Рассказ о фальшивой монете

Баллада, распространявшаяся в виде «летучего листка», — своего рода стихотворная прокламация. «Порча денег», как порождение войны, — излюбленная тема народной поэзии 1618—1648 годов. В выпуске фальшивой монеты народные певцы прямо обвиняли германских правителей — и не без основания. Так в 1619 году из обращения были изъяты настоящие деньги и заменены посеребренными медными монетами.

Итак, грядет последний час!
Вотще предупреждали нас
Христолюбивые пророки:
«За ваши грязные пороки,
За то, что вы презрели труд,
Вас призовут на Страшный суд!»
И все слилось в едином плаче...
А разве быть могло иначе,
Коль в наши злые времена
Спит совесть, вера казнена,
Убита честь, любовь распята,
Коль брат готов зарезать брата
И нет святого ничего?
 

Вокруг — сплошное воровство,
Добро и набожность в загоне...
Кто станет думать о законе,
Когда везде, и там и тут,
Все — лихоимцы, все — крадут,
Причем свершают похищенья
Почти без всякого смущенья!
 
Да, в наш благословенный век
Покинут богом человек
За то, что сам забыл о боге...
Шел некий странник по дороге.
Глядит: ему навстречу — воз.
Тьфу, пропасть! Смилуйся, Христос!
Четыре лошади в упряжке
Груз волокут безмерно тяжкий,
Плетутся, бедные, едва...
Крича похабные слова,
Нещадно лупит их возница.
Решил наш друг остановиться.
«Эй, кум! Ответь-ка на вопрос:
Каким добром гружен твой воз?
Овсом или иным товаром?» —
«Да что вы! Просто хламом старым!
Взгляните на мое добро:
Вот здесь дырявое ведро,
Вот медный таз с пробитым днищем,
Кофейник, выброшенный нищим,
От чьей-то шпаги рукоять,
Подойник, ржавая кровать,
Гвоздь, что торчал в трехногом стуле,
Подкова, крышка от кастрюли,
Видавший виды котелок
И прочий скарб...» — «Постой, милок!
На кой он леший, хлам тот ржавый?» —
«Для процветания державы!
Любой означенный предмет
Идет на выделку монет:
Перекуют да переплавят,
Чуть позолотою приправят
И пустят с ходу в оборот,
Чтоб одурачивать народ». —
«Да это ж противозаконно!» —
«Какие могут быть законы,
Когда имперская казна
Давно исчерпана до дна?
Ее война опустошила.
Тут власть верховная решила:
В такие дни и хлам хорош.
Мы наречем дукатом грош!
Авось при помощи подлога
Мы ублажим народ немного
И перебьемся как-нибудь...»
 
«Гм... Я улавливаю суть.
Но есть ли прок в такой затее?» —
«А как же, сударь! Богатеи,
Откупщики-ростовщики
Наполнят золотом мешки.
Ведь генералам и вельможам,
Проклятым кардинальским рожам
Война родителей родней.
Ох, наживаются на ней!
А сколько новоиспеченных
Безмозглых неучей ученых,
Шальному радуясь деньку,
Гребут лопатами деньгу.
Скупают эти благородья
Дома, поместья и угодья,
Зато мастеровой народ —
Тот с голодухи так и мрет,
И мужиков война раздела...
Да что тут скажешь? Плохо дело!
Ну, впору прямо в петлю лезть.
И все ж, браток, спасенье есть.
Тут надобно взглянуть пошире:
Беда — в войне, спасенье — в мире.
Мир, словно врач, излечит хворь.
Смекнул? Приход его ускорь!
Тогда фальшивую монету
Мы всем народом кинем в Лету —
И все невзгоды сгинут прочь.
Молюсь об этом день и ночь!..»