Жеста Крестовых походов

(из монографии: Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики.— М.: «Наследие», 1995)

В истории французского эпоса есть еще один цикл, который стоит в нем почти совершенно особняком и который формировался несколько иначе, чем другие циклы. Это так называемая «Жеста Крестовых походов».

У этой жесты есть по крайней мере три существенных особенности. Во-первых, она возникла, можно сказать, по горячим следам описываемых в ней событий (Первого крестового похода). Во-вторых, она сложилась очень быстро и, вероятно, не знала (или почти не знала) стадии устного бытования. То есть перед нами заведомо письменные памятники, у которых нередко есть и конкретный автор. В-третьих, у этой «жесты» нет точек соприкосновения с другими эпическими циклами; нет прежде всего соприкосновений сюжетных, соприкосновения генеалогические иногда делались, но они совершенно искусственны.

Эта «жеста» несколько раз перерабатывалась, пользовалась большой популярностью (судя по обилию сохранившихся рукописей) и в результате дошла до нас в составе по меньшей мере двух эпических циклов. В начале XII столетия, то есть вскоре после Первого крестового похода, северофранцузский трувер Ришар Пилигрим сложил «Песнь об Антиохии» и «Песнь об Иерусалиме», в которых повествовалось о важнейших событиях похода, бесспорным участником которого был сам поэт. Эти произведения, носившие черты определенного историзма (хотя и построенные по уже существующим эпическим моделям), до нас не дошли. Около 1180 г. появилась их переработка, принадлежащая перу Грендора из Дуэ. Грендор указал и на своего предшественника, и сообщил некоторые о нем сведения. Видимо, Грендором же была сложена в то же время поэма «Пленники», сюжет которой, в отличие от двух других поэм, не имел никакой исторической основы. Здесь рассказывалось о совершенно вымышленных приключениях пяти христианских рыцарей, в том числе о поединке одного из них, Бодуэна из Бове, с огромным змеем, пожравшим его брата. На это произведение бесспорно оказали влияние как поэтика поздних эпических памятников, так и романические мотивы, пришедшие из расцветшего как раз в это время куртуазного романа.

В этих поэмах, естественно, заметная роль была отведена герою Первого крестового похода Готфриду Бульонскому. Он очень скоро стал личностью легендарной и выдвинулся в число центральных фигур быстрыми темпами складывающегося цикла. Следуя законам эпической циклизации, начала создаваться его поэтическая биография — уже без какой бы то ни было опоры на исторические факты. Так появилась поэма «Рыцарь с лебедем или Отрочество Готфрида». Здесь был придуман дед героя — Элиас, загадочный Рыцарь с лебедем. О его рождении, замечательных подвигах и романтической любви к герцогине Бульонской Беатрисе повествуется в написанных на протяжении XIII в. поэмах «Элиокса» и «Беатриса». Эти подвиги и эта любовь заканчиваются браком, но на том лишь условии, что герцогиня никогда не будет пытаться узнать подлинное имя своего мужа. Семь лет дама выполняет это условие, но однажды ненароком обращается к рыцарю с запретным вопросом, и он навсегда покидает ее, уплывая в лодке, влекомой лебедем. Все эти поэмы, совершенно антиисторичные в своей основе, широко используют довольно распространенные в XIII и XIV вв. мифологемы, отразившиеся в частности в «Лоэнгрине» Вольфрама фон Эшенбаха и «Мелюзине» Жана из Арраса.

Следует отметить, что перечисленные поэмы возникали одна за другой четко в обратной последовательности описываемых в них событий. Рукописи, которыми мы располагаем, позволяют проследить процесс сложение цикла. Так, оказалось возможным выявить как самостоятельную часть цикла небольшую поэму из 2432 стихов «Конец Элиаса». Она хорошо стыкуется с поэмой «Отрочество Готфрида», набрасывая в последней лессе содержание этой поэмы. Здесь говорится об Иде, дочери Элиаса и Беатрисы, от которой должны появиться на свет три брата, основные протагонисты следующих поэм.

Таким образом, цикл складывается из следующих поэм: «Рождение Рыцаря с лебедем», «Рыцарь с лебедем», «Конец Элиаса», «Отрочество Готфрида», «Песнь об Антиохии», «Пленники», «Песнь об Иерусалиме». На рубеже XIII и XIV вв. возникает ряд продолжений «Песни об Иерусалиме», опять-таки в той или иной мере базирующиеся на исторических данных («Корбаран», «Взятие Акры», «Смерть Готфрида», «Песнь о королях Бодуэнах»).

