Жеста Доона де Майанс

La geste de Doon de Mayencе

Отнесение поэм к жесте Доона де Майанса1 скорее условное — здесь нет единой событийной линии, объединяющей поэмы цикла. Среди мятежных вассалов — героев этой жесты — Жирар де Руссильон, Ожье Датчанин, Рено де Монтобан2. Поэмы, посвященные этим героям, различны, хотя и обнаруживают некоторые общие моменты. Начнем с истории старшего из них, знаменитого Жирара де Руссильона.

Король Франции Карл3 и его вассал Жирар де Руссильон решили взять в жены дочерей византийского императора. Когда невесты прибыли ко двору, король предложил графу поменяться невестами. В результате Карл женился на младшей сестре, а Жирар — на старшей. За эту «сделку» король обещал дать Жирару поместье — графство Руссильон. Но после свадьбы Карл отказался выполнить обещание. Возмущенный Жирар восстал против короля. Так началась вражда, которая длилась несколько лет. Силы были неравны, и король вышел из борьбы победителем» Жирар был вынужден скрываться вместе со своей верной супругой Бертой в Арденнском лесу, где они влачили жалкое существование. После двадцати лет изгнания Берта обращается за помощью к своей сестре — королеве Франции. Последней удается выпросить у короля прощение Жирару и получить предназначенные для него владения. Под конец жизни Жирар де Руссильон и Берта удаляются в основанный ими монастырь.

Жирар де Руссильон является героем и ряда других французских эпических поэм. Мы встречаем это имя и в эпической песни о Рено де Монтобане, где он выступает таким же мятежным вассалом, как и три других его брата — Эмон де Дордон, Доон де Нантёйль и Бёв д'Эг- ремон. Видимо, непокорность этого семейства наследственна. Четыре сына Эмона — Рено де Монтобан, Ришар, Гишар и Аэлар — прибывают ко двору короля. Однажды юный Рено, играя в шахматы с сыном Карла Бертоле, выиграл партию у королевича. Последний с досады оскорбляет Рено, и тот, в состоянии крайнего возбуждения, убивает Бертоле. Рено и его братья вынуждены в спешке бежать из королевского дворца. Карл и его войско преследуют беглецов. Сыновья Эмона в конце концов получают убежище у Иона4, короля Гаскони. Рено женится на сестре Иона. Братья успешно помогают гасконскому королю в его борьбе с сарацинами, за что и получают от него разрешение построить замок Монтобан. Карл осаждает Монтобан, и Рено по очереди сражается с храбрейшими вассалами Карла — Роландом, своим двоюродным братом Ожье Датчанином — и даже с самим королем. Братьям помогает их родственник — волшебник Можис. И это не единственный помощник братьев. Самого Рено много раз «выручал» его умный конь Баяр. Отсюда и ненависть Карла к Баяру. Осажденные сыновья Эмона не могут вынести натиска франков.

Наконец Карл соглашается на «мирные» переговоры. Он ставит два непременных условия Рено: 1) выдачу ему Баяра и 2) паломничество Рено в Палестину. Рено вынужден принять требования Карла. По приказу короля Баяру привязывают к шее мельничный жернов и бросают в реку Маас (франц. Мёз). Но необыкновенный конь на лету разбивает передними копытами тяжелый камень и переплывает реку. Баяр устремляется в Арденнский лес, где он, по преданию, живет до сих пор. Сам Рено отправляется в путь и по дороге совершает подвиги воинской доблести. Конец жизни Рено своеобразен. Он посвящает себя строительству собора Св. Петра в Кёльне, где он работает простым каменщиком. Его собратья, завидуя огромной силе Рено, убивают его и бросают в Рейн. С убитым Рено происходят чудеса, и он объявляется святым. Это сказание о Рено де Монтобапе чрезвычайно популярно во Франции. Его неоднократно перерабатывали как в стихах, так и в прозе. До сих пор позднейшая переработка сказания о Рено, известная под названием «Четыре сына Эмона», пользуются любовью и вниманием французского народа.

История Ожье Датчанина напоминает нам одно печальное событие из жизни Рено, с которого, собственно говоря, и начались его злоключения. Вот что об этом повествует самая древняя версия из сохранившихся поэм об Ожье Датчанине5.

Карл Великий победил датского короля Жоффруа, который признал себя вассалом короля франков. Сын Жоффруа, юный Ожье, был отдан франкам и находился в Сен-Омере при дворе Карла Великого. Однажды Жоффруа нанес Карлу тяжелый урон: он оскорбил послов короля Франции. Карл Великий приходит в ярость и велит обезглавить заложника. Король непреклонен. Он не слушает ни просьб, ни уговоров королевы и баронов. И казалось бы гибель Ожье неминуема, как вдруг из Рима прибывают послы. Они просят помощи Карла, просят защитить Рим от окруживших его язычников. Карл решает отложить казнь и взять Ожье с собой. Во время итальянской кампании Ожье Датчанин совершает чудеса боевой доблести. Карл не может не оценить достоинств юного заложника и сам посвящает его в рыцари на поле боя. Благодаря Ожье Рим спасен.

