Безымянные латинские басни

ЗАЯЦ И ОЛЕНЬ

Заяц увидел оленя с прекрасными его ветвистыми рогами и начал сетовать пред Юпитером на свою долю: и слабый-то он, и убогий, и никто его не боится, поэтому-де он просит дать ему для красы и для защиты такие вот рога, как у оленя. Сказал ему Юпитер, что тяжелы они и не справится он с ними. "Ничего,- отвечал заяц,- отлично справлюсь я с такими рогами". Тогда, по велению Юпитера, выросли у него на голове рога, огромные и ветвистые. Но тут и оказалось, что под тяжестью их заяц не мог уже бегать: попался он пастухам, и они его убили.
Так многие жаждут многого и чают найти в нем себе почет, а обретают невзгоды и смерть.

СОБАКА НА СЕНЕ

Многие люди жалеют для других даже то, что не надобно им самим; и хоть от собственного добра им нет никакого проку, все же они чужих к нему не подпускают. Послушай об этом басню.
Жадная собака лежала в закуте, полном сена. Шли мимо быки, но она им не давала ухватить ни клочка, скаля большие зубы. И сказали ей быки: "Нехорошо ты делаешь, коли жалеешь для нас то, что тебе все равно не по нутру. Ведь сама ты сено есть не можешь по природе своей, а нам его есть не даешь". И подобно этому, она держала кость в пасти, сама ее разгрызть не могла и другим собакам не давала.
Басня показывает, что нелегко избавиться от зависти. С трудом ее можно унять, но совсем искоренить нельзя.

ВОР И ДЬЯВОЛ

Спал вор в терновнике под белым терновым кустом, и приснилось ему, что перед ним стоит дьявол. Проснулся он, оглянулся и видит: кто снился, тот уже наяву перед ним стоит.
И говорит ему дьявол: "Любезный друг, верность твоя безгранична, и я знаю, что не напрасно к тебе благосклонен: и пути твой, и дела твои достойны моей милости. И если ты будешь и впредь таков, в помощи моей не будет тебе отказа: призови только мое имя, и всюду пройдешь безопасно". Вор от таких речей обнаглел, еще хуже стал разбойничать, и так как о хозяине своем он не забывал, то всюду был ему успех. Но вот наконец он попался, и предстал перед судом, и был осужден, и повели его в колодках на казнь, которая ждет воров; и тут-то, когда волокли его жестоко и грубо, снова он воззвал к дьяволу, ибо на дьявола была вся его надежда. Предстал вызванный и говорит: "Здесь я: не сомневайся!" Вот пришли они к месту казни, и снова вор воззвал к своему господину; а господин всех казнимых опять говорит: "Будь терпелив: терпение все превозмогает!" Вот уже захлестнули ему веревкой горло, и в третий раз воззвал он к своему защитнику с такими словами: "В беде познается истинный друг: ты видишь, где я и что со мной, подай же мне помощь во имя того белого тернового куста, что был свидетелем и залогом нашего союза". А дьявол на это: "До сих пор воевал ты спокойно, с нашею помощью; а теперь неплохо было бы посмотреть, каково ты будешь воевать без меня?"
Часто мы бываем свидетелями, как обманщик обманывает обманщика и коварство уступает коварству, а более всего бывает обманут тот, кто полагается на дьявола.

КОЗА И ВОЛК

Коза однажды паслась среди кустарника и вдруг повстречала огромного волка. "Что ты здесь делаешь,- спросил ее волк,- в этой тенистой роще?" Отвечала коза: "Господин мой, долго и далеко убегала я от вашего лица; а теперь сама к вам навстречу иду и об одной только прошу милости". Волк ей говорит: "И я тебя искал повсюду и вот нашел на моих собственных пастбищах; милость тебе я готов оказать какую угодно, не проси только сохранить тебе жизнь".- "Не о жизни прошу,- говорит коза,- а прошу только не убивать меня, пока не пропою я две молитвы, одну за меня, другую за тебя".- "Хорошо, - говорит волк,- будь, как ты просишь". Тогда коза говорит: "Отведите же меня на возвышенное место, чтобы я ближе была небесам и слышнее раздавались бы мои молитвы и песнопения; а все козы, дикие и домашние, как услышат меня, так и сами благочестиво начнут молиться и за меня и за вас". Сделал волк, как она просила; встала коза на возвышенное место, возвела очи к небу и принялась кричать громким голосом; а волк стоял рядом и думал, что это она поет молитву. Услышали ее крик все козы по соседству, а там и собаки, и мужики сбежались со всех дворов, и набросились на волка, и схватили его, и избили его, и козу от зубов его избавили. И вот, когда его уже волокли и колотили, обернулся волк к козе и сказал: "Эх, не везет мне! видно, за меня ты молилась кое-как, а за себя - не жалея сил". Отвечала коза: "Мне и того довольно, что из молитв моих только молитва за меня и была услышана".
Так многие, обещая заботиться о чужих делах, заботятся только о своих и пекутся о собственной пользе.

