Джон Гей

Джон Гей (John Gay, 1685—1732), английский поэт и драматург. Среди его первых поэтических опытов — стихотворение «Вино» («Wine», 1708), комическая поэма «Сельские досуги» («Rural sports», 1713), отразившая влияние А. Попа. Успех имел цикл иронических пасторалей «Пастушеская неделя» («The shepherd’s week», 1714), пародийно переосмысливавших «Календарь пастуха» Э. Спенсера. Наибольшую известность поэту принесла «Опера нищего» («The beggar’s opera», 1728), созданная в новом жанре балладной оперы и сочетавшая пародию с социальной сатирой; её тема — связь между представителями закона и преступным миром — была подсказана автору Дж. Свифтом. Продолжением стала балладная опера «Полли» («Polly», 1729). По мотивам этих произведений создана «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта. Гей — автор комической поэмы «Тривия, или Искусство прогулок по улицам Лондона» («Trivia, or The art of walking the streets of London», 1716), написанной в подражание Дж. Свифту; либретто к оратории Г. Ф. Генделя «Ацис и Галатея» («Acis and Galatea», 1718). Очень популярны были басни Гея («Fables», vol. 1-2, 1727-38), известные в России по прозаическому переводу с 1783 года.

Джон Гей. Опера нищего

The Beggar's Opera

«Опера нищего» (или «Опера нищих») — первый образец жанра балладной оперы, популярного в Англии и США на протяжении двух столетий. В качестве музыки для арий, помимо народных баллад  и бытовых мелодий, поскольку это был пародийный жанр, могли использоваться оперные арии и церковные гимны.

Джон Гей. Басни

В Англии басни Дж. Гея признаны высочайшим образцом жанра. Первый сборник из 50 его басен вышел в 1727 г., второй, из 17 басен — в 1738, и за последующие полторы сотни лет они издавались свыше трехсот пятидесяти раз1, оставаясь до конца XIX века хрестоматийным материалом в английской школе.

* * *

Перевод Евг. Фельдмана