Цикл Гуона Бордосского

Микроцикл Гуона Бордосского сконцентрирован вокруг основной одноименной поэмы, возникшей, видимо, в первой четверти XIII в. Как и полагалось во «второй жесте» (т.е. «Жесте Доона де Майанс»), эта поэма начинается с рассказа о ссоре героя с императором Карлом. Но это лишь отправная точка повествования, ибо основное действие поэмы протекает на Ближнем Востоке, куда вынужден отправиться Гуон, где он путешествует, ввязывается в местные конфликты, заводит роман с дочкой тамошнего эмира Эсклармондой, откуда он возвращается на родину с еще более неожиданными и феерическими приключениями.

Носителем сказочного начала выступает в поэме чародей Оберон. Он назван здесь сыном Юлия Цезаря и феи Морганы, сестры короля Артура. Вскоре после создания поэмы «Гуон Бордосский» возникла небольшая поэма «Оберон» как пролог к основному произведению цикла. В ней фантастическая генеалогия Оберона уточняется и усложняется.

Продолжением «Гуона Бордосского» стала целая череда поэм. Поэма «Эсклармонда» посвящена новым, уже совершенно невероятным путешествиям и приключениям Гуона и его жены. Но повод к ним — опять конфликт с Карлом: Гуон убивает одного из племянников императора, и последний берет Бордо в плотное кольцо осады. Гуон тайно покидает город в поисках подмоги и пускается в свои увлекательные и опасные странствования.

Фрагменты поэмы «Гуон, король Волшебной страны» содержатся в одной из рукописей, включающих и другие произведения этой ветви цикла. Здесь рассказывается о совершенно фантастических приключениях героя. Эта поэма, отдельные части которой плохо связаны между собой, не может занять какое-то точное место в хронологической канве микроцикла. Правильнее было бы сказать, что она развивает некоторые его мотивы и как бы параллельна его основной сюжетной линии. К тому же правомерность ее выделения как самостоятельного произведения подчас оспаривается, ибо ее можно рассматривать как составную часть поздней переработки исходной поэмы.

Напротив, поэмы «Кларисса и Флоран» и «Песнь о Годене» хорошо стыкуются с поэмой «Эсклармонда». Посвященные соответственно дочери и сыну Гуона, они рассказывают о судьбах молодых людей, обрисованных на фоне соперничества различных феодальных клик, в борьбу которых нередко втягиваются и сарацины.

Завершением микроцикла является поэма «Ида и Олива». Ее героиня Ида, внучка Гуона Бордосского, вынуждена спасаться от инцестуальных преследований ее отца Флорана. Переодетая в мужское платье, она появляется при дворе германского императора и внушает страстную любовь его дочери Оливе. Ида показывает чудеса храбрости и воинской сноровки и спасает Рим от нашествия язычников. Божественное вмешательство превращает Иду в мужчину и позволяет жениться на Оливе.

Поэма «Гуон и Калисса» является обширной вставкой (около 2500 стихов) в одной из поздних рукописей исходной поэмы и рассказывает о путешествии героя в Ирландию, где он становится предметом любви дочери ирландского короля.

В прозаических компиляциях появилось еще одно произведение — роман «Круассан» — о сыне Иды и Оливы, часто упоминающемся в поэме о этих своеобразных супругах. Но произведение это относится уже к совсем иной эпохе и никогда не было предметом эпической циклизации.1

Поэмы цикла:

«Гуон Бордосский» (Huon de Bordeaux)

Датируется концом XII — началом XIII вв. У поэмы есть пролог («Оберон») и продолжения («Эсклармонда» и др.). Поэма написана десятисложным ассонансированным стихом, насчитывает 10553 стихотворных строки.

Поэма рассказывает, как приближенный Карла Великого Амори де Вьесмес восстанавливает императора против Гуона Бордосского, распуская клеветнический слух, что тот затеял бунт. Карл призывает Гуона ко двору. На его пути Амори устраивает засаду. В завязавшейся схватке оказывается убитым сын императора. Карл устраивает судебный поединок между Амори и Гуоном, и последний на нем побеждает. После этого император посылает Гуона в Вавилон с целым рядом странных поручений-испытаний. Тот отправляется в путь. Брат Гуона Жирар остается в Бордо. По дороге Гуон попадает в феерическую страну Оберона. Тот дает ему чудесный рог и затем по звуку этого рога всегда приходит ему на помощь. Однажды Гуон теряет свой рог и попадает в темницу. Но в него влюбляется дочь эмира Эсклармонда и мирит его с отцом-эмиром. Побывав в далеких краях, Гуон пускается в обратный путь. На нем его также ждет немало приключений. По возвращении он узнает, что Жирар завладел его землями. Гуон обманывает Карла, говоря, что поручения не выполнил. От наказания его спасает Оберон.

«Гуон Бордосский» (Huon de Bordeaux) — более поздняя переработка поэмы. Датируется XV в. Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом.

