II. Этнография

1. Гирпы в Италии

(2, 26) Здесь стоит упомянуть удивительные сведения о немногочисленных семействах так называемых гирпов. Проживают они в области фалисков47. Эти гирпы ежегодно совершают священнодействие в честь Аполлона на горе Соракт48. Исполняя религиозные ритуалы, они без вреда для себя танцуют на пылающих кострах, разведенных в честь божества. Таинства их богопочитания были щедро вознаграждены решением сената, навсегда освободившего гирпов от всех повинностей.

2. Фракийцы

(10, 1) Теперь следует перейти к Фракии, обратив, таким образом, свой взор на могущественнейшие племена Европы. Кто их досконально изучит, тот без труда придет к выводу, что фракийским варварам присущи презрение к жизни и природная мудрость. (2) Для всех фракийцев характерна готовность к добровольному уходу из жизни, поскольку одни из них полагают, что души умерших впоследствии возвращаются, другие же думают, что после смерти души не уничтожаются, а становятся еще счастливее. Для многих из них горе — рождение ребенка, (3) поэтому родитель встречает новорожденного плачем. И напротив, похороны для них связаны с такой радостью, что они провожают умерших с ликованием. Фракийские мужи кичатся друг перед другом количеством жен, так что у кого их больше, тому и большая честь. Жены их отличаются непоколебимым целомудрием и всходят на погребальный костер мужа, а также — и это считается высшей степенью непорочности — стремглав бросаются в огонь. (4) Девушки вступают в брак не по воле родителей: наиболее красивых из них продают как бы с торгов, так что, выдавая их замуж за того, кто предложит наибольшую сумму, девушек отдают мужьям, славным не нравом, но деньгами. Тем же девушкам, что безобразны на вид, супругов покупают за приданое. (5) Пируя, и мужчины и женщины обходят вокруг очага, в огонь которого засыпаны семена местных трав. Получающийся дым их потрясает и приводит в состояние расстройства чувств, напоминающее опьянение, и это они почитают весельем.

3. Племена Северного Причерноморья

(15, 1) У невров берет начало река Борисфен49, в которой водится превосходная на вкус рыба без костей, с одними только нежными хрящами. (2) Невры, по верным сведениям, в определенные моменты превращаются в волков, а затем, по прошествии времени, которое на это отведено, вновь принимают человеческое обличье. (3) Бог у этого народа — Марс, вместо статуй они почитают мечи, в жертву приносят людей. Очаги они топят костями. С ними соседствуют гелоны. Эти из кожи врагов изготовляют себе одежду, а лошадям — попоны. С гелонами граничат агатирсы. Они разрисовывают себя в синий цвет, волосы также красят синим, но тут имеются различия: чем важнее человек по положению, тем сильнее он раскрашен, так что скудная раскраска есть признак низкого положения.

(15, 4) Далее идут антропофаги50, ужасной пищей которых служит человеческое мясо. Этот нечестивый обычай — причина унылой пустынности прилегающих к этому племени земель: соседние племена покинули их. По этой же причине до самого моря, называемого Табис51, из-за протяженности его берегов, обращенных на юго-восток, земля безлюдна, представляя собой огромную пустыню, тянущуюся до самой Серы52. (5) Халибы и даги, обитающие в азиатской Скифии, жестокостью ничуть не уступают свирепейшим племенам. Обитающие на берегу албанцы, которые хотели бы, чтобы их считали потомками Ясона, рождаются со светлыми волосами. Белизну волос албанцы считают за вещий признак, поэтому цвет головы дал название самому племени53. Зрачки глаз у них, как у совы, из-за чего ночью они видят лучше, чем днем. <…>

(15, 13) К антропофагам азиатской части причисляют эсседонов, которые даже среди своих слывут оскверненными употреблением чудовищной пищи. В обычае у эсседонов сопровождать погребение родителей пением, а потом, созвав близких, зубами растерзать труп и, смешав с мясом скота, его пожрать. Черепа, обложив их золотом, они используют в качестве чаш.

