Песни трубадуров — М.: «Наука», 1979
Составитель: А. Г. Найман
Трубадурами (фр. troubadours, окс. trobador) назывались средневековые поэты-музыканты (инструменталисты и певцы), преимущественно из Окситании (историческая область на юге Франции и небольшой части Испании и Италии; в основном соответствует южной половине Франции) . Творчество трубадуров охватывает период с конца XI до XIII веков, расцвет его пришёлся на XII — начало XIII века.
* * *
Самыми древними поэмами на народном языке являются произведения трубадуров, поэтов и музыкантов, писавших на языке «ок»; название происходит от слова «trobar» - «искать, изобретать, сочинять» в музыкальном и поэтическом смысле. Данте приветствовал их как своих предшественников, и они действительно «изобрели» поэзию на романском языке, оказав огромное влияние не только на труверов севера Франции, но также на поэтов других европейских стран (Германии и особенно Италии).
Их творчество охватывает период с начала XII по конец XIII в. Известно около 460 имен поэтов; если верить сохранившимся в некоторых рукописях «жизнеописаниям», по большей части фиктивным и в основном составленным гораздо позже, а также сведениям о наиболее известных трубадурах, которые мы находим в архивных документах, происхождение они имели самое разнообразное. Первым трубадуром считается представитель очень древнего рода, герцог Аквитанский Гильем IX (1071-1127). Среди них есть знатные сеньоры, например, Раймбаут д' Ауренга (Оранский) или Джауфре Рюдель, «сеньор Блайи», воспевший «дальнюю любовь», но также клирики, торговцы, бывшие жонглеры, очень бедные люди, например, Серкамон, второй по времени трубадур после Гильема IX (его имя означает «странствующий по свету»), или Маркабрюн (по прозвищу «потерянный хлеб»); Бернар де Вентадорн (вторая половина XII в.), один из величайших трубадуров, был очень скромного происхождения (сын слуги в замке Вентадорн).
Существует также несколько поэм, приписываемых женщинам-трубадурам: среди самых известных можно назвать графиню де Диа. Они разрабатывали те же поэтические формы и мотивы, что и трубадуры- мужчины, но со значительными модификациями.
Поэзия трубадуров – лирическая поэзия в прямом смысле этого слова, т. е. поэзия, которую поют; согласно Фолькету Марсельскому, одному из трубадуров, «песня без музыки, что мельница без воды». Наиважнейший жанр поэзии трубадуров – это кансона, состоящая в основном из четырех – пяти строф и посылки; метрическая схема и рифмовка, отличающиеся большой сложностью, являются объектом многочисленных вариаций. Трубадуры также пишут прения (тенсона – «спор», партимент – «раздел», джок партит – «разделенная игра»: поэтические дебаты между двумя собеседниками, каждый из которых придерживается противоположного мнения) и сирвенты – сатирические или политические песни.
Стиль кансоны обычно изыскан и тщательно отделан. Хотя многие трубадуры предпочитали доступный стиль (trobar leu или «светлый»), некоторые практиковали стиль trobar clus («темный»), закрытый для непосвященных, и, подобно Раймбауту Оранскому, так описывали свою поэтическую деятельность: «Драгоценные слова, темные и цветные, переплетаю я, задумчиво задумчивый<…>». Очень известное его стихотворение начинается следующим образом:
Светлый цветок перевернут,
Он на холмах и на скалах
Вырос под мертвые трели
Среди оголенных прутьев;
Зимний цветок – это наледь,
Может кусаться и жалить. <…>1
Но чаще всего это поэзия, столь изысканная в выражениях, не стремится к оригинальности. Поэзия трубадуров – прежде всего формальная поэзия; поэт с помощью различных вариаций пытается обновить известные ему и его публике мотивы. Пример такого мотива – «возвращение к жизни» или воспоминание о весне – часто используется для введения любовной темы в первой строфе кансоны. Мы встречаем уже в одном из первых стихотворений Гильема IX:
Нежен новый сезон: кругом
Зеленеет лес, на своем
Языке слагает стихи
Всяк певец в листве, как ни мал;
Все проводят в веселье дни,
Человек же – всех больше шал.2
Практически единственным сюжетом трубадуров является любовь. Бернар де Вентадорн считает лучшим поэтом того, кто любит сильнее:
Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит ни гроша,
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.
Мои кансоны вдохновенны –
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд.3
Именно в таких стихотворениях возникает новая концепция любви, которую сами поэты называют «Fin' Amors», т. е. «утонченная», совершенная любовь.
Новое искусство любви, возникающее сначала в поэзии трубадуров, потом в поэзии труверов и в достаточно разнообразных формах в куртуазных романах, тесно связано с куртуазной идеологией, развивающейся в это время при сеньориальных дворах Юга, а потом и Севера Франции. Часто Fin' Amors описывают одним расплывчатым термином «куртуазная любовь». Этот идеал любви очень требовательной, он предназначен для элиты. Для «куртуазных» дам и рыцарей.
Вначале правила куртуазной любви расплывчаты, строгих правил не существует, можно выделить лишь несколько характерных мотивов и терминов. Воспеваемая возлюбленная – дама, донна (от латинского domina – «госпожа») , далекая и практически недоступная. Чаще всего она стоит на более высокой социальной ступени и замужем за другим – такая любовь в принципе несовместима с браком. Возлюбленный находится по отношению к даме-госпоже на более низкой ступени общественной иерархии; он служит ей как вассал служит своему сюзерену в ожидании даров, которыми она пожелает наградить его: взгляд, благожелательное слово или более важный дар – дар милосердия (жалость, побуждающая даму даровать свою любовь), часто скрепляемы поцелуем.
Любовь должна оставаться тайной. Дама разделена с возлюбленным-поэтом препятствиями внешними («ревнивцами», сплетниками и завистниками, врагами любви и любовников или расстоянием) или внутренними (сопротивление или пренебрежение дамы). Но это не ослабляет любовь, а наоборот лишь разжигает ее, поддерживает влюбленного в состоянии болезненной экзальтации: «радости», граничащей с наслаждением, способной дойти до мистического экстаза, неотделимой от страдания.
Fin' Amors не является платонической любовью; желание, воспеваемое трубадурами (по крайней мере, первыми), часто является плотским, но оно не может найти полного удовлетворения, разве что в мечтах, под угрозой смерти. Fin' Amors является культурой желания, любовью ради любви.4
Составитель: А. Г. Найман
Бернарт де Вентадорн. Песни / Изд. подгот. В.А. Дынник; Отв. ред. А.Д. Михайлов: Ред. изд-ва И.Г. Древлянская; Худож. Е.М. Дробязин. — М.: Наука, 1979
Старопровансальская рыцарская поэзия - первая лирическая поэзия на одном из новых романских языков средневековой Европы - просуществовала около двухсот лет: первый трубадур, Гильем Аквитанский, родился в 1071 году и умер в 1127 году, а последним поэтом старой формации считается Гираут Рикьер, деятельность которого падает на 1254-1292 годы.
«Трубадур» — французский вариант возникшего в XII веке старопровансальского слова «тробадор».
Жизнеописания трубадуров / Сост., вст. ст., прим. М.Б. Мейлаха. — М.: «Наука», 1993