Естествослов

По изд.: Сергей Аверинцев. Собр. соч. / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. Переводы: Многоценная жемчужина. Пер. с сирийск. и греч. — Киев: ДУХ I ЛIТЕРА, 2004
Перевод С. С. Аверинцева («Физиолог» переведено как «Естествослов»)

 

1. О ЛЬВЕ

Начнем сказывать о льве, царе зверином. Так Иаков, благословляя Иуду*, говорил: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается»,— и прочая.

Естествослов сказал о льве, что имеет он три свойства*.

Первое его свойство таково: когда блуждает он в горах и придет к нему запах охотника, он хвостом своим сокрывает свои следы*, дабы не смогли охотники, пройдя по следу его, найти логово его и застигнуть его.

Так и Христос наш*, мысленный Лев победивший, от колена Иудина, от корня Давидова, посланный от безначального Отца, сокрыл мысленные следы Свои, сиречь естество божественное. Со Ангелами Ангелом явился*, со Архангелами Архангел, со Престолами Престол, со Властями Власть, пока не завершил нисхождения Своего. И сошел во утробу Пресвятой Девы Марии, дабы снасти заблудший род человеческий; «и Слово стало плотию* и обитало с нами. А не ведавшие того, сойдя с высот горних, говорили: «Кто есть сей Царь славы?» Тогда Дух Святой говорит: «Господь сил, Он есть Царь славы»*.

Второе свойство львиное; когда уснет лев в пещере, бодрствуют его очи, пребывая открытыми.

И в Песни Песней Соломон свидетельствует, говоря:

«Я сплю, а сердце мое бодрствует»*. Тело бо Господа моего почило на кресте. Божество же Его бодрствует одесную Бога и Отца: «се, не воздремлет* и не уснет Хранящий Израиля».

Третье свойство львиное: когда львица родит львенка, она мертвым рождает его*, и чадо ее ждет, пока отец его, придя на третий день, не подышит ему в лицо и не пробудит его.

Так и Бог наш, Вседержитель, Отец всего сущего, в третий день пробудил Первородного Сына Своего, Сущего прежде всякой твари*, Господа нашего, из мертвых. Хорошо сказал Иаков: «возлег и уснул*, как лев и как львенок; кто пробудит его?»

 

2. О ЯЩЕРКЕ СОЛНЕЧНОЙ

Есть ящерка, именуемая солнечной, как утверждает Естествослов. И вот, когда старится она, очи ее слабеют и она слепнет, не видя света солнечного*. Как же действует в ней благое естество? Она ищет стену, обращенную на восток, и поднимается на верх стены: при восходе солнца отверзаются у нее очи и делаются опять здравы.

Таковым образом и ты, человече, если носишь одеяние ветхого человека* и очи сердца твоего помрачаются, взыщи восходящее Солнце правды, Христа, Бога нашего, что и Востоком именуется* пророчески; и Он отверзнет очи сердца твоего.

 

3. О XАРАДРИИ

Есть птица, называемая харадрий*, как написано во Второзаконии*.

Естествослов говорит о ней, что это птица всецело белая, вовсе не имеющая черноты, и внешние ее выделения врачуют слепнущие очи; ее можно встретить во дворцах царских. Если есть кто недужный, через харадрия распознается, будет он жить или умрет. Приносят птицу к болящему на ложе его: отворачивает харадрий лицо свое от болящего, и все знают, что тот умрет. Если же недуг у человека к жизни, прострется харадрий к болящему, а болящий к харадрию, и выпивает харадрий недуг болящего*, и возлетает в эфир солнечный, и поналяет недуг человека болящего, и расточает, и спасаются совокупно и харадрий, и болящий.

И вот, хорошо отнести все это к Лицу Спасителя. Ведь Господь наш всецело бел*, не имея в Себе никакой черноты; Он сказал, что «идет князь мира сего*, и во Мне не имеет ничего». Придя с небес к иудеям, Господь отвратил от них божественное Свое естество; придя же к нам, язычникам, «взяв на Себя наши немощи* и понеся болезни», Он вознес их на древо крестное и все наши немощи и прегрешения изгладил, «восшел на высоту и пленил плен»*.

Хорошо сказал Естествослов про харадрия.

Но ты мне скажешь, что харадрий по Закону нечист*; как же он относится к Лицу Спасителя? Так ведь и змея нечиста; но свидетельствует Иоанн, глаголя: «как Моисей вознес змею в пустыне*, так должно вознесену быть Сыну человеческому». Ведь твари двояки: хвалимы и хулимы*.