В XIV столетии создается обширная суммарная переработка ранее созданных поэм (более 30 000 стихов), к которой тут же дописываются продолжения, имеющие квазиисторический характер в том смысле, что для многих эпизодов отыскиваются реальные исторические соответствия, другие же оказываются чисто вымышленными и созданными по имеющимся повествовательным моделям (это вообще характерно для эпических поэм, возникших достаточно поздно). Продолжения — это поэмы «Бодуэн де Себурк», «Бульонский бастард» и «Саладин» (последняя поэма дошла только в прозаической версии XV в.). Этот цикл называется обычно «Вторым циклом крестовых походов». Здесь основными персонажами выступает второе поколение крестоносцев — Бодуэн де Себурк (кузен Бодуэна I, короля Иерусалимского), Бульонский бастард (незаконный сын Бодуэна Бульонского, брата Готфрида, основного героя первого цикла) и т.д.

***

«Элиокса» (Elioxe)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. По содержанию близка к поэме «Беатриса». Датируется второй половиной XIII в. Это первый вариант «Рождения Рыцаря с Лебедем». Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает 3499 стихотворных строк.

В начале поэмы рассказывается, что король Лотарь, заблудившийся на охоте, повстречал в лесу Элиоксу и женился на ней. Вскоре начинается война с неверными. В это время героиня рожает семерых детей-близнецов и умирает. Свекровь велит унести детей в лес, а вернувшемуся из похода сыну говорит, что его жена родила семь гадюк. Детей воспитывает отшельник. Они носят золотые цепи. Спустя семь лет детей находят в лесу; мать короля велит снять с них цепи, при этом одна из них ломается. Шесть мальчиков превращаются в лебедей, цепь на девочке остается, так как ее не заметили. Девочка зовет на помощь отшельника. Королю открывают правду, он велит вернуть лебедям цепи, и они приобретают человеческий облик. Лишь один, чья цепь сломана, остается лебедем. Он вечно сопровождает одного из братьев, остальные отправляются на поиски приключений. Рыцарь с Лебедем прибывает в Нимвеген.

 

«Беатриса» (Beatrix)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Является вторым, более поздним вариантом начала цикла, называемого обычно «Рождение Рыцаря с лебедем» (первый вариант — поэма «Элиокса»). Поэма датируется концом XIII в. Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом, насчитывает 3196 стихотворных строк.

Открывается поэма описанием бракосочетания короля Орианта и королевы Беатрисы. От этого брака появляются на свет семь близнецов — шесть мальчиков и девочка. Свекровь Беатрисы Матабрюна, обладающая натурой злобной, велит слуге унести детей в лес и убить, сыну же объявляет, что его жена родила семерых щенков и потому достойна смерти. Слуга не решается убить детей и просто оставляет их в лесу; их находит отшельник, который их воспитывает. Беатриса томится в тюрьме. Спустя несколько лет слуга встречает детей в лесу (у каждого из них на шее серебряная цепь); он рассказывает об этом Матабрюне. Та велит поймать детей, а цепи переплавить. Но находят лишь шестерых. Дети превращаются в лебедей. Через 15 лет решают наконец казнить Беатрису, если кто-либо не выступит в ее защиту. Для этого посылают к отшельнику за оставшимся у него сыном Беатрисы, Элиасом. По велению ангела он сражается за честь матери, побеждает, освобождает Беатрису и пытается вернуть человеческий облик братьям и сестре. Но один из братьев, чья цепь была переплавлена (остальные утаил ювелир), остается лебедем. Элиас мстит Матабрюне и уплывает в ладье, влекомой лебедем. После поединка с братом Матабрюны он прибывает в Нимвеген.

Общее название двух поэм — «Беатрисы» и «Элиоксы»: «Рождение Рыцаря с Лебедем» «Naissanse du Chevalier au Cygne»

 

«Рыцарь с Лебедем» (Chevalier au Cygne)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Датируется XIII в. Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает (с дополнениями) 5227 стихотворных строк.

Поэма начинается рассказом о том, как Рыцарь с Лебедем появился в Нимегене, при дворе императора Оттона. Он вступается за герцогиню Бульонскую, владения которой захватил герцог Ренье Саксонский. Начинается поединок, в котором герой побеждает. Герцогиня Бульонская уходит в монастырь, а ее дочь Беатриса выходит замуж за Рыцаря с Лебедем. У них должна родиться дочь. Герой поэмы успешно сражается с саксами, пытающимися отомстить за смерть герцога Ренье. Война с саксами длительна и жестока. Наконец, с помощью императора Оттона саксы окончательно разбиты. Тем временем у Беатрисы родится дочь Ида. По условиям брака, Беатриса не должна спрашивать у мужа его имя. Когда, спустя семь лет после рождения дочери, она все же делает это, Рыцарь с Лебедем, попросив разрешения у Оттона, покидает двор. Беатриса правит своим герцогством одна.

 

«Конец Элиаса» (Fin I'Elias)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Датируется XIII в. Поэма написана двенадцатисложным рифммофанным стихом; насчитывает 2432 стихотворных строки.