Последуем за Ожье в столицу эпической Франции город Лаон. В королевском дворце сын Ожье Датчанина играет в шахматы с Шарло, сыном императора Карла. Шарло проигрывает партию и в ярости убивает сына Ожье (почти аналогичный эпизод имеется в поэме «Рено де Монтобан»). Тут появляется Ожье Датчанин и завязывается борьба, в которой он убивает племянника короля. Ожье вынужден бежать. Он находит приют у короля лангобардов Дидье (Дезидерия)6. Карл Великий объявляет лангобардам войну и одерживает над ними победу. Несмотря на все свое мужество, Ожье не может оказаться победителем, и он снова вынужден бежать. Доведенный до отчаяния невзгодами и несправедливостью, Ожье совершает страшный поступок: он убивает двух ни в чем не повинных друзей, Ами и Амиля, возвращающихся из Рима, куда они ходили преисполненные благочестия. Ожье укрывается в своем замке Кастельфор. Карл снова окружает Ожье. Осада длится семь долгих лет. Ожье теряет одного за другим своих воинов. Наконец он остается совсем один в осажденном замке. Чтобы франки йе догадались о его бедственном положении, он смастерил из дерева воинов, одел их в доспехи и поставил у крепостной стены. Наконец ситуация становится критической. Все припасы подходят к концу. Ожье покидает осажденную крепость. Устав от нескончаемых боев и лишений, Ожье засыпает среди луга. Проезжавший мимо архиепископ Реймса Турпин узнает спящего Ожье и увозит его с собой. И снова семь долгих лет Ожье томится в неволе. Турпин старается изо всех сил скрасить существование Ожье, но вернуть ему свободу архиепископ не в состоянии.

И снова враги напали на Францию. Только один Ожье может спасти страну. Однако Ожье ставит непременное условие: выдать ему для расправы виновника своих бедствий — Шарло. Но в тот момент, когда Ожье собрался обезглавить королевича, его остановил голос свыше. Ожье отпускает Шарло и снаряжается в бой. Сражение выиграно, французы торжествуют. Карл Великий осыпает Ожье милостями. Конец жизни Ожье Датчанин, как и многие центральные герои французского эпоса, проводит в монастыре.

Рассмотренные три эпические поэмы, относимые к жесте Доона де Майанса, обнаруживают много общего. Герои связаны между собой не только узами родства, но и характером происходящих с ними событий. Оскорбленные королевской властью, ущемленные в своих правах, они ожесточаются и ведут упорную борьбу с королем, воплощением несправедливости с их позиции. Эта многолетняя вражда заканчивается примирением и оказанием, как правило, весьма значительных услуг королю. Король воздает должное своим вассалам, некогда бывшим мятежными, но потом ставшими преданными ему. Последние годы жизни героев также проходят однотипно — в монастыре, построенном в большинстве случаев самим эпическим героем. Вероятно, этот весьма распространенный эпизод является позднейшей интерполяцией. Уж очень мало соответствует поведение героев, особенно Ожье Датчанина, его набожной кончине.

И еще одно очень важное обстоятельство сближает эти, да и не только эти, старофранцузские эпические поэмы: историческая канва повествования. Не только сами герои в большинстве случаев были историческими лицами, но и факты их «эпической» биографии, их поступки и дела во многом историчны. Известно о существовании Ожье, о его борьбе с Карлом Великим, о том, что он похоронен в городе Mo, в монастыре которого эпический Ожье провел последние годы жизни. Исторический король Гаскони Эудон (эпический Ион) сражался как с франками во главе с Карлом (Мартеллом), так и с арабами (эпическими сарацинами). Жирар де Руссильон также имел исторический прототип, жену которого тоже звали Бертой. Этот исторический фон в процессе бытования эпических сказаний «обрастает» эпическими фактами, событиями, преувеличениями и т. д., столь характерными для произведений традиционного жанра. Развитию эпических сказаний немало способствовали и жонглеры, перерабатывая, видоизменяя, а иногда и сочиняя поэмы об эпических героях. Постепенно складывались эпические циклы. Сначала существовали песни об отдельных героях или событиях. Затем эти сказания стали «притягивать» к себе другие эпические песни, посвященные другим эпизодам из жизни воспеваемых героев или событиям, связанным с предками или потомками центральных эпических персонажей; В процессе своего исторического развития жесты расширялись преимущественно по линии включения описания событий и по генеалогическому принципу.7

  • 1. Майанс происходит от фр. названия (Мауепсе) города Майнца (нем. Mainz).
  • 2. Основные действующие лица жесты Доона де Майанса — это сыновья Эмона, и прежде всего Рено де Монтобан. Тексты, относящиеся к данной жесте, следующие: «Доон де Майанс», «Гофрей», «Юность Ожье», «Боевые подвиги Ожье», «Доон де Нантёйль», «Ги де Нантёйль», «Тристан де Нантёйль», «Герцогиня Париза», «Можис д'Эгремон», «Вивьен л'Альмасор де Монбранк», «Рено де Монтобан» и др.
  • 3. В данном случае речь идет не о Карле Великом, а о его деде — Карле Мартелле.
  • 4. Эпический Ион, король Гаскони, имеет прототипом исторического Эудона, жившего в VIII в.
  • 5. Имеется в виду произведение Рэмберта Парижанина, которое, в свою очередь, является сплавом более ранних эпических поэм.
  • 6. Исторический Дезидерий, последний король лангобардов (VIII в.). Карл Великий был женат на его дочери — Дезидерате, но вскоре с ней развелся. По просьбе римского папы Адриана I Карл выступил против Лангобардии и одержал победу над Дезидерием, владения которого были присоединены к Франции.
  • 7. З.Н. Волкова. Эпос Франции. Наука, 1984