«Физиолог» — Physiologus Latinus (версия Y, фрагменты)

Перевод: Н. С. Горелов по изд.: Physiologus Latinus Versio Y / Ed. by F.J. Carmody // University of California Publications in Classical Phylology. 1941. Vol. 12. N. 7. P. 95–134.1

 

Иаков, благословляя Иуду, сына своего, сказал: «Молодой лев Иуда» (Бытие 49, 9). Физиолог, писавший о природе этих слов, сказал, что лев обладает тремя свойствами от природы. Первое его свойство: когда он прогуливается, принюхиваясь, по горам и достигнет его запах охотника, то, куда бы ни пошел, он заметает хвостом следы свои, чтобы охотник не мог последовать за ним, обнаружить его логово и поймать его… Второе свойство льва: когда он спит, бдят очи его, ибо открыты они… Третье его свойство: львица рожает львенка мертвым и охраняет его в течение трех дней — до тех пор, пока на третий день не появится его отец и, подув на третий день прямо в лицо, не оживит его.
(из Гл. I)

Существует животное под названием антилопа, настолько быстрое, что ни один охотник не может к нему приблизиться. У него длинные рога, наподобие серпов, которыми оно может подрезать большие и высокие деревья и повергать их на землю. Почувствовав жажду, оно отправляется к ужасной реке Евфрат и пьет. Там растет кустарник с тонкими ветками, по-гречески называемый клещевица, и оно, радуясь, попадает в этот кустарник клещевицы, запутывается в его ветках и кричит, желая бежать, но не может, ибо запуталось. Услышав крик, охотник приходит и убивает его.
(из Гл. II)

У Иова говорится: Кто пустил онагра на свободу (Иов 39, 5). Физиолог пишет об онагре, что он первый в стаде; если у него родится мужское потомство, отец разбивает их мошонку, чтобы они не производили семя. Патриархи стремились посадить плотское семя, апостолы — силою духа обретали сынов во плоти, чтобы посеять в них семя духовное, ибо сказано: Возвеселись, неплодная, нерождающая, и прочая (Исайя 54, 1). Так, Ветхий Завет несет благую весть в семени, а Новый проповедует воздержание.
(из Гл. XI)

От природы змея обладает тремя свойствами. Первое ее свойство состоит в том, что к старости ее глаза застилает мгла и, желая омолодиться, она воздерживается от пищи и постится на протяжении сорока дней — до тех пор, пока кожа не отойдет от ее плоти, и когда от голода ее плоти становится свободно внутри кожи, она находит расщелину в скале, заползает в эту расщелину, трется кожей, стаскивая ее с себя, и так расстается с кожей старой и предстает обновленной… Второе ее свойство состоит в том, что, отправившись испить воды к реке, она не берет с собою яд, который носит в своей голове, а оставляет его в своей норе… Третье ее свойство состоит в том, что если увидит человека голым, то пугается его, если же одетым, то бросается на него… И четвертое свойство: когда человек приходит, желая ее убить, она подставляет под удары все тело, а бережет только свою голову.
(из Гл. XII)

Физиолог пишет, что муравьи обладают от природы тремя свойствами. Во-первых, когда они передвигаются в полном порядке, каждый из них тащит одно зернышко в своей пасти, а те, что идут им навстречу порожними, ничего не имеющие, не говорят муравьям имущим: «Дайте нам вашего» (Мф. 25,8), но идут по их следам, добираются до места, где можно найти пропитание, и, взяв оное, доставляют в свой муравейник… Второе свойство муравья состоит в том, что, доставив зерно в свой муравейник, он разделяет его на две половины, чтобы не погибнуть от голода, ибо от суровой зимы зерно может померзнуть, а от сильных дождей — прорасти… Третье свойство муравья: в пору урожая он отправляется на поле, поднимается на колос и берет зернышко. Но перед тем как подняться на колос, он принюхивается к колосу снизу и по запаху распознает, ячмень это или пшеница; если ячмень — на всем бегу направляется к колосу пшеницы, ибо ячмень — это пища для скотины.
(из Гл. XIV)