(15, 14) Среди скифов скифотавры приносят в жертву чужестранцев. Скифы-кочевники следуют туда, где есть корм. Скифы-земледельцы, обитающие в Европе, возделывают поля. Те скифы, что живут в Азии, и чужому не дивятся, и своим не дорожат. Сатархи, отвергшие употребление золота и серебра, навсегда оградили себя от корыстолюбия. (15) Обычаи обитающих во внутренних областях скифов грубее: живут они в пещерах, чаши себе изготовляют, не в пример эсседонам, из вражеских черепов. Любят битвы, кровь павших в бою пьют прямо из ран. Чем больше врагов убил воин, тем больше ему честь, не убить же никого — позор. (16) Заключенные договоры они скрепляют глотком крови друг у друга.

4. Гипербореи

(16, 1) Если без разбора верить всему, что дошло до нас о гипербореях, то их следовало бы считать выдумкой и чистой фантазией. Но поскольку подобные сообщения исходят также и от лучших авторов, которым можно верить, бояться обмана нет оснований. Итак, поговорим о гипербореях. Обитают они за Птерофором54, который, как сообщают, находится по ту сторону Севера. (2) Счастливейший это народ. Считается, что они обитают скорее в Азии, чем в Европе. Другие же помещают их посередине солнечного пути, когда Солнце заходит у антиподов и восходит у нас. Но это противоречит разуму, поскольку между тем и другим континентом пролегает широкое море. Следовательно, они обитают в Европе. (3) Считается, что у гипербореев находится ось мира, а также крайние звездные орбиты. У них светло по полгода, а Солнце исчезает только на один день. Однако некоторые полагают, что Солнце у них восходит не ежедневно, как у нас, а в весеннее равноденствие, заходит же в осеннее. Так что шесть месяцев без перерыва у них день, а потом шесть месяцев — ночь. Климат у них очень мягкий, воздушные дуновения полезны для здоровья, а ветры не несут с собой ничего вредоносного. Домом гипербореям служат рощи и леса, а ежедневное пропитание им доставляют деревья. (4) Вражды гипербореи ни с кем не знают, болезни им не досаждают, обету кротости все они одинаково верны. Свою смерть гипербореи накликают сами, а ее промедление преодолевают добровольным уходом из жизни. (5) Тот, кто пресытился жизнью, должен, по их мнению, после роскошного пиршества с обильным возлиянием стремглав броситься в море с определенной обычаем скалы. Такой вид погребения гипербореи почитают наиболее славным. Еще говорят, что гипербореи имеют обыкновение посылать начатки плодов Аполлону Делийскому, снаряжая для этого благонравнейших дев. (6) Но поскольку случалось, что из-за коварства чужестранцев девы эти возвращались обратно не невинными, впоследствии гипербореи начали в своих собственных пределах отправлять священнослужение, ранее практиковавшееся за рубежом.

5. Аримфеи и другие племена

(17, 1) В Азии есть еще одно племя, обитающее на крайнем юго-востоке, там, где кончаются хребты Рифейских гор55. Аримфеев считают схожими с гипербореями. Как и те, они находят отраду в зеленеющих деревьях, питаются же ягодами. Как мужчины, так и женщины тяготятся своими волосами, поэтому те и другие их стригут. Любят аримфеи покой, вредить же кому бы то ни было не любят. (2) Они почитаются святыми, и посягательство на них считается нечестивым даже у самых свирепых народов. Кто боится опасности у себя на родине, тот, перебежав к аримфеям, будет в безопасности, словно в надежном укрытии. За ними обитают киммерийцы и племя амазонок, чьи области простираются до самого Каспийского моря, которое омывает азиатские просторы, а потом позади Скифии сливается с Океаном. <…>

(19, 6) По словам Ксенофонта Лампсакского56, остров Абалкия отстоит от берега Скифии на расстоянии трехдневного плавания. Остров этот огромный, почти как континент. Невдалеке от него расположены Эонские острова57, жители которых питаются яйцами морских птиц и диким овсом. (7) Рядом есть и другие подобные им острова, на которых живут гиппоподы58, имеющие человеческий вид, и только ноги у них лошадиные. (8) Обитают там и фанессии, уши которых такой необычайной величины, что покрывают их целиком, так что им и плаща никакого не нужно.

