О змее

Миниатюра на первой странице изображает змею, проползающую через некое подобие алтаря.​​‌‌​‌
Подпись: De natura serpentis secunda (О второй природе змеи)
Указанная здесь вторая природа змеи обычно считается первой (здесь в качестве первой, очевидно, рассматривается природа ехидны/гадюки): «Когда старится, слабеет зрение ее и плохо видит. И если хочет обновиться, идет и постится сорок дней и сорок ночей...» и т.д.

 

Миниатюра изображает змей, пьющих из источника.
Подпись: De tertia natura serpentis (О третьей природе змеи)
Бернский "Физиолог" пропускает природу змеи, которая считалась обычно третьей — змея уползает от голого человека и набрасывается на одетого (боязнь обнажённого человека, это древнее народное поверье).

О змее первое (здесь: второе)

Господь сказал в Евангелии: «Будьте мудры, как змеи, и чисты, как голуби».

Физиолог говорит о змее, что четыре свойства имеет. Первое ее свойство таково:'когда старится, слабеет зрение ее и плохо видит. И если хочет обновиться, идет и постится сорок дней и сорок ночей, пока кожа ее не станет рыхлой. И ищет скалу или узкую расселину и, просунувшись туда, трется телом. И, сбросив старую кожу, обновляется.

Толкование.

Так и ты, человек, если хочешь сбросить ветхую кожу мира,1 то узким и тесным путем, постом, изнуряй тело. «Ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную».

О змее второе (здесь: третье)

Когда змея отправляется пить воду к источнику, то не несет яда с собою, но в норе его оставляет.

Толкование.

Подобает и нам, стремящимся к воде вечной и неимеющей зла, преисполненной божественных небесных слов, в церковь Божию, не нести с собою яда зла, но совершенно отвергнуть его от себя.

О змее третье (здесь отсутствует)

Третье свойство ее: когда видит обнаженного человека, то боится и уклоняется от него, когда же видит одетого — бросается на него.

Так говорит Физиолог.

Толковние.

И мы понимаем, что, когда отец наш Адам был обнаженным в раю, не мог его сковать сатана. И если ты имеешь одежду ветхого человека, то есть чувственные смоковные листья,2 то «ветхий днями»3 бросается на тебя.

 

IX. DE NATURA SERPENTIS SECUNDA

Dominus dicit in Euangelio: Ergo estote prudentes sicut serpentes et simplicis sicut columbae.

Bene Physiolocus narrat de eo, quoniam quattuor naturas habet serpens. Haec natura serpentis est: Cum senuerit, caliginant oculi eius, et si uoluerit nouus fieri, abstinet se et ieiunat quadraginta dies et noctes, donee pellis eius relaxet, quaerit petram aut fissuram angustam, et inde se coegit transire et tribulat corpus et deponit senectutem et nouus iterum fiet.

Sic et homo, si hoc prudentissimum suscipiat serpentem, qui uolue­rit ueterem senectutem saeculi deponere, per angustam et tribulatam festinet, primo corpus ieiunia adfligere. Angusta enim uia et tribulata que ducit ad uitam eternam.

IXa. DE TERTIA NATURA SERPENTIS

Cum uenerit bibere aquam de fonte, non adferet uenenum, sed in foueam suam haec ut in cubili suo deponet eum.

Debemus et nos qui festinamus super aquam sempiternam plenum diuinarum caelestium sermonum, in ecclesia non habere nobiscum malitiae uenenum, id est pollutas concupiscentias, sed perfectissimi praecedere.

  • 1. «Кожу мира», т. е. «мирскую кожу».
  • 2. Бт. 3, 7: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (об Адаме и Еве).
  • 3. В другой группе греческих списков есть чтение «состарившийся в злых днях». Ср. Дн 13, 52.
(На сенсорных экранах страницы можно листать)