О змее четвертое. О муравье

Верхняя миниатюра на первой странице имеет две подписи, сверху: DE QUARTA NATURA SERPENTIS (О четвертой природе змеи), снизу: DE NATURA FORMICAE (О природе муравья).
Необычный пример совмещения иллюстраций к двум разным статьям в одной миниатюре. На ней человек закалывает змею, что относится к четвёртой природе змеи: атакуемая змея подставляет под удар тело, но прячет голову.
Рядом изображена вереница муравьёв, которые проходят прямо под змеёй в направлении колосьев (первая природа муравья).

Нижняя миниатюра (подпись: DE NATURA FORMICES SECUNDA) иллюстрирует вторую природу муравья, а миниатюра на следующей странице (подпись: DE FORMIACA EXIGUA) — третью.


О змее четвертое

Когда подходит к ней человек, желая убить ее, то все тело смерти предает и голову только бережет.

Толкование.

Подобает же и нам во время испытания все тело свое предать смерти, оберегая только голову, то есть не отрекаться от Христа, как делали святые мученики, ибо «всякому мужу глава — Христос», сказано.

О муравье

Соломон сказал в Притчах: «Посмотри на муравья, ленивый».

Физиолог говорит о нем, что три свойства имеет. Первое его свойство таково: когда идут они друг за другом, каждый несет во рту зерно. И порожние, ничего не имеющие, не говорят нагруженным: «Дайте нам из ваших зерен», и силой не берут, но идут и собирают для себя.

Эти слова — относительно мудрых дев и неразумных.

О муравье второе

Когда он откладывает пшеницу в землю, то делит зерна надвое, чтобы, когда придет зима, зерна, намокнув, не проросли, и не погибли бы они от голода.

Так и ты слова Ветхого (завета) различай с помощью духа, чтобы буква не убила тебя. Ибо Павел сказал, что «закон духовен». Придерживавшиеся пустой буквы иудеи погибли от голода и стали убийцами святых.

О муравье третье

Третье свойство его: часто в пору жатвы ходит в поле и взбирается на колос и сносит зерно вниз. Прежде, чем взобраться на него, обнюхивает нижнюю часть колоса и по запаху узнает, ячмень это или жито. Если это ячмень, уходит к житу; ибо ячмень — пища для скота. И Иов говорит: «Вместо пшеницы да взойдет у меня ячмень».

Толкование.

И ты, человек, избегай пищи для скота и бери жито, сложенное в кладовой. Ибо ячмень сопоставляется с учением еретиков, жито же — с правейшей верой Христовой.

 

IXb. DE QUARTA NATURA SERPENT IS

Quando uenerit homo et uoluerit occidere eum, totum corpus tradit, caput autcm custodit.

Debemus et nos in tempore temptationis totum corpus tradere, caput autem custodire, id est Christum non negantes, sicut fecerunt sancti martyres. Omnis enim caput Christus est.

X. DE NATURA FORMICAE

Quando recondit triticum in terra, diuidet grana eius in duas partes, ne forte hiems conprehendit earn et infundens pluuia et ger- minent grana et fame pereant.

Et tu uerba ueteris testamenti ad spiritalem intellectum ne quando littera occidit. Paulus dixit quoniam lex spiritalis est. Solum enim carnaliter adtendentes Iudaei fame negati sunt et homicide facti sunt prophetarum.

Xa. DE NATURA FORMICES SECUNDA

Sepius in agro uadit, ascendit in spica in tempore messis et deponit grana eius; priusquam ascendat, adorat deorsum spicam et ab odore magna scit si triticum est aut ordeum. Si ordeum est, dimittit eum et uadit super triticum - est ergo ordeum pecorum esca - et accepit triticum quia reponitur in orreo.

Ordius enim similabitur aliena doctrina, triticum aequitatem fidei spiritus.

Xb. DE FORMIACA EXIGUA

Est enim formica quae maioribus audiuit uiribus. Neque seru- itium adoperando cogitur, sed spontaniae proposuit proscientiae futura alimentorum subsidia sibi praestruit cuius uti meteris industriam scriptura te commonet dicens: Conforte ad formicam, о piger, et considera uias eius et esto sapientior. Ilia enim nulla cul- tura possidet, neque enim qui se cogat habens, neque sub dominio agens quemadmodum preparat escam absque de tuis Iaboribus sibi messem recondat. Et cum tu plenum que egeas, ilia non indigeat.

Nulla sunt ei clausa orrea, nulla inpenetrabilis custodiae, nulla ei inuiolabilis acero, spectat custus furtaque prohibere non audebat. Aspicit sua dampna possessor ncc uindicat nigro conuictator agmine praedam per campos ferent semiscunt comitatum uiantium et quae conpraehendi angusto ore non possunt humeris gradia frumentum tunduntur. Expectat dominus meus si se erubescit tamquam parcapie industriae negare conpendia.

(На сенсорных экранах страницы можно листать)