная легенда о похищенной жене, проникшая в Европу, вероятно, через посредство Византии и К. приуроченная ко двору Артура. Длинные любовные монологи и попытка психологического анализа должны были показаться современникам приятной новинкой. Тема — любовь племянника к жене дяди — сближает Клиже с знаменитым Тристаном, историю которого тоже обработал К., но эта обработка не дошла до нас. Между 1164 и 1175 гг. К. написал «Сказание о телеге» («Conte de la Charrette»), оставшееся неконченным. Герой его Ланселот и героиня Геньевра, жена Артура, представляют идеальные типы дамы и ее друга; сущность рыцарской любви, в которой экзальтация и мистика оригинально сливаются с чувственностью, выражена здесь чрезвычайно рельефно, и дама искусно поставлена на такой высокий пьедестал, что обычный кодекс нравственности оказывается к ней неприменимым. Около 1175 г. К. написал «Ивайна или рыцаря льва», наиболее типичный из романов Артурова цикла. Его «Персеваль» или «Сказание о Грале» остался неоконченным, хотя заключает в себе 10000 стихов. К. справедливо считается лучшим по языку поэтом XII—XIII вв.; его восьмисложные двустишия отличаются замечательной плавностью. Тем не менее и он страдает растянутостью и местами неясностью, происходящей из желания выразиться помудреней и поискусственней. См. о нем: Holland, «Crestien von Troies» (Тюб., 1854), «Histoire littéraire de France» (томы XXIX и XXX). Новейшее, вполне научное издание — Ферстера, в Галле. По-русски см. во II т. «Истории всеобщей литературы» Корша.

А. Кирпичников.

(На сенсорных экранах страницы можно листать)