Вальтер Шатильонский. «Я, недужный средь недужных...»

(«Licet eger cum egrotis…» СВ 8 (71))

Сохранилось в 10 рукописях различной полноты и с различным порядком строф. Стиль преимущественно библейский, античных реминисценций мало (одна из них, очень изысканная — горациевский образ «не могу быть ножом, так буду оселком» — к сожалению, выпала в переводе начальных строк).

1. Я, недужный средь недужных,
И ненужный средь ненужных,
Всем, от вьюжных стран до южных
Глас посланий шлю окружных:
Плачьте, плачьте, верные, —
Церкви нашей скверные
Слуги лицемерные
С господом не дружны!

2. Кто, прельщенный звоном денег,
Иль диакон, иль священник,
Утопая в приношеньях,
Погрязая в прегрешеньях,
В путь идет заказанный,
Симоном указанный, —
Тот, да будет сказано, —
Гиезит-мошенник!1

3. Мир над клиром так глумится,
Что у всех краснеют лица;
Церковь, божия девица,2
Стала уличной блудницей;
Таинства церковные,
Благодать духовная, —
Скоро все в греховные
Деньги превратится!

4. Только то зовется даром,
Что дается людям даром;
Если станет дар товаром —
Будь виновник предан карам!
Он, склоненный ложию
К идолов подножию,
Будь из храма божия
Выброшен ударом!

5. Кто подвержен этой страсти,
Тот не пастырь ни отчасти:
Он не властен и во власти,
Он покорен сладострастью.
Алчная пиявица,
Как жена-красавица,
Папским слугам нравится,3
К нашему несчастью!

6. Молодые наши годы
Видят в старости невзгоды;
Мы боимся: без дохода
Пропадет для нас свобода;
Нас пугает скудное —
Мы впадаем в блудное:
Такова подспудная
Смертная природа.

7. И помазанье святое
Продают тройной ценою;
И старик под сединою,
Деньги взяв, бодрится втрое:
Старцы обветшалые,
Словно дети малые,
Предаются, шалые,
Сладкому запою.

8. Таковы теперь натуры
Тех, кто ждут инвеституры,4
Нежат тело, холят шкуры,
Славословят Эпикура —
Насладясь богатствами,
Пресыщаясь яствами,
Чванятся над паствами,
Не стыдясь тонзуры!

  • 1. Гиезит-мошенник! — Отрок Гиезий, слуга пророка Елисея, пытавшийся брать взятки с тех, кого благодетельствовал его хозяин (4 Цар 5, 20 ел.), считался, наряду с Симоном Волхвом, зачинателем симонии; упоминается он, однако, реже и, главным образом, в порядке ученого щегольства.
  • 2. Церковь, божия девица... — «Церковь — невеста божия» — традиционный образ, восходящий к аллегорическому толкованию «Песни песней».
  • 3. Алчная пиявица... Папским слугам нравится. ..— Ср. Притчи Соломоновы 30, 15; «у ненасытимости две дочери: «давай, давай!» (по традиционному толкованию — роскошь и алчность).
  • 4. Инвеститура — посвящение в епископский или архиепископский сан.
(На сенсорных экранах страницы можно листать)