6. Племена Британских островов

(22, 7) Бурное море отделяет остров Силур59 от берега, на котором обитает британское племя думнонов. Жители этого острова до сего времени сохранили старинные нравы: от употребления денег они отказываются и обмениваются вещами, приобретая необходимые предметы в обмен таким образом, а не торговлей. Богов они почитают, и мужчины и женщины в равной мере умеют предсказывать будущее. (8) Остров Танат60, отделенный от Британии узким протоком, омывается Галльским проливом. Этот остров славится пастбищами и плодородной почвой, которая приносит пользу не только самому острову, но и в иных местах. Поскольку там совсем нет змей, вывезенная оттуда почва убивает змей повсюду, куда ее ни привезут.

7. Африканские племена

а. Племена северо-западной Африки

(27, 41) За гарамантами обитали псиллы, необычайной крепостью тела вооруженные против вредоносного яда. Только они не гибли от змей, даже смертоносные укусы которых нисколько не отражались на их здоровье. Своим новорожденным они подкладывали змей: (42) если зачатие было бесчестным, то гибель младенца бывала наказанием за вину матери. В противном же случае отцовская кровь ограждала ребенка от гибели. Так законность происхождения своего потомства они подвергали суду ядов. Но псиллы были завоеваны насамонами и исчезли, оставив по себе только память. <…>

б. Эфиопы

(30, 1) Эфиопы и атлантические народы разделены рекой Нигер, которую считают частью Нила: он так же изобилует папирусом, так же зарос камышом, и животные в нем водятся те же, что и в Ниле. И разливается Нигер в то же время, что и Нил, и одновременно с ним входит в берега. (2) Эфиопы гараманты не ведают брака, а предаются любовным наслаждениям сообща. Поэтому детей у них признают за своих только матери, а к отцовскому имени никакого уважения нет. (3) Да и кто бы мог узнать настоящего отца в этом разгуле сладострастного смешения? Поэтому эфиопы гараманты считаются у всех народов за выродившихся, и не без причины, поскольку вследствие отвратительного обычая они вместе с оскверненной чистотой утратили понятие о преемственности.

(30, 4) Расселены эфиопы широко. Много различных их народов проживают в той части Африки, к которой обращена Ливия со стороны Мероэ61. Среди эфиопов живут кочевые кинокефалы62, питаясь молоком. Рост серботов — 12 футов [3,56 м]. Азахеи пожирают пойманных на охоте слонов. (5) В земле псамбаров нет никаких ушастых четвероногих, в том числе слонов. Их соседи передают царскую власть собаке, по движениям которой догадываются. что она приказывает. (6) Говорят, что у приморских эфиопов четыре глаза. Но, видимо, истина состоит в том, что они хорошо видят и очень метко пускают стрелы. На западе живут агриофаги, которые питаются только мясом пантер и львов, а повелевает ими царь, у которого во лбу один глаз. (7) Есть и памфаги63, пищу которых составляет все, что можно съесть, а также все, что растет среди дикой природы. Есть и антропофаги, о нраве которых говорит название. (8) Про киномолгов говорят, что у них собачья пасть и вытянутая морда. Артабатиты передвигаются на четвереньках; они блуждают без жилищ, подобно зверям. Соседствующие с Мавританией племена в определенное время года собирают саранчу и, засолив, сохраняют ее как единственное подспорье для поддержания жизни. Но никто из них не живет дольше сорока лет.