 

4. О ПЕЛИКАНЕ

Хорошо Давид говорит: «уподобился пеликану в пустыне»*.

Естествослов сказал о пеликане, что он весьма чадолюбив*. Когда родит пеликан птенцов и они немного подрастут, бьют они родителей в лицо; родители же ранят чад и убивают их. Потом сжалятся родители и три дня оплакивают чад, которых убили. На третий же день матерь их ударяет себя в ребро, и кровь ее, сочась на мертвые тела птенцов, воскрешает их.

Так и Господь наш рек в Книге Исаии*: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня». Воспитал нас Содетель всяческого творения и ударили мы Его. Как ударили? «Служили твари вместо Творца»*. Взойдя на высоту крестную и отворив ребро Свое, Спаситель наш источил кровь и воду во спасение и жизнь вечную. Кровь, как сказано: «взял чашу и благословил»*; воду же в крещение покаяния*.

Хорошо Естествослов сказал про пеликана.

 

5. О ФИЛИНЕ

Сказал Псалмопевец*: «Я стал как филин на развалинах».

Естествослов говорит о филине, что птица эта любит ночь более дня.

Так и Господь наш Иисус Христос возлюбил нас, «сидящих во мраке и тени смертной»*, народ языческий, более народа иудейского, улучившего усыновление и праотцев возвещение. Сего ради и сказал Спаситель: «не бойся, малое стадо!* ибо Отец ваш благоволил дать вам царство»,— и прочая.

Но ты скажешь мне, что филин нечист но Закону*; как же он применяется к Лицу Спасителя? Хорошо, а как Апостол говорит: «не знавшего греха Он сделал за нас грехом»? Он Себя унизил, дабы всех спасти и возвысить*.

Итак, хорошо Естествослов сказал про филина.

 

6. ОБ ОРЛЕ

Давид говорит*: «обновляется, подобно орлу, юность твоя».

Естествослов сказал, что когда орел состарится, тяжелеют очи его и перья его и бельма на очах его. Что же он делает? Ищет источник воды чистой, и возлетает в эфир солнечный, и попаляет перья свои ветхие и бельма на очах своих, и слетает к источнику, и погружается в него троекратно, и обновляется, и млад становится.

Таковым же образом и ты, человече, если облечен в ветхого человека* и бельма носишь на очах сердца твоего, взыщи источника мысленного, сиречь Слово Божие, прорекшее: «Меня оставили, источник воды живой»*,— и возлети на высоту Солнца Правды*, сиречь Иисуса Христа, и совлекись ветхого человека с делами его*, и погрузись трижды в источник вечный, во имя Отца и Сына и Святого Духа; и совлекись ветхого человека, сиречь ветхого одеяния диавольского, и облекись в нового и по Богу сотворенного, и исполнится на тебе прореченное Давидом: «обновится, подобно орлу, юность твоя».

 

7. О ПТИЦЕ ФЕНИКСЕ

Господь сказал в Евангелии*: «имею власть положить душу мою, и власть имею опять принять ее». Иудеи же негодовали на слово то.

Есть в Индии птица, именуемая феникс*. Когда пройдут пятьсот лет, восходит она па древеса ливанские, и насыщает перья свои благовониями, и подает знак жрецу илиопольскому при начале месяца нисана или адара*, сиречь фаменофа или фармуфи; и жрец, приняв знак, идет и наполняет алтарь дровами из лозы виноградной. А птица входит в Илиополь, избыточествуя благовониями, и восходит на алтарь, и сама возжигает огонь, и сожигает себя. Наутро же, исследуя алтарь, жрец находит в пепле червячка; на второй день находит он уже птенца феникса, а на третий день находит уже взрослую птицу И лобызает феникс жреца, и отходит в место свое.

Итак, если птица эта имеет власть умертвить и оживотворить себя самого, как же неразумные иудеи негодуют противу реченного Господом: «имею власть положить душу мою, и власть имею опять принять ее»?

Феникс принимает лицо Спасителя нашего, Который пришел с небес, простерши крылья Свои*, благоухания исполненные, сиречьблагодетельных словес небесных, дабы и мы в молитве простирали руки наши и распространяли благоухание духовное от доброго нашего жительства.

Итак, хорошо сказал Естествослов о фениксе.

 

8. О ПТИЦЕ УДОДЕ

Сказано в Писании*: « Кто злословит отца своего или матерь, смертию да умрет». И как это бывают некие отцеубийцами и матереубийцами?

