116. Литература с преобладающими общерусскими тенденциями, возникшая преимущественно на московской почве
В течение длительного времени после своего основания Москва несмотря на быстрый рост, оставалась всё же только небольшим городом Владимирско-Суздальского княжества, одним из удельных городов северо-восточной Руси. Это был молодой город, которому на первых порах трудно было соперничать с более старыми политическими и культурными центрами. Но в первой половине XIV в., со времени княжения Ивана Калиты, Москва настолько укрепляется в политическом отношении, что становится ведущей силой в процессе объединения северо-восточной Руси.
В 1328 г. Иван Калита прочно закрепляет за собой титул великого князя и именует себя великим князем не только московским, но и «всея Руси», в соответствии с таким же титулом русских митрополитов, которые теперь, начиная с митрополита Петра, переселившись из Владимира, обосновываются в Москве. Перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву не только подняло авторитет Московского княжества, но и весьма содействовало развитию в нём культурной жизни, в частности развитию книжности, средоточием которой становятся монастыри, возникающие как в самой Москве, так и в других местах Московского княжества.
Одним из крупнейших русских книжных центров стал Троицкий монастырь (будущая Троице-Сергиева лавра, в 60 верстах от Москвы), основанный в конце княжения и жизни Ивана Калиты Сергием Радонежским, убеждённым приверженцем Москвы, в дальнейшем немало способствовавшим её возвеличению. В этом монастыре, в первые же годы его существования, пребывали в качестве монахов гениальный живописец Андрей Рублёв и талантливый агиограф Епифаний Премудрый. Начиная с XIV в. в московских монастырях — Богоявленском, Симоновом, Андрониковой, Чудо-вом — возникли обширные библиотеки из русских и греческих книг, так же как и при московском Успенском соборе. Учеником Сергия Радонежского Кириллом на Белоозере, приобретённом Иваном Калитой, был основан монастырь, библиотека которого отличалась особенным богатством.
О книжных богатствах Москвы можно судить по летописной записи, сообщающей, что в 1382 г., во время нашествия на Москву Тохтамыша, в московские соборные церкви со всего города, из пригородов и сёл свезено было для сохранения множество книг и намётано там их было доверху, но все они сгорели во время осады.
До нас дошло несколько сохранившихся московских пергаментных евангелий в списках XIV в., в том числе образцово с полиграфической точки зрения выполненное Сийское Евангелие 1339 г. Это Евангелие интересно, между прочим, своей записью с похвалой Ивану Калите, использовавшей известную похвальную формулу митрополита Илариона. В записи говорится, что Калита в Русской земле совершил дела, подобные тем, какие в Византии совершил царь Константин. Запись утверждает, что, имея в виду именно Ивана Калиту, пророк Иезекииль предрёк: «В последнее время в запустевший земли на запад встанет царь, правду любяй, суд не по-мьзде судяй, ни в поношение поганым странам» '. Попутно нужно сказать, что Калита весьма покровительствовал книжному делу U сам пользовался репутацией человека, очень сведущего в церковных книгах.
Церковь оказала немалые услуги Московскому княжеству в его возвышении и укреплении его политического авторитета. Она поддерживала Москву как наиболее надёжную силу, способную защитить её интересы и обеспечить её влиятельность. Духовенство, особенно монашеское, издавна приняло на себя хозяйственные функции, и монастыри были, в сущности, крупными вотчинами, имевшими своё большое хозяйство, свои промыслы. В интересах церкви, связанной с товарно-денежными отношениями, было содействовать объединению Руси, в котором ведущую роль играла Москва и которое, как сказано выше, и в политическом отношении также происходило в результате развития товарно-денежных отношений.
В то же время деятельное участие церкви в общественно-политической и государственной жизни северо-восточной Руси очень часто отрицательно отражалось на судьбах русской литературы. Если на первых порах, в эпоху Киевской Руси, церковь, являясь носителем прогрессивной для своего времени христианской идеологии, в основном играла положительную роль в культурном и, в частности, литературном развитии (хотя и тогда она ограничивала возможности свободного развития народного творчества), то в дальнейшем она уже явно тормозила процесс роста литературы, сковывая её стеснительной для неё религиозной опекой.