(30, 9) В этом месте от Океана до Мероэ, острова, образуемого Нилом, 620 миль [915 км]. Эфиопы, обитающие на восток от Мероэ, зовутся макробии64, потому что они живут вдвое дольше нас. (10) Эти макробии справедливы, любят равенство и отличаются большой силой. Свои украшения они изготовляют из меди, а оковы преступников — из золота. У них есть место, называемое Гелиутрапеза65, которое постоянно изобилует изысканными яствами, доступными всем, кто ни пожелает. Говорят, что эти яства умножаются по божественной воле. Там есть озеро, после омовения в котором тело делается блестящим, как от масла. Пить воду из этого озера очень полезно для здоровья. Вода эта настолько жидкая, что упавшие в нее листья не держатся на плаву, но увлекаются на дно вследствие разреженности влаги.

(30, 12) Отсюда до самого Аравийского залива простираются пустынные и безлюдные области. Далее, на крайнем востоке, встречаются племена чудовищного вида. Одни лишены ноздрей, лица у них совершенно плоские и бесформенные. (13) У других — сросшиеся рты, и только через небольшие отверстия с помощью овсяных стеблей они всасывают пищу. У некоторых племен нет языка, и вместо речи они пользуются знаками и телодвижениями. (14) Некоторые из этих народов до египетского царя Птолемея Латура66 не знали, как использовать огонь.

в. Жители пустынь

(31, 1) Что касается области от горы Атлас до Канопитанского устья (названного так в честь Канопа, кормчего Менелая67, похороненного на образующем этот проток Нила острове), где кончается Ливия и начинается Египет, то ее населяют различные племена, которые в поисках убежища удалились в лишенную дорог пустыню. (2) Среди них атланты совершенно отличаются от других людей. Ни для чего у них нет своего названия, ни для чего нет особого имени. Проклятиями встречают они восход Солнца, проклятиями же его провожают. Они ненавидят бога света, повсюду опаляющего их тропическим жаром. Утверждают, что они не видят снов и совершенно воздерживаются от употребления животных в пищу. (3) Трогодиты68 выкапывают пещеры, в которых и укрываются. У них совершенно отсутствует любовь к имуществу, они отреклись от богатства, предпочтя ему добровольную бедность. Один камень у них все же ценится. Мы называем его гекзаконталитом69, потому что он покрыт столь разнообразными пятнами, что на его небольшой поверхности насчитывают оттенки шестидесяти камней. Эти люди питаются мясом змей и, не обладая речью, скорее шипят, чем разговаривают. (4) Авгилы почитают только предков. Своих жен они в первую ночь после свадьбы принуждают сочетаться с другими мужчинами, но затем строгими законами удерживают их в постоянном целомудрии. (5) Гамфазанты воздерживаются от войн, избегают торговли и не допускают к себе чужеземцев. Считается, что блемии рождаются обрубленными там, где должна быть голова, а рот и глаза у них находятся на груди. У сатиров от людей только внешний вид. (6) Эгипаны таковы, какими их изображают на картинах. Гимантоподы70 скорее ползают, чем ходят на своих змеевидных голенях, так что они передвигаются скорее падая, чем ступая. Фарузы сопровождали Геркулеса в его походе на Геспериды71, но, наскучив путешествием, они поселились здесь. Но довольно о Ливии. <…>

(32, 37) На границе Египта, обращенной к Диакекаумену72, обитают народы, способные определить момент, в который, как говорят, мир в очередной раз готовится к своему годичному движению. Они делают это на основании такого опыта. Выбирают священную рощу, обносят ее изгородью и заселяют животными самых разных пород. Когда наступит определенное наукой о небесных движениях время, животные, чувствуя это, начинают, как могут, об этом извещать: (38) одни воют, другие мычат, третьи шипят, а некоторые сразу бросаются на свои лежки. Таково основание, которым эти народы руководствуются при определении времени. (39) Также они сообщают, что, согласно сведениям их древних предков, там, где теперь Солнце заходит, оно прежде всходило.