ВОЛК И ПЕРЕВОЗЧИК

Шел волк в чужие места и пришел к реке. Увидел он, что река - широкая и глубокая, и не решился броситься в волны, а попросил перевозчика, чтобы перевез его на своем суденышке. "Перевезу, коли заплатишь",- говорит перевозчик. А волк в ответ: "Дам, что угодно, только пусти меня в лодку". Пустил его перевозчик и отвалил от берега. Говорит волк человеку: "Ну, какой же ты хочешь от меня платы?" - "Скажи мне,- говорит перевозчик,- три слова правды, вот и плата". Понравилось это волку, и он тут же говорит первое: "Кто делает добро, тот хороший человек".- "Что правда, то правда",- отвечает перевозчик. Добрались они до середины реки, говорит волк второе свое слово: "А кто не делает добра, тот дурной человек".- "И то правда,- отвечает перевозчик.- А какое третье?" - "Третьего пока не знаю,- говорит волк,- но ты подвези меня к берегу, а я тем временем придумаю". Подъехали они к берегу, волк одним скачком выскочил из лодки и, как очутился на суше, крикнул: "А кто делает добро дурному, тот только силы теряет зря!"
Правду сказал волк; кто делает добро злому, тому и воздается за добро злом.

ВОИН, ЛИСА И ОРУЖЕНОСЕЦ

Много есть людей, которые лгут так много и так коварно, что никто им не верит, и им самим подчас приходится признаваться в своей лжи. Послушай об этом басню.
Один воин шел с оруженосцем по полю. Оглянулся воин и увидел лисицу. Говорит он: "Боже, какая большая лисица!" Оглянулся и оруженосец и говорит: "И ты, господин, дивишься такой лисице? Клянусь моей тебе верностью, совсем недавно видел я в одном месте лисицу ростом больше быка!" - "Да,- говорит воин,- сколько же шуб можно сделать из ее меха, если меховщики будут хорошие!" Пошли они дальше, рассуждая о том и о сем, и сказал воин: "О Юпитер всемогущий, охрани нас сегодня от всякой лжи, дай нам перейти через ту реку в безопасности и добраться до желанного приюта невредимыми!" Услышал это оруженосец и спрашивает: "Скажи, господин мой, о чем это таком ты так жарко молишься?" Воин отвечал: "Неужели ты не знаешь? Скоро придется нам переходить через реку удивительного свойства: если пойдет через нее человек, который в этот день солгал, то живым он не выйдет, а утонет и погибнет". Услышал это оруженосец и поражен был великим страхом. Вот подошли они к одной речушке, и спрашивает оруженосец: "Хозяин, не та ли это опасная река, про которую ты говорил?"-"Нет,- говорит хозяин,- она еще далеко". Говорит оруженосец: "Оттого я спрашиваю, что лиса-то, о которой я нынче говорил, была не больше крупного осла". Отвечает хозяин: "А мне до ее роста и дела нет". Пошли они дальше и пришли к другой реке; опять оруженосец спрашивает: "Хозяин, не та ли это река, про которую ты нынче говорил?" - "Нет еще",- говорит воин. А оруженосец: "Оттого я спрашиваю, что лиса-то, о которой я нынче тебе говорил, была не больше нашего теленка". Отвечает воин: "А мне до ее роста и дела нет". Пришли они к еще одной речке, оруженосец спрашивает: "Хозяин, не это ли та река, про которую ты нынче говорил?" - "Отнюдь",- отвечает воин. А оруженосец: "Оттого я спрашиваю, что лисица-то, о которой я нынче говорил, была не больше нашего барашка". А воин: "Мне до ее роста и дела нет". Наконец к вечеру подошли они к большой реке. Говорит оруженосец: "Кажется мне, хозяин, что это и есть та река, о которой ты нынче говорил".- "Она самая",- отвечает воин. Говорит тогда оруженосец, перепуганный и красный от стыда: "Сознаюсь, господин мой, в своей лжи: клянусь тебе жизнью и головой моей, что лисица, о которой я тебе говорил, была не больше той, которую мы видели". Рассмеялся воин, разбранил его и говорит: "А я тебе клянусь, что и вода в этой реке не опаснее всякой другой воды".
Басня осуждает выдумки лжецов, ибо нередко лжецы тонко выводятся умными людьми на чистую воду, начинают сами себе противоречить и признаются во лжи.

(На сенсорных экранах страницы можно листать)