Ю.Ф. Шульц. "Лапидарий" Марбода Реннского

III. "Лапидарий" Марбода Реннского // Ю.Ф. Шульц. Дидактическая поэзия каролингского и посткаролингского времени

 

Минералы - часть тройственного мира природы. Так же, как растения и животные, минералы привлекали человека, и он стремился больше о них узнать.

Уже в Древнем Египте было известно искусство резьбы по камню, а от эпохи крито-микенской культуры (XXI-XIV вв. до н.э.) сохранились многочисленные перстни-печатки с углубленным изображением (интальи). Через финикийцев с минеральными богатствами Востока в VII-VI вв. до н.э. познакомились греки.

После походов Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.), достигшего пределов Индии, драгоценные камни и самоцветы буквально наводнили Элладу. Ими интересовался Аристотель (384-322 гг. до н.э.), стремившийся классифицировать камни и объяснить их происхождение. О них он написал специальный труд. Его ученик и последователь Теофраст (327-287 гг. до н.э.) в своей книге "О камнях" описал 16 минералов, разделив их на металлы, камни и земли1.

Рассказы о минералах, их местонахождениях и свойствах мы находим в "Географии" Страбона (63 г. до н.э. - 24 г. н.э.).

Вполне естественно, что минералами интересовались врачи. Их рекомендовал римский энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс (I в. до н.э. -1 в. н.э.) в сочинении "О медицине", единственно сохранившейся части энциклопедического труда "Artes" ("Искусства"). В "Естественной истории" Плиния Старшего (23-79 гг. н.э.) - своде всего, что знал Рим в I в. н.э., минералам целиком посвящена 37-я книга, ставшая источником для многих более поздних авторов, писавших о камнях.

Педаний Диоскорид (I в. н.э.), автор известного в латинском переводе труда "De materia medica" ("О врачебном материале") описал более 30 минералов, иногда с их разновидностями.

Сведения о минералах есть и в дидактической поэме Квинта Серена Самоника (III в. н.э.) "Медицинская книга" (целебные предписания), у Епифания Саламинско- го (V в. н.э.), Исидора Севильского (ок. 560-650 гг.), св. Гильдегарды из Бингена (1098-1178 гг.), аббатисы монастыря Рупертсберг, автора оригинального сочинения "О камнях".

Константин Африканский (ок. 1020-1087 гг.), бенедиктинский монах из Монте-Кассино, неутомимый переводчик корифеев арабской медицины на латинский язык, обогатил европейскую науку, в том числе и сведениями о минералах.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.) в своем "Каноне врачебной науки" многократно рекомендовал лекарства минерального происхождения, посвятил им специальный труд (классификацией минералов Авиценны в Европе пользовались вплоть до начала XVIII в.).

Шкала степеней для средств по их теплу, холоду, сухости и влажности распространилась и на минералы. Эта шкала была неразрывно связана с гуморальной теорией (от лат. humor - влага) медицины, по которой здоровье означало равновесие в организме четырех влаг: кровь, светлая желчь, черная желчь и флегма. Они воплощались в четырех материальных стихиях мира: воздух, земля, огонь, вода. Когда нарушалось равновесие влаг, возникала болезнь, и лекарства, обладая определенной степенью по шкале качеств, восстанавливали утраченное равновесие и, следовательно, здоровье.

О минералах писали многие и немало, но особое место в литературе о них, помимо многочисленных лапидариев в прозе, занимает поэма Марбода Реннского (1035-1123 гг.) "Лапидарий" (Lapidarium), полное название которой "Поэма о геммах или драгоценных камнях" ("Carmen de gemmis sive lapidibus pretiosis"). Надо сказать, что под словом gemma часто понимали собственно драгоценный камень (например, алмаз, изумруд и др.), а под словами драгоценные камни ("lapides pretiosi") - самоцветы, стоящие гораздо дешевле.

Сведения о жизни Марбода весьма скудны. Известно, что он преподавал в латинской школе, а на склоне лет стал епископом города Ренна в Бретани, войдя в историю как Марбод Реннский. Кроме "Лапидария" (самое известное из его сочинений), ему принадлежат пять сатирических писем против Роберта д' Абрисселя (более известного по характеристике Вольтера в "Орлеанской Девственнице") и поэтический парафраз на "Песню Песней".