 

«Гуон и Калисса» (Huon et Calisse)

Датируется XIV в. Является продолжением поэмы «Гуон Бордосский». Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом.

Поэма рассказывает о любовной связи Гуона и дочери короля Ирландии Калиссы. В эту авантюру герой ввязывается вопреки советам Оберона, что приводит к тому, что Гуон едва не погибает и подвергается многим опасностям. Только разрыв с Калиссой спасает героя от неминуемой смерти.

 

«Ида и Олива» (Yde et Olive)

Датируется XIII в. Является одним из продолжений поэмы «Гуон Бордосский». Поэма написана десятисложным ассонансированным стихом; насчитывает 2237 стихотворных строк.

Поэма рассказывает о том, как в родах умирает дочь Гуона Бордосского Кларисса, произведя на свет дочь Иду. Когда та подросла, к ней с инцестуальными намерениями начинает приставать родной отец, Флоран. Ида, переодевшись в мужское платье, бежит ко двору германского императора. Там она внушает любовь императорской дочке Оливе. Ида покрывает себя славой, освобождая от сарацин Рим. По божьему волеизъявлению Ида превращается в мужчину и сочетается браком с Оливой. От этого союза рождается Круассант.


«Кларисса и Флоран» (Clarisse et Florent)

Датируется XIII в. Является одним из продолжений поэмы «Гуон Бордосский». Поэма написана десятисложным ассонансированным стихом, насчитывает 2702 стихотворных строки.

Героиней поэмы является дочь Гуона Кларисса. К ней сватаются короли Англии и Венгрии, но она отдает предпочтение Флорану, сыну короля Гарена Арагонского. Клариссу похищают, она попадает в руки сарацин, но ее спасает один из приближенных короля Арагона. Однако Гарен против этого брака, и молодые влюбленные пускаются в бегство. Они попадают в сарацинский плен, их заточают в башне крепости Альфалерн, но им удается спастись. Является с большой армией Гуон. Это кладет конец всяким препятствиям этому браку, а заодно и вражде Арагона и Наварры (Гарен было соглашался на брак сына при условии, что тот вызовет на поединок наваррского короля и победит его, но когда Флоран это выполнил, от обещания своего отказался). Теперь Гарен мирится с сыном, и молодые празднуют свадьбу.

 

«Оберон» (Auberon)

Датируется 1260—1311 гг. Поэма написана рифмованным десятисложным стихом; насчитывает 2468 стихотворных строк.

Поэма является прологом «Гуона Бордосского». В ней рассказывается об Иуде Маккавее, о его вражде с одним королем, о женитьбе, рождении дочери Брюнехальты. Когда ей исполняется семь лет, ее похищает чудесный олень. Брюнехальта становится чем-то вроде волшебницы. К ней сватается император Цезарий; от этого брака родится Юлий Цезарь. Его женят на Моргайте, сестре короля Артура. У них родятся близнецы — Оберон и Георгий. Оберон, достигнув семи лет, перестает расти. Он наделен даром волшебства. Далее рассказывается о рождении Иисуса Христа. С ним встречается Георгий. После смерти Юлия Цезаря Георгий ему наследует. Оберон живет сотни лет вместе с Брюнехальтой и Моргантой. Один великан похищает у него его волшебный шлем. Брюнехальта предсказывает, что родившийся в Бордо ребенок, которого назвали Гуоном, отомстит великану.

 

Песнь о Годене» (Chanson de Godin)

Датируется XIII в. Поэма написана десятисложным, частично рифмованным, частично ассонансированным стихом; насчитывает 10521 стихотворную строку.

Поэма является завершением цикла. Ее героем выступает сын Гуона Бордосского Годен. Он был сразу же после рождения похищен сарацинами. Его воспитывают и посвящают в рыцари при дворе эмира. Юноша принимает участие в нескончаемых войнах между представителями двух кланов. Они заканчиваются чудесным вмешательством магических сил, дарующих успех Гуону и его сторонникам. Часть противников Гуона несут заслуженное наказание, остальные сарацины принимают христианство.

 

«Эсклармонда» (Esclarmonde)

Датируется XIII в. Поэма написана десятисложным ассонансированным стихом; насчитывает 3481 стихотворную строку.

Поэма является продолжением «Гуона Бордосского». В поэме рассказывается, как Гуон был осажден войсками Карла. Гуон отправляется искать помощи и проделывает морское путешествие и посещает ряд восточных стран, где с ним происходит немало фантастических приключений. В них частично участвует и его жена Эсклармонда. По возвращении во Францию они встречают в Клюни их дочь Клариссу. Тем временем с помощью волшебника Оберона осада Бордо успешно отражена, и Гуон возвращается в родной город.

«Эсклармонда» (Esclarmonde) — более поздняя редакция поэмы. Датируется началом XV в. Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает 2547 стихотворных строк.2

  • 1. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики
  • 2. Там же (Приложение).