Игнатий Диакон. Действо о Адаме
Византийская культура, обильная театрализованной, зрелищной обрядностью, как церковной, так и светской, не знала развитого театра — типа, который известен античной культуре и культуре нового времени. Драматические опыты византийских поэтов почти всегда предназначены для чтения, и только для чтения. Самый известный пример — трагедия «Христос Страждущий», дошедшая под именем Григория Назианзина, но принадлежащая, по-видимому, XI или даже XII в. Самый ранний пример — «Действо о Адаме» Игнатия Диакона.
Игнатий, современник заключительного этапа иконоборческих споров, столичный диакон из окружения патриарха, был довольно образованным человеком. Версификационный фокус — его переложения басен Эзопа, каждая из которых целиком уложена в четыре ямбических триметра — ни больше ни меньше. Такой же фокус представляет собой и стихотворный диалог участников сцены грехопадения из гл. 3 Книги Бытия, где каждая реплика умещена в три ямбических триметра и лишь вводные слова от автора и заключительный приговор Бога выходят за эти рамки. В строгой четкости построения Игнатий заинтересован куда больше, чем в эмоциональной насыщенности или драматизме.
ПРОЛОГ
Воззрев на брани, распри, состязания,
Которые для наших прародителей
Змий, что во прахе вьется, уготовал встарь,
Дивясь их поражению известному,
В уме припомнив древнее проклятие,
От них природу смертных поразившее,
Затем, что их сильнее оказался враг. —
Узнав все это, поскорби о бедствии;
И ты ведь тем же самым уязвлен копьем.
10 Ниспавший прежде, помысл свой растливший Змий
Вещей природу умопостигаемых*
В печали зрел и видел многосложный строй,
Единым словом и произволением
В миг сотворенный: воинства небесные,
Начала, Херувимов, Серафимов чин,
Престолы, Силы, Ангелов, Архангелов*,
И небеса, и землю и созвездия,
Огонь и воду, воздух и эфирный круг,
И пламенник небесный*, что блистает днем,
20 И то светило, что в ночи виднеется,
К тому ж скотов, и рыб, и птиц ширяющих,—
Все мирозданье, Словом утвержденное*;
А человек, что собственною волею
Прискорбный жребий после для себя избрал,
Тогда был зрим, как господин творения*,
Меж всеми дара слова удостоенный
И облеченный честию верховною,
По образу Господню и подобию.
Вот Змий на человека воздвигает брань,
30 Ища его изгнать из Рая сладости,
Который он поставлен был возделывать,
Приятством утешаясь, что являл в себе
Эдем, краев Востока украшение,
Отколь четвероякие текут струи,
И всех дерев являемо цветение,
И всяческих плодов благообразие,
И зрелище прекрасное превыше слов.
Страшился Обольститель приступить к нему,
Рукою Божьей чудно изваянному
40 И от нее красу свою имущему;
Идет он к Еве, как слабейшей мыслию.
Ее премудро с мужем сочетал Господь,
Во всех трудах подругу и пособницу,
Наведши на Адама безмятежный сон
И образ даровав ребру изъятому,
Своим искусством первый устрояя брак.
Чете Свое Оп дал установление,
Над всеми деревами им судив царить
И не вкушать лишь только от единого,
50 Когда же вкусят, угрозил возмездием;
Но ежели воздержатся, блюдя закон,
Сулил им благодатный, безпечальный век.
Приблизясь к Еве, изострив оружие,
Змий битву начинает и вещает так:
Змий
О женщина, что молвил вам Создатель ваш:
«От древа не вкушайте заповедного»?
Страшится он, что вы как боги станете!
ЕВА
Так, все плоды иные Он дозволил нам,
Но в этом заповедал воздержание,
60 Да смерть не примем, снедь приняв запретную.
ЗМИЙ
Оставь такие мысли, о жена! Иль ты
Не ведаешь, что, плод вкусив, вы станете
Как боги и познание обрящете?
ЕВА
Ступай к Адаму: муж он и властитель мой.
К чему со мной заводишь речи, ведая,
Что я на свет произошла подвластною?
ЗМИЙ
Лишь пожелай — и муж не воспротивится;
Твои он примет всей душой внушения
И вскорости с тобою сей разделит плод.
ЕВА
70 Ко мне ли приступаешь, как к дурной жене,
И научаешь мужа уловлять хитро?
Но я согласна, если согласится он.
ЗМИЙ
Не приближайся к мужу, не вкусив плода:
Сама прими, сама отведай первая,
А убедить нетрудно: ты ведь женщина!
ЕВА
Советчик мой незнаемый, склоняюсь я
Вкусить сама и убедить супружника,
Коль впрямь такие блага обещаешь ты.