Есть птица, именуемая удод. Чада их, если видят родителей своих одряхлевшими, очищают их от старых перьев, и вылизывают очи их, и согревают родителей своих крылами своими, и обновляют их, и делаются те юными. И говорят они родителям своим: «Как вы лелеяли нас в младенчестве нашем, и несли труды и заботы о нас, и кормили нас, так и мы сделали для вас подобное»*.

И как неразумные человеки не любят родителей своих?

Хорошо сказал Естествослов о удоде.

 

9. О ДИКОМ ОСЛЕ

Написано в Книге Иова*: «Кто пустил дикого осла на свободу?»

Естествослов сказал про дикого осла, что тот есть глава стада; и, если родят ослицы его мужеский пол, отец отсекает детям детородные члены, дабы не давали семени*.

Праотцы искали сеять семя телесное; апостолы же, чада духовные, упражнялись в воздержании, взыскав семени духовного, как сказано: «Возвеселись, неплодная*, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Ветхое семя обетования, новое семя воздержания.

Итак, хорошо Естествослов сказал о диком осле.

 

11. О ЗМИЕ

Господь сказал в Евангелии Своем*: «Итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

Естествослов сказал о змие, что имеет он четыре свойства.

Первое свойство его такое: когда одряхлеет и недужны бывают очи его и когда захочет стать младым, подвизается и постится сорок дней и сорок ночей*, покуда не обвиснет на нем кожа его; ищет он тогда скалу или расселину в скале тесную, и с усилием вдавливает себя в нее, и утесняет тело свое, и так, сложив с себя дряхлость свою, сызнова делается млад. Сим же образом и ты, человече, если хочешь сложить древнюю ветхость мира сего, проведи тело твое через тесные врата и узкий путь, через лощения: «тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную»*.

Второе свойство змия: когда придет змий к источнику воду пить, не приносит он яда своего с собою, но в норе своей выпускает его*. Должно и нам, поспешающим к воде вечной и беспорочной, божественных и небесных словес исполненной, не вносить с собою в Церковь Божию яд злонравия нашего, но всецело извергнуть его из себя и в чистоте приближаться.

Третье свойство змия: когда увидит змий человека нагого, страшится и отступает; когда же увидит его одетым, нападает на него. И мы уразумеем мысленно, что, когда отец наш Адам наг был в Раю, не мог покуситься на него диавол. Итак, если имеешь одеяние ветхого человека, сиречь смоковные листья* любострастия, заматеревший во днях лукавых*, нападет он на тебя.

Четвертое свойство змия: когда приступит к нему человек, желая умертвить его, все тело свое предает он смерти, одну лишь главу сохраняя. Должно и нам во время испытания все тело наше предать на смерть, одну лишь главу сохраняя, сирень не отрицаясь Христа, как делали святые мученики. «Всякому мужу глава Христос»*, как сказано в Писании.

 

12. О МУРАВЬЕ

Соломон сказывал* в Притчах своих: «Пойди к муравью, ленивец».

Естествослов говорил о муравье, что имеет он три свойства.

Первое свойство его такое: когда идут они совокупно, каждый несет ртом своим зерно и те, у кого ничего нет, не говорят обремененным: «Дайте нам от зерен ваших»,— и не отнимают силою, но отходят и отыскивают себе. Сие приложимо к притче о девах мудрых и неразумных*.

Второе свойство муравья: когда устраивает он запасы зерна в земле, расщепляет он каждое зерно надвое, дабы во время зимы зерна не лопнули и не проросли и не пришлось ему погибать от голода. И познает муравей мудростью своею, когда будет сушь, а когда воздух изольется дождем: и, когда видишь, что муравей несет зерно хлебное вовнутрь норы своей, знай, что погоды будут зимние; если же он выносит корм свой наружу и рассыпает его, знай, что погоды будут ясные. Так и совершенные подвижники рассекают духом речения ветхозаветные, чтобы буква тебя не умертвила*; ибо апостол Павел сказал, что «Закон духовен»*. Прилепившись к нагой букве, иудеи погибли от голода и соделались убийцами святых.

Третье свойство муравья: во время созревания хлебов часто выходит муравей в поле, и поднимается на колосок, и несет вниз зерно, а перед тем, как подниматься ему, он принюхивается к стеблю и по запаху распознает, волчец это или пшеница; и, если это волчец, не поднимается, а если пшеница, поднимается и сносит вниз зерно. Ибо волчец есть пища для скотов, как и в Книге Иова сказано*: «Вместо пшеницы вырос мне волчец». Итак, беги от еды скотской и приими пшеницу, сложенную в хранилищах небесных. Ибо волчцу уподобляется учение инославных, пшеница же — самой правой вере Христовой.

