О пеликане

Главу о пеликане сопровождает миниатюра с изображением сов. Подпись к рисунку — De natura animalium et nocticoracos (можно заметить, что она не поместилась в строку и «ticoracos» дописано чуть ниже). Ошибка, видимо, вызвана тем, что неправильная иллюстрация была к тому времени уже выполнена, и писец ориентировался на неё, а не на текст.​‌‌​‌‌​ Возможно, совы в главе о пеликане появились из-за того, что текст этой главы начинается с цитаты из Псалтири, 101,7:​‌‌​‌‌​ «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах».

 

О пеликане

Хорошо говорит Давид: «Уподобился я пеликану пустынному».

Физиолог говорит о пеликане, что по природе он очень чадолюбив. Когда рождает птенцов, и они немного вырастают, то бьют родителей по лицу. Родители же бьют их и убивают. Позднее сжалятся родители их и три дня оплакивают детей, которых они убили. В третий день мать их пронзает свой бок и, кровь свою на мертвые тела птенцов изливая, воскрешает их.

Толкование.

Так и Господь в Исайе сказал: «Сынов родил я и возвысил, они же меня отвергли». Творец всего родил нас, и мы бьем Его. Как мы бьем Его? «Служим твари, а не Творцу». Взойдя на крестное древо, Спаситель, пронзив бок свой, источил кровь и воду для спасения и жизни вечной. Кровь — сказав, «взяв чашу, благословил...», воду же — в крещении к покаянию.1

Хорошо говорит Физиолог о пеликане.

 

IV. DE NATURA ANIMALIUM ET NOCTICORACOS

Bene Dauid dicit: «Factus sum sicut pelicanus in deserto et sicut nocticoracus in domocilio».

Physiolocus narrat de pelicano quoniam amator est filiorum nimis. Si autem genuerit natos et creuerint, percucient in faciem parentum. Parentes autem colofaciant et occidunt eos. Deinde misericordiam parentes tribus diebus lugentes filios quos occiderunt. Tertia die uenit eorum pater et erumpit latus suum et sanguis eius stillat supra mortua corpora pullorum et de ipso sanguine suscitat illos de mortuis.

Ita et dominus noster per Esaiam dicit: Filios genui et exaltaui, ipsi autem me spreuerunt. Fabricator noster genuit nos et percussimus eum. Quomodo percussimus eum? «Seruiuimus creaturae plus quam creatori». Ueniens autem in altitudinis saluator noster, aperiens et exterrens suum latus et stillauit sanguinem in salutem, uitam aeter- nam. Sanguinem propter quod dicit: Accipiens calicem benedixit.

Aquam autem propter baptismum penitentiae.

Bene Physiolocus arguit de pellicano.

  • 1. Крови Христа приобщаются в евхаристии (образ которой в тайной вечери), вода — очищает в крещении.
(На сенсорных экранах страницы можно листать)