8. Племена Ближнего Востока

а. Арабы

(33, 16) Широко рассеянные по земле арабы разнятся между собой и нравом, и обычаями. У многих волосы не обстрижены, на голове тюрбан, другие также обвязывают голову, но бороду чисто бреют. Они усердно торгуют, но чужого не покупают, а продают свое, потому что богаты товарами, доставляемыми и из лесов, и из морей. (17) Тени, которые у нас падают направо, у них — налево. Часть арабов живет в весьма стесненных условиях. Совершенно не заботясь ни о душе, ни о теле, они питаются змеями и потому называются офиофагами73.

б. Эссены

(35, 9) Во внутренней области Иудеи, обращенной к западу, проживают эссены74, которые своим замечательным образом жизни отличаются от всех людей. Как мне кажется, такой жребий был ими выбран из-за заботы о своем достоинстве. У них совсем нет женщин, от половых связей они совершенно отказались. Денег не знают. Питаются финиками. (10) У эссенов никто не рождается, однако численность их не уменьшается. Само это место благоприятствует целомудрию, поскольку, сколько бы людей со всего света сюда ни стекалось, никто не сможет к ним войти, пока не будут доподлинно установлены его чистота и невинность. (11) И пусть даже этот человек из всех сил стремится быть допущенным, по божественному определению он все равно будет изгнан, если виновен даже в чем-то незначительном. Так на протяжении необозримого времени и существует это вечное племя, в котором, хотя в это трудно поверить, никто не родится.

9. Народы Индии

(52, 9) Некоторые из индусов возделывают поля, многие занимаются военным делом, другие — торговлей. Знатные и богатые занимаются государственными делами: заседают в суде, являются царскими советниками. Имеется там и род предавшихся покою мудрецов, у которых принято, насытившись жизнью, добровольно принимать смерть на погребальном костре. (10) Те племена, которым более свойственно жить в дикости, обитают в лесах и охотятся на слонов, на которых, приручив их, и пашут, и ездят. <…>

(52, 14) Области к югу от реки Инд более других обожжены зноем. Впрочем, мощь светила сказывается там и в цвете кожи людей. (15) Горные области заселены пигмеями. Царей у живущих вблизи Океана людей нет. В племени пандеев правят женщины, причем считается, что первой их царицей была дочь Геркулеса. <…> (17) За устьем Инда находятся два острова, Хриза и Аргира75, на которых металлы в таком изобилии, что, по сообщениям многих авторов, там сама почва состоит из золота и серебра.

(52, 18) Волосы у всех индусов длинные, не без примеси синеватого или шафранового оттенка. В особой чести у них драгоценные камни. При похоронах нет никакой пышности. (19) Кроме того, как сообщают в своих сочинениях цари Юба и Архелай76, одежда индусов столь же разнообразна, как и их нравы. (20) Одни одеваются в льняные ткани, другие — в шерстяные, третьи ходят голыми, четвертые же прикрывают только срам. Многие укутывают тело гибким лубом. Некоторые народы столь высокорослы, что с легкостью, словно через лошадей, перепрыгивают через слонов. (21) Многие индусы не убивают животных и не едят мяса. Другие же кормятся только рыбой и живут в море. (22) Есть и такие, кто как бы в жертву приносят своих родителей и родичей прежде, чем они отощают от возраста или болезни, а убив, поедают их мясо. И это считается у них не злодейством, а проявлением благочестия. (23) Другие, когда их одолевают болезни, уходят от своих в укромное место и там без тени страха ожидают свою смерть.