 

13. О СИРЕНАХ И КЕНТАВРАХ

Молвил пророк Исаия*: «Демоны, и сирены, и ежи обитать будут в Вавилоне».

Естествослов сказал о сиренах и кентаврах: есть в море существа, именуемые сирены, и голосами своими поют они благозвучно, словно бы музы, и, когда проплывающие мимо услышат напев их, бросаются в море и погибают*; и у сирен тех половина до пупа человеческий имеет образ, а другая половина, до конца тела их, образ дикого гуся. Подобно тому и кентавры половину имеют человеческую, а половину от пуна и далее — конскую.

Так и всякий человек с двоящимися мыслями* не тверд во всех путях своих. Среди собранных в церкви есть и такие, что образ благочестия имеют*, силы же его лишены, и в церкви словно бы как люди, а чуть выйдут из церкви, делаются звери. К ним можно применить сказанное о сиренах и кентаврах, сиречь о сопротивных силах и о смеха достойных еретиках: ибо ласкательством своим и красноречием, словно сирены, обольщают сердца простодушных*.

«Худые сообщества* развращают добрые нравы».

Итак, хорошо сказал Естествослов про сирен и про кентавров.

 

14. О ЕЖЕ

Ежи имеют форму шара и обличие свиньи и но всему телу покрыты остриями игл.

Естествослов сказал о еже, что, мол, входит он в виноградник, и поднимается на лозу, и валит гроздья на землю, и приникает к ним, и накалываются гроздья на острия игл его, и относит он их детям своим, и оставляет лозу опустошенной от гроздий*. Так и ты, о иодвижниче, приблизься к мысленному и истинному винограднику*, чтобы лечь тебе в точило мысленное, и быть сохраняему в чертогах Царствия, и быть приняту па алтарь Христов. Что же попускаешь ежа, дух лукавый, входить в сердце твое и опустошать тебя наподобие лозы, не оставляя ни единого грозда?

 

15. О ЛИСИЦЕ

Естествослов сказал о лисице, что она зверь коварный*: а именно, когда сделается голодна и не находит себе в пищу добычи, смотрит, где бы ей найти грязь или мякину, и валится туда, заводя глаза вверх, и втягивает дыхание в себя, и всячески раздувается; и птицы, полагая, будто она умерла, склоняются над нею, чтобы пожирать ее, и так она, восстав, хватает их и съедает. Так и диавол коварен всячески, и все дела его. Желающий вкушать от мяс его умирает. Мяса же его суть: дела блуда, сребролюбия, сладострастия, убийства.

Сего ради и Ирод уподобляется лисице*, и книжник, услышавший от Спасителя: «лисицы имеют норы*, и птицы небесные — гнезда». И в Песни Песней Соломон говорит*: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники»; и Давид в Псалтири говорит*: «Достанутся они в добычу лисицам»,— и прочая.

Итак, хорошо Естествослов сказал про лисицу.

 

16.0 ПАНТЕРЕ

Пророк пророчествовал и рек: «Я стал как пантера для Ефрема»*.

Естествослов сказал, что пантера таковое имеет свойство: ко всем животным весьма дружелюбна, враждебна же к одному только дракону. Притом многоцветна, как хитон Иосифов*, и красива, весьма мирная и кроткая. Когда поест и насытится, почивает в норе своей, а на третий день восстает от сна и взывает, вопия гласом великим, и звери, сущие вдали и вблизи, слышат глас ее. От гласа же ее исходит всяческое благоухание ароматов, и звери, следуя за благоуханием гласа паптерина, приходят к ней близко. Так и Господь наш Иисус Христос, в третий день восстав из мертвых, возопиял: «Днесь спасение миру*, и видимому, и невидимому»,— и всяческое благоухание подано было нам, дальним и близким*, и мир дарован, как сказал Апостол.

А мысленная Премудрость Божия многоцветна, как и в псалме говорится: «Стала Царица одесную Тебя* в офирском золоте, в испещренной одежде».

Ничто, сказанное в божественном Писании о птицах и зверях, как уже говорили мы, не бесцельно.

Итак, хорошо Естествослов сказал про пантеру.

 

22. О ЕДИНОРОГЕ

Псалом говорит*: «Мой рог Ты возносишь, как рог единорога».