Физиолог утверждает, рассказывая о сиренах, что это были смертоносные твари на море, кричавшие разными голосами, наполовину, до самого пупка, они имели облик человеческий, а нижняя, половина — как у пернатых. Точно так же и онокентавры: от груди и выше имели человеческий облик, а ниже — ослиный.
(из Гл. XV)

Существует животное под названием слон, который совокупляется без похоти, этим он отличается от трагелапса. Если он желает зачать потомство, то отправляется на восток, неподалеку от Рая, где стоит дерево мандрагора; и отправляется он туда вместе с женою своей, которая первой вкушает от дерева, и передает своему мужу, и соблазняет его до тех пор, покуда он не вкусит. И когда муж ее съест это, слониха зачинает в своей утробе. Когда же наступает время рожать, она входит в воды озера, так чтобы вода ей (то есть слонихе) была по самые груди, и так рожает своего отпрыска (то есть сына), и рожает она его в воду, и слоненок, родившись, плавает по воде и подплывает к ее груди, чтобы насытиться от сосков матери. Слон же охраняет ее во время родов от змей, ибо змея — это враг слонов. Если обнаружит какую змею, убивает ее и топчет, пока та не умрет.

Вот какова его природа: упавший слон уже не может подняться. Но как же ему упасть, если он прислоняется к дереву? Ведь у слона нет коленей, чтобы опуститься на них, когда ему хочется спать. Поэтому охотник, решив убить слона, подрубает дерево, к которому тот привык прислоняться, а когда слон приходит и опирается на дерево, то оно падает, и слон вместе с ним. Слон кричит, и тут же появляется большой слон, который оказывается не в силах его поднять, тогда кричат оба, и появляются еще двенадцать слонов. Однако и они не могут поднять упавшего, затем они кричат все вместе, и тут появляется крохотный слон, который запускает свой хобот под большого слона и поднимает его. Крохотный слон обладает такой природой, что если где сжечь клок его шерсти или кусок бивня, там не появится дракон и не произойдет никакого иного зла.
(из Гл. XX)

Еще о природе обезьяны и онагра. Как утверждает мудрец, онагр обладает еще одним свойством, отчего его и содержат в царских дворцах, на двадцать пятый день месяца Фаменоф от онагра узнают о наступлении равноденствия: ежели он прокричит двенадцать раз, то и царю, и двору становится ясно — наступило равноденствие, или, по-гречески, «иземария». Ежели обезьяна семь раз помочится — это также означает «иземарию». Онагр — это дьявол, ибо он возвещает о том, что народ язычников, то есть ночь, стал равен дню, то есть вере пророков. А обезьяна — она суть воплощение самого дьявола, обладающего бесконечностью, то есть лишенного конца или хвоста. Поначалу он был одним из архангелов, а конец его неведом. Равно как и обезьяна, не имеющая хвоста, и лица лишена, и зад у нее гнусный. У нее отсутствует хвост, а сам дьявол доброго конца не сулит. Хорошо сказал об этом Физиолог.
(из Гл. XXV)

Пантера обладает вот какой природой: она дружественна всем животным и враждебна дракону…

Пантера — тихое животное и невероятно ласковое. Коли поест и насытится, то спит в норе и на третий день поднимается ото сна… А на третий день, когда поднимается ото сна, восклицает громким голосом, и от гласа ее исходит отменно пахнущий запах, и те, кто вдали, и те, кто поблизости, заслышав ее голос, следуют за отменным запахом ее голоса.
(из Гл. XXIX)

«Монокераст», то есть единорог, обладает вот какой природой: это животное, покрытое шерстью, наподобие козляти, невероятно быстрое, с одним рогом посреди головы. Охотники не могут к нему приблизиться, ибо оно очень сильное. Как же на него охотятся? Ему подкидывают непорочную девственницу, он устремляется к ее лону, а она согревает это животное, вскармливает и приводит в царские покои.
(из Гл. XXXV)

Физиолог рассказывает о ящерице, то есть саламандре, что если она проникает в пылающий очаг или печь в бане, огонь тут же гаснет, вот какова ее природа.
(из Гл. XLV)

  • 1. Жизнь чудовищ в Средние века. СПб.: Азбука-классика, 2004
(На сенсорных экранах страницы можно листать)