О солнечной ящерице. О харадре

Верхняя миниатюра, подпись:​‌‌​‌‌​ DE NATURA ANIMALIUM AESAURE (О природе животного ящерицы).
Нижняя миниатюра, подпись (на след. странице): DE NATURA UOLATILE QUAE DICITUR CALATRIUS (О природе птицы, называемой Харадр)​‌‌​‌‌​
Харадр у постели больного.


О солнечной ящерице

Есть ящерица, называемая солнечной.

Физиолог говорит о ней, что когда она старится, то слабеет глазами и перестает видеть солнечный свет. Что же делает ей благое свойство? Ищет стену, обращенную к востоку, и влезает в трещину этой стены, обращенную к востоку, и, когда всходит солнце, открываются глаза ее и становятся здоровыми.

Толкование.

Таким же образом и ты, человек, если «ветхого человека» имеешь одежду злую, и глаза сердца твоего не видят, ищи «восходящее солнце правды», Господа нашего Иисуса Христа, «которому имя Восток», как сказано у пророка, и Он откроет глаза твоего сердца.

О харадре

Есть птица, называемая харадр, как написано во Второзаконии.

Физиолог говорит о нем, что эта птица целиком белая, не имеющая никакой черноты, а внутренности ее целительны для глаз ослепших. В царских дворах обитает. И когда кто-то заболевает, от нее узнают, будет ли жив (человек) или умрет —' если болезнь человека к смерти, отворачивает лицо свое харадр от больного человека, и все узнают, что умрет; если же болезнь человека к жизни, прямо глядит харадр на больного и больной на харадра, и поглощает харадр болезнь больного, взлетает на солнечный эфир, сжигает болезнь болеющего и рассеивает ее. И спасаются (оба), и харадр и человек.

Хорошо сравнить (его) со Спасом нашим:1 всецело бел Господь наш Иисус Христос, не имея никакой черноты, ибо сказал, что «придет князь мира сего и во Мне не найдет ничего». Сойдя ибо с небес к иудеям, отвратил от них свою божественность, придя же к нам, язычникам, «взяв наши немощи и болезни подняв», вознесен был на крестное древо, и «от всех наших немощей и грехов освободил нас», «и, взойдя на высоту, пленил плен».

Хорошо говорит Физиолог о харадре.

Но скажешь мне, что харадр нечист по Закону, как же уподобляешь его Спасителю?2 И змея нечиста, но свидетельствует Иоанн, что «как Моисей вознес змею в пустыне, так должно быть вознесенным Сыну человеческому», чтобы «всякий верующий в него не погиб». Ибо двойственно создание, достойно и похвалы и хулы.

 

II. DE NATURA ANIMALIUM AESAURE

Est qui uocatur aesaure elicae. Dixit Physiolocus: Cum senuerit, impeditur duobus oculis et excaecatur, non uidit solis lumen. Quid ergo facit naturae suae? Quaerit parietem, intrans in scissuram parie- tis adtendentem ad orientem et ortu solis aperientur oculi eius.

Ne cordis tui aliquando impediantur, quaere ergo qui oriri facit solem iustitiae, dominum Iesum Christum, cuius nomen oriens uocatur per prophetam, et iste sol iustitiae aperiet tibi intellegibilis oculos cordis.

III. DE NATURA UOLATILE QUAE DICITUR CALATRIUS

Sicut in Deuteronomio scriptum est.

Physiolocus narrat de ipso quoniam totus albus est, nullam partem habens nigram. Interiora eius foeimatam curam puram oculi quorum caliginant oculi, etiam tres regum inuenitur. Et si quis infirmus est, ex eo calatrius cognoscitur si uiuat aut moriatur. Et si est infirmitas hominis ad mortem, auertit faciem suam calatrius et omnes cogno- scunt quia morietur. Si autem infirmitas hominis est ad uitam, aspicit calatrius hunc eum et infirmus calatrio et absorbet infirmitatem hominis et aspergit earn et saluabitur his qui infirmatur.

Haec calatrius simul bona persona accepit saluatoris. Totus enim albul est dominus noster, non habens neque unam nigritudinem. Dixit enim quoniam princeps huius mundi uenit.

Ueniens enim de sanctorum caelorum a Iudeis deitatem. Ueniens autem ad gentes, tollens a nobis infirmitates et languores portauit. Exaltatus est super lignum crucis. Ascendens in altum, captiuam duxit captiuitatem, dedit dona hominibus.

Bene ergo Physiolocus arguit de calatrio.

Sed die mihi, quoniam calatrius hie mundus est, sed adferet eum in persona Christi? Et serpens inmundus est. Iohannes dicit, quia sicut exaltauit Moyses serpentem in deserto, ita exaltari oportet filium hominis. Prudentior est. Duplicia enim creatura, et laudabilia et uituperabilia.

  • 1. Букв.: «хорошо это (или его) приложить к лицу Спаса нашего».
  • 2. Букв.: «как относишь к лицу Спасителя».
(На сенсорных экранах страницы можно листать)