Марбода интересуют прежде всего свойства камней - реальные и легендарные, - места их добычи и не менее - лечебные свойства.

Каждая из 60 глав поэмы посвящена описанию одного камня. Среди них (за физическую твердость) и некоторые органические образования, такие как жемчуг или "камни", образовавшиеся во внутренних органах некоторых животных или птиц (алекторий, гиения, хелидоний и др.).

Поэма состоит из Вступления, 60 глав и Заключения. В изданиях ей предпосланы два письма легендарного царя арабов Эвакса к императору Тиберию (14-37 гг. н.э.), без всякого сомнения, подложные.

Из текста Вступления явствует, что Марбод Реннский, подлинный автор поэмы, считает себя лишь ее составителем, а в основе его труда лежит сочинение легендарного Эвакса, - обычный прием средневекового автора, стремящегося, как это уже неоднократно случалось2, подкрепить свой собственный труд авторитетом античности и таким образом сделать его более популярным в читательской среде.

Основным источником для Марбода была "Естественная история" Плиния Старшего, и прежде всего ее 37-я книга, целиком посвященная минералам.

"Лапидарий", видимо, сразу же получил известность: вскоре появился подражатель, в 16 небольших стихотворных главах продолживший описания Марбода (4 камня все же повторяются!), явно уступая в них своему образцу. Влияние "Лапидария" очевидно и на корифея средневековой европейской учености Альберта Болынтедского (1193-1280 гг.), упомянувшего автора "Лапидария", разумеется, под именем Эвакса в своем сочинении "О минералах".

Упоминает Эвакса и другой видный ученый средневековья, автор "Пандектов медицины", Маттей Сильватик (XIV в.). Под тем же именем Эвакса его цитирует и создатель средневековой энциклопедии "Зерцало природы" Винцент из Бове (1190-1264 гг.).

Наконец в "Саде здоровья" Иоганна Воннеке фон Кубе мы вновь встречаемся с Эваксом-Марбодом в пересказах и прямом цитировании.

Несмотря на присутствие в поэме Марбода некоторых кажущихся баснословными сведений о минералах, по-своему интересны и они, как свидетельства, отражающие многовековой опыт народной медицины и представления средневековой медицины. Есть в поэме и чисто практические рекомендации о ношении минералов, что с успехом применяется и теперь.

Каждый минерал имеет свое "поле", и подтверждение тому - биолокационный метод обнаружения полезных ископаемых с помощью "волшебной лозы", известный уже много веков. Скрытые многометровой толщей породы, минералы подают нам сигнал своего присутствия, улавливаемый этой лозой.

В связи с предписаниями Марбода можно говорить и о психотерапевтическом воздействии минералов, об их цветах, - успокаивающих (зелень изумруда) и возбуждающих (некоторые пестрые камни). Минералы обладают фосфоричностью, магнетическими свойствами, содержат электричество, имеют определенную теплопроводность и другие качества, которые могут быть с пользой применены. Им приписывали симпатические свойства. Считалось, что они (как и некоторые лекарственные растения) помогают только нравственно чистому человеку.

Минералы применяли как наружные средства, растирая на особом оселке и смешивая с медом, вином и водой, их носили и прикладывали к больным местам тела, предварительно нагревая для усиления эффекта воздействия, принимали их и внутрь. Почти в каждой из 60 глав поэмы Марбода говорится об этом. Широкую известность поэмы Марбода подтверждают ее ранние переводы и переложения на французский и датский языки. Последний принадлежит датчанину Генрику Гарпестренгу (ум. в 1244 г.). Итальянский перевод XIV столетия до сих пор существует в рукописи.

Поэма впервые издана Иоанном Куспинианом (Вена, 1511 г.). На титульном листе другого раннего издания поэмы (Фрейбург (?), 1531 г.) помещено традиционное стихотворное обращение к читателю - род аннотации на выходящую в свет книгу:

Ты, кто желаешь понять камней сокровенную душу,
Ныне сюда обратись, - все в этой книге найдешь:
В главах шестидесяти сообщает она их названья,
Виды и родину их, также - что могут они.

