Почему петушок стоит на крыше

(«Multi sunt presbyteri, qui ignorant, quare…» «Analecta hymnica», XXXIII)

Популярное стихотворение; примыкает к вагантским по форме строфы и характерно для той их близости к низшему духовенству, о которой говорилось во вступительной статье. В христианские сказания петух входит, начиная с рассказа об отречении апостола Петра; изображения петуха на церквах появляются, начиная с IX в.; первая аналогия между петухом и добрым священником в литературе — у Гонория Отенского в XII в.; к XIII в. эта символика уже становится общим местом. См. подробную статью: А. Стефанович. Петух на готическом соборе, в сб. «Средневековый быт». Л., 1925, стр. 273–279.

1. Многие священники недоумевают,
Что на божьих храминах петушки бывают.
Я причину этого вам открою сразу,
Если слух преклоните к моему рассказу.

2. Петушок, предивное божие творенье,
Доброго пресвитера есть изображенье.
Души христианские под его покровом,
Он не даст к ним доступа дьяволовым ковам.

3. Петушок, воздвигнувшись над крестом церковным,
Тянет шею по ветру знаменьем условным.
Так священник бдительный, ставлен над приходом,
Неусыпно бодрствует над своим народом.

4. Но и то нам ведомо, что порой на спице
Слишком непоседливо петушок вертится.
Так иные пастыри, суетой объяты,
Небрегут противиться козням супостата.

5. Петушок над курами истинный властитель,
Их благополучия сторож и блюститель.
Так и пастырь истинный угождает богу,
Души паствы страждущей опекая много.

6. Петушок, на зернышки курочек скликая,
Угощает избранных первыми из стаи.
Пусть берут священники с этого примеры,
Насыщая алчущих хлебом правой веры.

7. Приступая к пению в час ночной глубокий,
Петушок, усердствуя, бьет крылами в боки.
Так себя священники прежде очищают,
После же — внимающих речью просвещают.

8. Словно царь, короною петушок украшен,
Словно рыцарь, шпорами недругам он страшен.
К старости он перьями золотыми блещет.
Запоет петух в ночи — лев пред ним трепещет.

9. Так на паству пастыри устремляя взоры,
Неусыпно вялого подбодряют шпорой,
Укрепляют слабого силой божья слова
И достойны царского блеска золотого.

10. И как льва петуший глас в бегство обращает,
Так и дьяволову рать звонкий расточает,
Особливо ежели тот петух есть белый:
Это аллегория; верьте ей всецело.

11. Белизна есть чистота в добром иерее!
Нравом кроток, сердцем чист, людям он милее.
Непорочность пастыря — господу отрада:
Ею он и пагубен черным силам ада.

12. Бдит петух над женами, коих очень много —
В ком не видит верности, ту накажет строго.
Так священник борется сколь возможно строже
С теми, кто святой закон преступает божий.

13. Василиск рождается из яиц петушьих1
Так гнездятся демоны в человечьих душах,
Если не рачительны пастыри в опеке
Об искоренении скверны в человеке.

14. Петушок, вечерний час с курами встречая,
Возвышает на насест и себя и стаю,
Чтоб потом во тьме ночной, чуть пора приспела,
Призывать радеющих к божиему делу.

15. Так и пастырь, помнящий о своем приходе,
Возвышает прихожан от земных угодий,
Указуя горний путь к божиему крову,
Дабы встретить, бодрствуя, Жениха ночного.

16. Таково значение в петушке на спице:
Сей урок преподанный в нас да сохранится!
Чаще повторяй его! Так орех муската,
Перемолот, выдохнет больше аромата.

17. Будь, священник искренний, как петух исправен;
Неусыпен в бдении, в жизни добронравен;
Чтя и проповедуя и свершая требу,
Чувствием и помыслом устремляйся к небу.

  • 1. Запоет петух… лев пред ним трепещет… Василиск рождается из яиц петушьих. — Поверья о том, что петуший крик пугает льва и что петух может снести яйцо, из которого вылупляется чудовищная змея василиск, — античного происхождения.
(На сенсорных экранах страницы можно листать)