Змий
Не медли только выполнить решенное,
80 Дабы скорее улучить, что я сулил;
Знай, промедленье не рождает доброго.
(Ева вкушает плод и идет к Адаму)
ЕВА
О муж, плода приятством привлеченная,
Сполна я усладила вкус и зрение;
Последуй, и, вкусивши, станешь ты как Бог,
АДАМ
Что ж дар сей чудотворный? Кем предложен он?
И как я богом стану чрез вкушение?
Ведь кто приемлет яства, тот отнюдь не Бог.
ЕВА
Ужель ты не желаешь распознать вполне
Добра и зла природу, о возлюбленный?
90 В том искусишься, чуть плода отведаешь.
АДАМ
Возможно ль позабыть установления,
В словах точнейших Богом изъясненные?
Увы, ты обманулась, злополучная!
ЕВА
На то, чтоб преступить установления,
Имеешь ты причину благовидную:
Заметь, ведь ты безвинен, весь почин — на мне.
АДАМ
Се, я вкусил! Но чую: порча некая
В моей утробе тайно разливается;
За ней, как верю, беды воспоследуют.
ЕВА
100 Да, и моя утроба ощутила боль
Жестокую, отведав запрещенных яств
По наущенью гибельному змиеву.
АДАМ
Воззри, мы наги!
Явлен наш телесный стыд
Неприкровенным. Научи, что делать нам,
Затем, что я в беде не знаю выхода.
ЕВА
Ты видишь листья жесткие смоковницы?
Мы ими опоясать наготу должны,
Затем, что жесткой ныне наша будет жизнь.
АДАМ
Врага столь поздно распознавши замыслы,
110 С терпением возмездие прими свое;
Не по делам ли ныне наказуешься?
ЕВА
Явила я себя умом окраденной,
Да и тебе разсудок помрачила, муж;
Вдвойне страшусь, твоей вины виновница.
АДАМ
Жена, не отдается ли в ушах твоих
Сей шум, как бы от Господа грядущего?
Как трепещу я перед казнью правою!
ЕВА
Шагов Господних слышу я звучание!
120 Страшась, увы, в содеянном отдать ответ,
С тобою скрыться я почту за лучшее.
АДАМ
Так; но какое ж место мой сокроет лик?
Вне Бога нам и места не отыщется,
Чтоб от Него ж сокрыться. Но бежим, жена!
БОГ
Адам, меж всех творений высочайшее,
Моей десницы труд и достояние,
Куда бежишь? Чем был ты, чем ты стал, увы!
АДАМ
Себя нагим я вижу, и стопы мои
Твоим глаголом к бегству понуждаемы,
И стыд меня объемлет, и одержит страх.
БОГ
130 Промолви, злополучный: кем склонен твой ум,
Кем ты научен видеть наготу свою,
Когда не приступил ты к заповедному?
АДАМ
Жену послушав, от Тебя мне данную,
Что в речи убеждения явила мощь,
Ко древу приступил я заповедному.
БОГ
Коль скоро оказался ты слабей жены
И нарушитель заповеди преданной,
Ты будешь терны и волчцы возделывать,
Себе в преизобильи умножая скорбь.
140 Повинны смерти оба; ты детей рождать
В мученьях будешь; ты же обрекаешься
Во многом поте хлеб вкушать и горести,
Пока, из праха создан, не отыдешь в прах.
Ст. 10. Змий библейского рассказа в соответствии со всей церковной традицией отождествлен с Сатаной — одним из верховных ангелов, «ниспавшим» в результате своего мятежа против Бога.
Ст. 11. ...Вещей природу умопостигаемых... — Мир «умопостигаемых», т.е. недоступных пяти чувствам, нематериальных сущностей, открытых только умозрению, как идея Платона, для византийца тождествен миру ангелов.
Ст. 15. Игнатий перечисляет (не полностью) чины, т.е. иерархические порядки ангелов, систематически описанные раниевизантийским автором V или нач. VI в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его сочинении «О небесной иерархии».
Ст. 19. Пламенник небесный — солнце.
Ст. 22. ...Все мирозданье, Словом утвержденное... — Этот стих имеет двойной смысл: имеется в виду и слово «да будет», которым, согласно библейскому рассказу, Бог вызывал к бытию отдельные части космоса, и Слово-Логос, вторая ипостась Троицы, об участии которой в сотворении мира говорит евангельский текст (Ин. 1:1-3): «В начале было Слово (...) и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
Ст. 25. ...Тогда был зрим, как господин творения... — Ср. слова Бога Адаму и Еве: «И наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).