Песнь о крестовом походе
(«Quod spiritu David precinuit…» СВ 48 (24))
Воззвание к крестовому походу для отвоевания Иерусалима, который был завоеван крестоносцами в 1099 г., но вновь отбит Саладином осенью 1187 г. Крестовый поход состоялся в 1189–1190 г. (в нем участвовали Ричард I Английский, Филипп-Август Французский и Фридрих Барбаросса), но закончился безуспешно. В промежутке между этими событиями и написано стихотворение. Оно отличается стройной композицией (строфы группируются 2 + 2 + 1), выдержано в строгом библейском стиле и пронизано сквозной рифмовкой 1–4 строф, меняющейся в 5 строфе (в переводе сделана попытка заменить эту рифмовку ассонансами сперва на «о», а потом на «е» и «а»). Припев — начало псалма 67.
1. Пророчество псалма Давидова
Сбывается1
Воочию волею господа,
Чей гроб святой глумленью предали
Неверные!
Кто кровь точил сквозь раны гвоздные,
Кто нес за нас горести скорбные,
Кто к горьким нам явился подлинно
Всемилостив,
За род людской взойдя на крест святой, —
Да воскреснет бог!
2. Да воскреснет бог на горе ворогу,
Которому
Днесь отдал он святыню гробную,
Кто к горьким нам явился подлинно
Всемилостив,
За род людской взойдя на крест святой!
Двух древ, двух дров лишась в дни оные,
В тоске о том плакалась вдовая
Сарептянка,
И длится скорбь,2 доколь не снищет вновь.
Да воскреснет бог!
3. Мать, стонучи над мертвым отроком,3
Ни в посохе Гиезия не знала помощи;
Но се взошел муж Елисей-пророк
И к матери
Усопшего из гроба поднял вновь.
О, вновь бы, вновь муж Елисей-пророк
Взошел помочь роду греховному,
Да крест святой
Воротится в дом церкви божией!
Да воскреснет бог!
4. Да бодрствует в Христовом воинстве
Всяк муж честной,
Упрочивший крестом плечо свое!
Пришел тот срок, в который господу
Угодно есть
Того спасти, кто примет крест святой.
Да вспомнит всяк, в коей порочности
Простерт наш род, ко скорби господа,
И вскаявшись,
Да примет крест и в нем спасение!
Да воскреснет бог!
5. Воскрес, воскрес! и се повелено
Воскреснуть нам
И смелостью ему последствовать!
Не с тем ли он и предал нехристям
Ерусалим,
Чтоб с нас наш грех сняли мы, ратуя?
Он сам, он сам в праведной ярости
Попрал бы в прах полчища вражии
Без наших сил,
Но нам он дал знамя спасения —
Да воскреснет бог!
- 1. Пророчество псалма Давидова Сбывается... — Пс 73, 7: «враги твои... предали огню святилище твое, совсем осквернили жилище имени твоего...» и Пс 78, 1: «Боже! язычники пришли в наследие твое, осквернили святый храм твой, Иерусалим превратили в развалины...»
- 2. ... плакалась вдовая Сарептянка, И длится скорбь... — Согласно Библии (3 Царств 17, 8—14), пророк Илия по божьему велению пришел к вдове из Сарепты, собиравшей дрова для очага и боявшейся потерять хотя бы два полена; в новозаветной символике эти два полена символизируют Христов крест.
- 3. Мать, стонучи над мертвым отроком... — По рассказу в 4 Царств 4, 18—37 (тематически перекликающемуся с продолжением рассказа об Илии, использованного в предыдущей строфе), мать-сонамитянка, потерявшая сына, сперва искала его воскрешения у Гиезия, ученика пророка Елисея, коснувшегося покойника Елисеевым жезлом, но тщетно, а потом у самого пророка, воскресившего отрока поцелуем.