Естествослов говорит, что единорог такое имеет свойство: это зверь малый*, подобный оленю, но весьма грозный: не может охотник приблизиться к нему, по причине избыточествующей его силы. Рог же у него один посреди главы его*. И вот, как уловить его? Деву чистую* повергают пред ним, и он приникает к персям ее, она же пригревает зверя на персях своих и несет его к царю во дворец. Сказанное о звере этом приложимо к Лицу Спасителя: «Воздвиг рог спасения* в дому Давида, отца нашего, рог спасения нам». Ангелы и Силы не возмогли овладеть Им, но обитал Он во чреве истинно чистой Девы Марии. «И Слово стало плотию и обитало с нами».

 

32. О КАМНЕ АДАМАНТОВОМ*

Естествослов сказал об адамантовом камне, что находят его в стране восточной, но не находят во дни, а лишь в ночи*. Адамант же неукротимый именуется потому, что все укрощает, сам же ничем не укрощается. И Господь наш Иисус Христос всех судит, Сам же никем не судим*. Сам Он сказал: «Кто из вас обличит Меня в грехе?»* Находят Его в ночи, а не во дни. Послушай, что говорит Он: «Народ, сидящий во тьме*, увидел свет великий, и сидящим в страхе и тени смертной воссиял свет». Находят же его в стране восточной; истинно, по слову пророка Восток — имя Его*, и еще написано в ином месте: «Восходит звезда от Иакова»*. И люди бывают такие, что адаманту подобны, каков был Иов, муж от востока солнца*, которого лукавый не смог укротить, или каковы были апостолы, Христа, Восток свой, возлюбившие, как и Павел говорит в некоем месте: «если ищете доказательства*, что Христос говорит во мне»,— он, от иудеев битый палками, в гонениях, в путешествиях, терпевший опасности на реках, опасности от разбойников, опасности от лжебратий*; как адамант, он не поддался, но достославно выстоял, не дал победить себя утесняющим. Таков и весь лик пророков и святых.

Итак, хорошо Естествослов сказал о камне адамантовом.


Комментарии

1. О ЛЬВЕ

Так Иаков, благословляя Иуду... - Быт. 49:9.

Три свойства - букв, «три природы».

..хвостом своим сокрывает свои следы... — По-видимому, представление о льве, заметающем в бегстве свои следы, родилось из наблюдений, зафиксированных у Аристотеля, согласно которым убегающий лев опускает хвост. О заметании следов речь идет уже у Элиана.

Так и Христос наш... — Христос назван «львом от колена Иудина» в Апокалипсисе (5:5). Эпитет «наш» в приложении к Христу подчеркивает переход от данных «Естествослова», мыслящегося языческим автором, к христианской интерпретации этих данных, от языческой басни к христианской басенной морали: язычник рассказывает нам о льве, а мы, христиане, вспоминаем «нашего» Христа. «Мысленный» — установившийся в церковной славяно-русской традиции термин, выражающий противопоставление духовного смысла материальному образу.

Со Ангелами Ангелом явился... - Ангелы, Архангелы, Престолы, Власти — обозначения различных ступеней ангельской иерархии. Мысль, что Бог утаил замысел Воплощения даже от ангелов, довольно обычна для православных текстов, богословских и особенно гнмпографических; но исключительно важной она является для гносиса, учащего о тирании «космократоров», которая как бы отделяет мир от Бога, так что Спасителю, пробирающемуся в мир, надо миновать враждебные заставы, обманывая их бдительность (такие мотивы характерны, например, для известного гимна гностиков-иаассенов, а также для «Песни о Жемчужине» из «Деяний апостола Фомы»).

...и Слово стала плотию... — Ин. 1:14.

Кто есть сей Царь славы?.. Господь сил. Он есть Царь славы. — Пс. 23:10. Очень сходное место с использованием той же ветхозаветной цитаты в «Собеседовании с Трифоном Иудеем» у Юстина Мученика, гл. 36.

Я сплю, а сердце мое бодрствует. — Песн. 5:2.

...се, не воздремлет — Пс. 120:4.

..мертвым рождает его... — сказочная гипербола; античная научная и развлекательно-поучительная литература о животных от Аристотеля до Элиана подчеркивала слабое развитие новорожденных львят, слепых и бесформенных.

...Первородного... прежде всякой твари... - Ср. Кол. 1:15.

...возлег и уснул... — Быт. 49:9. Раздел кончается завершением той цитаты, которая его открывает.