(Пер. Ю.Ф. Шульца)

Всего же в XVII в. было, по-видимому, два издания. Поэма напечатана в приложении ко второму изданию знаменитой "Дактилиотеки" (собрания перстней и резных камней-инталий без оправ), вышедшему в Лейдене в 1695 г., по тексту которого и выполнен автором этих строк ее первый русский перевод3. "Дактилиотека" антверпенского патриция Абрахама Горлея (1549-1609 гг.), включавшая 214 перстней, служивших печатями и 682 резных камня, имела европейскую известность. Украшенная гравированным портретом А. Горлея книга удостоилась семи стихотворных посвящений (обращений к автору и читателю), и среди них латинских стихов государственного деятеля и юриста Гуго Гроция (1583- 1645 гг.), помещенных под портретом А. Горлея:

На меди гравирован здесь Горлей, пред кем
Сребро и злато, Римом или Грецией
Чеканенное, геммы, камни ценные,
Перстням старинным древле уделенные, -
Теперь в долгу за милость долголетия.
Днесь от веков он камни сбереженные
Исследует, вручив их веку нашему.
Его ж векам грядущим камни пусть вручат.

(Пер. Ю.Ф. Шульца)

В Заключении к своей поэме Марбод (ст. 695-703) говорит о Прометее, как изобретателе перстня:

Как утверждают, кусочки Кавказской скалы, что сверкали,
Он, в железо оправив, носил, поместивши на пальце.
Век, что затем наступил, дорогие прибавил металлы
И превосходные камни, а кроме того, и искусство
Необычайное, - руку тройною облек красотою.

Большинство из камней, описанных в "Лапидарии", подвергалось резьбе, так создавались геммы-интальи, образцы высокого искусства глиптики4.

На Руси сведения о минералах впервые сообщает "Изборник Святослава" (1073 г.). Сведения о "камениях" содержат и рукописные "Вертограды" (наиболее ранняя рукопись относится к 1534 г., сохранились и более поздние списки уже XVII столетия). Источником ее стало немецкое издание "Сада здоровья" Иоганна Воннеке фон Кубе (Любек, 1492 г.). Напомним, что "Сад здоровья" обильно цитирует и пересказывает Марбода-Эвакса, а это значит, что и на Русь в XVI в. уже пришли сведения из "Лапидария" Марбода. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть раздел "Прохладного Вертограда": "О каменех драгих и ко многим делам угодных и о силе их"5, чтобы обнаружить уже знакомые нам по "Лапидарию" рекомендации и сведения. Несколько ранее, уже с конца XV в., на Руси было известно и псевдоаристотелевское сочинение "Тайное тайных" или "Аристотелевы врата", содержащее сведения о "силе трав и камней"6.

  • 1. В "Саде здоровья" Иоганна Воннеке фон Кубе (XV-XVI вв.) в трактате "О камнях" сохранен тот же принцип.
  • 2. Так же поступил Одо из Мена (XI в.), скрывшийся под псевдонимом "Эмилий Мацер" (римский поэт-дидактик также писавший о травах) и неизвестный автор сочинения "О черной буквице" (приписана Антонию Музе, врачу Октавиана Августа).
  • 3. Опубликован в 1985 и 1987 гг.
  • 4. См. Максимова М.И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926; Она же. Резные камни XVIII- XIX вв. Л., 1926; Неверов О.Я. Античные камеи в собрании Гос. Эрмитажа. Л., 1971; Он же. Античные интальи в собрании Эрмитажа. Л., 1976; Он же. Памятники античного искусства в России Петровского времени // Культура и искусство петровского времени. Л., 1977. С. 37-53.
  • 5. Прохладный вертоград / Сост., предисл., вступ. ст., переводы, коммент. Т.А. Исаченко. М, 1997. С. 223-241.
  • 6. О рукописных лечебниках на Руси см.: Богоявленский H.A. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. М, 1960.