Джон Гей. Опера нищего
The Beggar's Opera
«Опера нищего» (или «Опера нищих») — первый образец жанра балладной оперы, популярного в Англии и США на протяжении двух столетий. В качестве музыки для арий, помимо народных баллад и бытовых мелодий, поскольку это был пародийный жанр, могли использоваться оперные арии и церковные гимны.
30 августа 1716 года Джонатан Свифт написал письмо Александру Поупу, в котором высказал идею написать «ньюгейтскую пастораль»1, действие которой происходит среди проституток и воров. Идеей воспользовался Джон Гей. «Опера нищего» стала одновременно сатирой на всю политическую систему Англии начала XVIII века: «Высшие и низшие круги, — писал Гей, — так похожи в моей пьесе, что трудно решить, подражают ли знатные джентльмены джентльменам с большой дороги, или джентльмены с большой дороги подражают знатным господам». Одновременно «Опера нищего» была пародией на модную в то время в Лондоне итальянскую оперу, присущие ей штампы и бессодержательность либретто. Так, «Нью-Йорк Таймс» писала о постановке: «Гей написал скорее анти-оперу, чем оперу».
Либретто оперы написал Дж. Гей. И. К. Пепуш, немецкий музыкант, обосновавшийся в Англии, считается одним из авторов 69 песен, звучавших в спектакле. По традиции ему приписывается аранжировка и всех остальных песен, основанных на народных мелодиях — английских, ирландских, шотландских и французских, а также на сочинениях Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, Дж. Бонончини и других оперных композиторов. Премьера «Оперы нищего» состоялась в театре Линкольнс-Инн-Филдс 29 января 1728 года. Опера выдержала 62 представления — и к тому времени это был самый длинный цикл представлений в истории английского театра. Пьеса пользовалась такой популярностью, что в 1730 году была напечатана колода игральных карт, посвящённая этому произведению.
«Опера нищего» стала самым большим успехом Гея, с этого времени она почти не теряла популярности. В 1920 году опера была возрождена Музыкальным театром Хаммерсмит и выдержала 1463 представления. Это был один из самых длинных циклов представлений в истории музыкального театра того времени.
На сюжете «Оперы нищего» Гея основан сюжет созданной в 1928 году «Трёхгрошовой оперы» Бертольта Брехта. В свою очередь, обе пьесы стали основой для бразильской «Плутовской оперы» (Ópera do Malandro), написанной Шику Буарке (Chico Buarque) в 1978 году, в которой действие разворачивается в начале 1940-х годов в Рио-де-Жанейро.2
* * *