 

2 . О ЯЩЕРКЕ СОЛНЕЧНОЙ

Аналогичные сообщения — у Епифания Кипрского и Исидора Севильского.

Одеяние ветхого человека. — Ср. Еф. 4:22-24.

...что и Востоком именуется... — Ср. Зах. 6:12 (в русском синодальном переводе «Отрасль», но в греческом тексте Септуагинты — «Восток») и Лк. 1:78.

 

3. О ХАРАДРИИ

Есть птица, называемая харадрий... — Это название совершенно реальной птички — то ли авдотки, то ли ржанки (зуйка). Древнегреческая пословица упоминает ее как пример ненасытности. Однако мы оставили экзотически звучащее для русского уха слово «харадрий» без перевода, и не столько потому, что лучшие словари (например Лиддел-Скотт) выражают некоторую неуверенность в орнитологической идентификации этой птички, сколько ввиду того, что «Естествослов» решительно порывает с прозой жизни, делая из маленького прожорливого существа, знакомого греческим земледельцам как «противное и видом, и голосом» (Аристотель. «О животных», 615а, 2), непорочно белый символ Спасителя.

...как написано во Второзаконии. — Втор. 14:18.

...и выпивает харадрий недуг болящего... — Подобные поверия упоминаются у Плутарха («Пиршественные вопросы», V, 7) и в романе Гелиодора «Эфиопики» (III, 122), а также у Элиана («О природе животных», XXII, 13); по свидетельству словаря «Суда», они были известны уже ямбографу Гиппонакту.

...всецело бел... — Ср. 1 Ин. 1:5.

...идет князь мира сего... — Ин. 14:30.

...взяв на Себя наши немощи... — Ср. Ис. 53:4 п Мф. 8:17.

...восшел на высоту и пленил плен. — Ср. Ис. 67:19.

..харадрий по Закону нечист — См. Втор. 14:18 и Лев. 11:19.

...как Моисей вознес змею в пустыне... — Ин. 3:14.

...твари двояки: хвалимы и хулимы. — Очень важное замечание об амбивалентности зооморфных символов.

 

4. О ПЕЛИКАНЕ

...уподобился пеликану в пустыне. — Пс. 101:7.

...весьма чадолюбив. - Мотив жертвенного чадолюбия пеликана неизвестен ранее «Естествослова». Эллинизированный ег иптянин Гораполлон не о пеликане, а о коршуне рассказывал, будто эта птица при недостатке другого корма дает в пищу птенцам собственную кровь ( 1,11 ). Но на исходе античности версия «Естествослова» широко усваивается латинскими Отцами Церкви - Иеронимом, Григорием Великим, Исидором Севильским и другими.

...реке Книге Исаии... — 1:2.

Служили твари вместо Творца. — Рим. 1:25.

...взял чашу и благословил... - Мф. 26:27.

Крещение покаяния. — Ср. Мк. 1:4; Лк. 3:3; Деян. 13:24 и 19:4.

Пеликан как символ Христа в Евхаристии — характерная черта католической традиции.

 

5. О ФИЛИНЕ

Сказал Псалмопевец... — Пс. 101:7.

...сидящих во мраке и тени смертной... - Ср. Иер. 9:2; Мф. 4:16; Лк. 1:79.

...не бойся, малое стадо!.. - Лк. 12:32.

...филин нечист по Закону... - Втор. 14:17.

...не знавшего греха Он сделал за нас грехом. — 2 Кор. 5:21.

...Себя унизил, дабы всех... возвысить. - 2 Кор. 11:7.

 

6. ОБ ОРЛЕ

Давид говорит — Пс. 102:6. Мотив обновления орла не засвидетельствован до «Естествослова» в античной литературе; по-видимому, он восходит к цитате из псалма, открывающей раздел.

...облечен в ветхого человека... - Ср. Еф. 4:22; Кол. 3:9.

..меня оставили, источник воды живой... — Иер. 2:13.

Солнце Правды - Мал. 4:2. Это ветхозаветное выражение широко применяется ко Христу в православных песнопениях.

...совлекись ветхого человека с делами его... — Ср. Кол. 3:9.

 

7. О ПТИЦЕ ФЕНИКСЕ

Господь сказал в Евангелии... — Ип. 10:18.