(52, 24) У племени астаканов обширные лавровые леса и самшитовые рощи, и вообще они чрезвычайно богаты и виноградниками, и всеми теми деревьями, которые составляют усладу Греции. (25) У индусов есть философы (их называют гимнософистами77), которые с восхода и до захода Солнца пристально взирают на это огненное светило, отыскивая в нем некие тайны, и целый день, меняя ноги, стоят на обжигающем песке. (26) У горы, называемой Нуло, обитают люди, у которых ступни повернуты назад и на каждой по восемь пальцев. (27) Мегасфен78 пишет, что в индийских горах живут люди с собачьими головами, которые вооружены когтями, а одеты в шкуры. Голос у них нечеловеческий, и объясняются они лишь лаем и рычанием. (28) У Ктесия79 читаем, что некие живущие там женщины рожают только раз и новорожденные сразу седеют. В другом племени, напротив, у молодых волосы седые, а к старости — черные. Жизнь их по продолжительности намного превосходит наш век. (29) Приходится читать и о живущих там одноглазых и одноногих людях, наделенных чрезвычайной ловкостью. Когда они хотят защититься от зноя, то ложатся на спину и укрываются в тени своих громадных ступней. (30) А тем людям, что обитают у истока Ганга, нет никакой необходимости трудиться, чтобы доставлять себе пропитание. Дело в том, что они питаются запахами лесных плодов, а когда отправляются в путь, берут плоды с собой, чтобы кормиться их ароматом. Точно известно, что если такой человек как-нибудь случайно вдохнет зловоние, тотчас лишится чувств. (31) Утверждают также, что есть племя, состоящее из женщин, которые зачинают в пятилетнем возрасте, но всего живут не долее восьми лет. (32) Есть люди без шей, а глаза у них на плечах. Встречаются и лесные люди с обросшими шерстью телами, собачьими зубами и ужасным голосом. У тех индусов, которые в большей степени заботятся о своем благосостоянии, бывает по многу жен. И когда муж умирает, каждая жена излагает строгим судьям свои заслуги. Той из них, которую судьи определят как самую услужливую, в награду дается право добровольно взойти на погребальный костер супруга и принести себя ему как погребальную жертву. Остальные живут в бесчестье.

10. Население Цейлона

(53, 1) Остров Тапробана80 долгое время считался другим континентом, населенным антихтонами. Это продолжалось до тех пор, пока человеческая отвага не позволила установить истину на основании подробного исследования морских просторов. <…>

(53, 11) Итак, тамошние жители величиной превосходят всех людей. Они голубоглазы, красят волосы в пурпур, на вид ужасны, голос же их громоподобен. (12) Смерть столетнего человека почитается у них за преждевременную. Все остальные живут много дольше, далеко превосходя краткий человеческий век. Никто там не спит на рассвете, а также днем. (13) Здания на острове несколько приподняты над землей. Урожай там всегда одинаковый. Винограда нет, но плодов изобилие. Жители поклоняются Геркулесу. (14) При выборах царя81 преимущество отдается не знатности, но общенародному мнению, ибо народ выбирает на это место человека преклонных лет, известного безупречной нравственностью, а также кротостью. (15) Кроме того, требуется, чтобы у него не было детей, так что отцы, даже если жизнь их безупречна, в цари не допускаются. Царя, у которого во время правления родится сын, лишают власти. Таким образом жители тщательно себя оберегают от наследственного правления. (16) Далее, даже если царь в своем правлении проявляет величайшую справедливость, ему не предоставляется полная свобода. Царю приданы тридцать соправителей, чтобы он не решал в одиночку дела о важнейших преступлениях. Но если и решенное таким образом дело вызовет неудовольствие, следует обращение к народу82, и дело перепоручается семидесяти судьям, которые и выносят окончательное определение. (17) Царь одевается в иную, чем у остальных, сирму83, то есть в платье, в которое, как мы знаем, был одет отец Либер84. Если сам царь будет обвинен в преступлении, то его наказывают смертью. (18) Причем казнь совершается не наложением рук, как в других случаях, но тем, что, согласно общественному приговору, его лишают всего. Осужденному отказывают даже в беседе. (19) Все жители Тапробаны стремятся к образованию. Они с удовольствием охотятся, и добыча у них не жалкая, потому что они выслеживают только тигров или слонов. (20) В поисках рыбы они выходят и в море, и очень рады, поймав морскую черепаху, которые бывают столь огромны, что встречаются панцири величиной с дом, без труда вмещающие многочисленное семейство.

 

47. Италийское племя в южной Этрурии, между Сорактом и Тибром.