Предание о птице фениксе — один из наиболее центральных и популярных символов европейской культурной традиции. О том, что феникс погребает своего отца, говорил уже Геродот (2, 73), а за ним — Элиан, Ахилл Татий, Филострат, Ориген: о червячке, зарождающемся из праха погребенного отца, — Овидий («Метаморфозы», XV, 392 и сл.), Тацит («Анналы», VI, 28) и другие; сведения о Гелиополисе (в нашем переводе, ради сохранения колорита, Илиополе) как месте возрождения феникса передает со слов Антифана Родосского Афиней («Дейинософисты», XIV, 655). В позднеантичной литературе феникс приобретает черты павлина, и с этими чертами его воспринимает средневековое воображение; в аспекте своего пластического облика феникс — преображение и одухотворение павлина, как единорог — преображение и одухотворение оленя.

...при начале месяца нисана или адара... — в весеннее время, ассоциируемое для христианина с распятием и воскресением Христа. Нисан (более древнее название — авив) нормально приходится на март — апрель; это месяц еврейской Пасхи. 14 нисана, по синоптическим Евангелиям, или 15 нисана, по Евангелию от Иоанна, Христос был распят. Адар — предыдущий месяц, нормально приходящийся на февраль — март; его упоминание, возможно, возникло но ошибке, хотя стоит вспомнить, что с 7 адара еврейская традиция связывает и рождение, и смерть пророка Моисея.

Фаменоф, фармуфи — передача египетских названий месяцев.

...простерши крылья Свои... — речь идет о распятии. Раннехристианский молитвенный жест (т.н. воздевание рук) соотносился с положением рук Распятого.

 

8. О ПТИЦЕ УДОДЕ

Сказано в Писании... — Ср. Исх. 21:16 и особенно Мф. 15:4 и Мк. 7:10.

Назидательные рассказы о благодарности птиц н прочих животных к своим благодетелям и специально к родителям исключительно характерны для античной литературы, но с удодом этот мотив связывается в известных нам текстах лишь начиная с Элиана («О природе животных», XVI, 5) и самого «Естествослова».

 

9. О ДИКОМ ОСЛЕ

Написано в Книге Иова... — Иов. 39:5.

Рассказ о том, что онагр, стоящий во главе стада, оскопляет молодых самцов того же стада, т.е. свое мужское потомство, часто встречается у греческих и латинских авторов времен Римской империи (Плиний Старший, «Естественная история». VIII, 30, 108; Оппиан, «Об охоте», III, 197; Элиан, «О природе животных», VI, 39. и др.). Этот мотив мог бы заинтересовать Фрейда как басенная материализация постулируемой им иррациональной боязни мальчика быть кастрированным своим отцом.

Возвеселись, неплодная... — Ис. 54:1; ср. Гал. 4:27.

 

11. О 3МИЕ

Господь сказал в Евангелии Своем... — Мф. 10:16.

...постится сорок дней и сорок ночей... - Столько времени постился Моисей на Синае (Исх. 34:28) и Христос в пустыне (Мф. 4:2). Версия «Естествослова» — гипербола общеизвестной способности змей сбрасывать старую кожу, комбинируемая с представлением античной биологии о способности змеиных глаз к регенерации, даже после выкатывания (Аристотель, «О животных», 508в, 4; Плинии Старший, «Естественная история». XI, 37,152).

...тесны врата и узок путь... - Мф. 7:14.

...выпускает его. — Обычно позднеантнчные авторы рассказывают, что гадюка выпускает свой яд перед совокуплением с муреной. Возможно, модификация мотива вызвана дидактическими нуждами использования для проповеди: вспомним смущение, с которым Василий Великий приводит в «Шестодневе» прежнюю версию (РО 29, стлб. 160).

Смоковные листья — намек на прикрытие наготы Адама и Евы после грехопадения (Быт. 3:7).

Заматеревший во днях лукавых. — Ср. Дан. 13:52.

Всякому мужу глава Христос... — 1 Кор. 11:3.

 

12. О МУРАВЬЕ.

Соломон сказывал... - Прит. 6:6.

...к притче о девах мудрых и неразумных. — Ср. Мф. 25:8: «Неразумные же сказали мудрым: “дайте нам вашего масла”».

...чтобы буква тебя не умертвила... — Ср. 2 Кор. 3:6.

Закон духовен. — Рим. 7:14.

...в Книге Иова сказано... — Иов 31:40.

 

13. О СИРЕНАХ И КЕНТАВРАХ

Молвил пророк Исаия... — Имеется в виду место (Ис. 13:21-22), русский перевод которого сильно разнится с текстом Септуагинты.

Роковое пение сирен описывается уже в «Одиссее», XII.44-192, а их облик, полуженский-полуптичий, запечатлен в памятниках античного искусства, начиная с греческой архаики.

...человек с двоящимися мыслями... — Иак. 1:8.

...образ благочестия имеют... — Ср. 2 Тпм. 3:5.

..ласкательством своим и красноречием... обольщают сердца простодушных. — Рим. 16:18.

Худые сообщества... — цитата из Еврипида или Менандра, приведенная уже у апостола Павла (1 Кор. 15:33).

 

14. О ЕЖЕ

Хитрость ежа сопоставляется с хитростью лисицы уже в древнегреческой пословице и часто упоминается у античных авторов.

...истинному винограднику... - Ср. Ин. 15:1.

 

15. О ЛИСИЦЕ

Хитрость лисицы — поистине универсальный мотив. Рассказ о том, что она будто бы прикидывается мертвой, приманивая птиц, известен Оппиану («О рыбной ловле», II, 107 слл.; «О псовой охоте», III, 457).

...Ирод уподобляется лисице... - Лк. 13:32 (речь идет об Ироде Антипе, сыне Ирода Великого).

..лисицы имеют норы... — Мф. 8:20.

...в Песни Песней Соломон говорит... — 2:15.

Давид в Псалтири говорит... — Пс. 62:11 (в подлиннике речь идет, собственно, о шакалах, которым более свойственно поедать на поле брани убитых и умирающих воинов).

 

16. О ПАНТЕРЕ

Я стал как пантера для Ефрема. — Осия 5:14 (пророк говорит от имени Бога; Ефрем — одно из племен Израиля, т.п. «колен»).

...многоцветна, как хитон Иосифов... — Ср. Быг. 37:3.

Днесь спасение миру... — Ср. ирмос четвертой песни пасхального канона.

...дальним и близким... — Ср. Ис. 57:19; Еф. 2:17.

Стала Царица одесную Тебя... — Пс. 44:10 и 15.

Образ пантеры, наделенный не только чудесным благоуханием (для чего имеются параллели), но и странной для хищника кротостью, по-видимому, в целом создан заново.

 

22. О ЕДИНОРОГЕ

Псалом говорит... — Пс. 91:11.

...зверь малый... — по Элиану («О природе животных», IV, 52 и XVI, 20), единороги величиной с коня.

Рог же у него один посреди главы его. — Образ единорога представляет собой идеализирующую трансформацию образа носорога (в Ветхом Завете под «единорогом» подразумевается именно носорог).

Деву чистую... — Этот мотив, исключительно важный для иконографической традиции европейского Средневековья, не засвидетельствован в античной литературе. Один арабский источник, возможно зависящий оттого же «Естествослова», но, возможно, отражающий какую-то восточную версию, описывает, как единорог пьет молоко от сосцов юной девушки в пещере, пьянеет от этого молока, как от вина, и дается в руки охотникам.

Воздвиг рог спасения... - Лк. 1:69. В библейской системе символов рог систематически обозначает силу, мощь (ср. цитату из псалма в начале раздела).

 

32. О КАМНЕ АДАМАНТОВОМ

Адамант — то же, что алмаз. Толкование слова «адамант» в значении «неукротимый» традиционно для античной культуры по меньшей мере со времен Ксенократа.

...не находят во дни, а лишь в ночи. - Свойство, которое приписывалось и другим драгоценным камням.

...всех судит. Сам же никем не судим... — Ср. 1 Кор. 2:15, где это сказано о «духовном» человеке.

Кто из вас обличит Меня в грехе? — Ин. 8:46.

Народ, сидящий во тьме... — Мф. 4:16; ср. Ис. 9:2.

...Восток — имя Его. — Зах. 6:12 по переводу Септуагинты; в синодальном переводе — «имя Ему Отрасль».

Восходит звезда от Иакова. — Чис. 24:17 (пророчество Валаама).

...Иов, муж от востока солнца... — Ср. Иов 1:3, где о герое сказано, что он был «знаменитее всех сынов востока». Перед этим (1:1) в качестве родины Иова названа загадочная «земля Уц», которая отождествлялась с различными местностями от северной Месопотамии до Аравин включительно; но не было сомнения, что по отношению к Палестине, а тем более к греко-язычному средиземноморскому региону, страна эта расположена на восток.

...если ищете доказательства... — 2 Кор. 13:3 (цитата приведена с легким изменением текста).

...битый палками, в гонениях, в путешествиях, терпевший опасности на реках, опасности от разбойников, опасности от лжебратий... — Ср. 2 Кор. 11:23-26.