48. Соракт — небольшая группа холмов вблизи Рима (на расстоянии ок. 10 км к северу).

49. Античное название Днепра.

50. Людоеды (от греч. a[nqrwpo" — человек и fagei`n — есть).

51. Следует подчеркнуть, что к этим описаниям отдаленных областей следует подходить с осторожностью. Море Табис — неясно, о чем идет речь (возможно, Аральское море).

52. Скорее всего, Китай.

53. Albus (лат.) — белый

54. По Плинию (Естественная история IV 88), так называется вся северная часть Европы, скованная холодом и снегом, откуда и название (в вольном переводе с греческого — "земля снежинок").

55. Урал.

56. Ксенофонт из Лампсака — географ, автор описания плавания, относящегося ко времени между 150 и 50 до н.э., и известного только по фрагментам.

57. Эонские острова — легендарные острова на крайнем востоке.

58. Коненогие (от греч. i{ppo" — лошадь и pou`" — нога).

59. Племя силуров обитало на юго-востоке Уэльса.

60. Остров Уайт (?)

61. Город на Ниле, при впадении в него Абтары, столица Нубийского царства, основан ок. 300 до н.э.

62. Собакоголовые (от греч. kunov" — собака и kefalhv голова).

63. Агриофаги — дикоядущие ( от греч. a[grio" дикий и fagei`n — есть); памфаги — всеядные (от греч. pa`n — все).

64. Долгожители (от греч. makrov" — большой и bivo" — жизнь).

65. От греч. h{lio" — солнце и travpeza — еда, угощение.

66. Птолемей IX Филометор Сотер II Латур Фискон (143/142-80 до н.э.) — египетский (116-107 и 88-80) и критский (106-88 до н. э.) царь.

67. Имеется в виду пребывание мифического спартанского царя Менелая в Египте на обратном пути из Трои.

68. Более привычное название троглодиты, "обитатели пещер" (от греч. trwvglh — нора и duvw — погружаюсь, вхожу).

69. От греч. eJxavkonta — 60 раз и livqo" — камень.

70. Ремненогие (от греч. iJmav" — ремень и pou`" — нога).

71. За яблоками Гесперид, обитавших на островах на крайнем западе.

72. Жаркий пояс (греч.), букв. "обожженная", в данном случае земля.

73. От греч. o[fi" — змея и fagei`n — есть.

74. Религиозная секта, существовавшая в Палестине приблизительно со II в. до н.э. до конца I в. н.э.

75. От греч. crusov" — золото и a[rguro" — серебро.

76. Юба II (ок. 50 до н.э. — ок. 23/24 н.э.) — сын Юбы I, царя Нумидии. После победы Цезаря при Тапсе (в 46 до н. э.; Юба I был одним из противников Цезаря) привезен в Рим. Автор многих сочинений по истории и географин. Солин называет его царем, поскольку Август в 26/25 до н.э. восстановил Юбу в царских правах, хотя царем он больше так и не стал.
    Архелай — царь Каппадокии (Малая Азия) с 36 до н.э. по 17 н.э., автор сочинения по географии.

77. Нагие софисты (от греч. u{mno" — нагой).

78. Этнограф, его дошедшие во фрагментах сочинения — основной источник по истории Индии ок. 300-290 до н.э.

79. Греческий врач, с 405 до н.э. служивший при дворе персидского царя Артаксеркса Мнемона. По возвращении на родину написал сочинение о Персии в 23 кн., от которого дошли фрагменты.

80. Античное название Цейлона (Шри-Ланка).

81. Даваемое ниже описание государственного устройства Цейлона, разумеется, в основном неисторично. Очевидно, Плиний, на которого здесь опирается Солин, выразил таким образом свое представление об идеальном государственном устройстве.

82. Provocatio ad populum (лат.) — право на апелляцию к народу, римская правовая норма.

83. Длинная одежда со шлейфом.

84. Бог виноделия Дионис, или Вакх, происходивший, по некоторым сведениям, из Индии.

(На сенсорных экранах страницы можно листать)