После краткого пересказа предшествующей истории Рыцаря с Лебедем поэма повествует о том, как Элиас взял в жены Беатрису, как он прибыл к крепости Ильфор и был узнан матерью, увидевшей его с башни. Следуют чудесные знамения и манипуляции, чтобы Рыцарь-Лебедь превратился в юношу. Ему дают имя Эсмерет. Элиас живет один в специально построенном замке. Затем к нему приезжают жена и дочь Ида, будущая мать Бодуэна, Евстафия и Готфрида.

 

«Рыцарь с Лебедем и Готфрид Бульонский» (Le Chevalier au Cygne et Godefroid de Bouillon)

Поздняя переработка Первого цикла Крестовых походов. Датируется серединой XIV в. Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает 35180 стихотворных строк.

Поэма является изложением (нередко с прямыми цитатами) поэм: «Рождение Рыцаря с Лебедем», «Рыцарь с Лебедем», «Песнь об Антиохии», «Пленники», «Песнь об Иерусалиме», «Крещение Корбарана», «Взятие Акры», «Смерть Готфрида».

 

«Жеста Рыцаря с Лебедем» (Geste du Chevalier au Cygne)

Этот поздний свод поэм, посвященных основным событиям, о которых рассказывалось в Первом цикле Крестовых походов, не сохранился (если он вообще существовал). Мы располагаем его прозаической обработкой, выполненной в 1465-1473 гг. неким Берто де Виллебремом (Berthault de Villebresme); о нем известно лишь, что его семья принадлежала к окружению герцога Карла Орлеанского, знаменитого поэта.

По содержанию эта обработка соответствует поэмам «Рождение Рыцаря с Лебедем», «Рыцарь с Лебедем», «Конец Элиаса» и «Отрочество Готфрида».

 

«Отрочество Готфрида» (Enfances Godefroid)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Датируется XIII в.

Текст поэмы сохранился в составе очень большого числа рукописей — из парижской Национальной библиотеки (№№ 12558, 786, 795, 1621, 12569), библиотеки Арсенала (№ 3139), Британского Музея (Royal 15 Е VI, Add. 36615), городской библиотеки Берна (№№ 320, 627) и туринской Национальной библиотеки (№ L III 25). Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает (в отдельных рукописях) до 6000 стихотворных строк (в издании — 5213 строк).

Поэма рассказывает о молодых годах Готфрида Бульонского, сына Иды. В 15 лет он был возведен в сан рыцаря и отличился при императорском дворе справедливостью и храбростью. Тем временем старая сарацинская волшебница Калабра, мать Корбарана, видит на небе предзнаменование: в Святую землю должен явиться герцог Бульонский в сопровождении двух братьев и завоюет Никею, Антиохию и Иерусалим. Сарацин Сорнумарант отправляется в Европу, чтобы убить герцога Бульонского. Он проезжает через ряд европейских стран и попадает в аббатство Сен-Трон, где знакомится с Готфридом, но не убивает его, а находит с ним общий язык.

 

«Песнь об Антиохии» (Chanson d'Antioche)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Приписывается труверу Грендору из Дуэ, который якобы переработал более раннюю поэму, написанную Пилигримом Ришаром. Датируется концом XII в.

Текст поэмы сохранился в составе девяти рукописей — из парижской Национальной библиотеки (№№ 12558, 786, 795, 1621, 12569), библиотеки Арсенала (№ 3139), Британского Музея (Add. 36615), городской библиотеки Берна (№ 320) и туринской Национальной библиотеки (№ L III 25). Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает (в зависимости от рукописи) до 10000 стихотворных строк.

Поэма подробно рассказывает о проповеди Петра Пустынника, отбытии крестоносных отрядов, их пути на Восток. В Константинополе у крестоносцев возникает конфликт с коварным византийским императором Алексеем, однако ссора заканчивается примирением. Двигаясь от Константинополя к Антиохии, крестоносцы берут штурмом Никею, затем участвуют в сражении при Дорилее. Во время похода происходит ссора между Бодуэном и Танкредом, затем их примирение. Войска Бодуэна берут Эдессу, а их глава довольно поспешно женится на дочери местного сеньора. Затем очень подробно рассказывается об осаде Антиохии. Мусульмане оказывают крестоносцам отчаянное сопротивление, но вынуждены сдать город. Однако подошедшая армия сарацина Корбарана (Кербоги) в свою очередь осаждает Антиохию. В решительном сражении у стен города крестоносцы одерживают победу. Многие из сарацин принимают крещение.

 

«Пленники» (Les Chetifs)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Авторство приписывается Грендору из Дуэ. Датируется концом XII в.

Текст поэмы сохранился в составе большого числа рукописей — из парижской Национальной библиотеки (№№ 12558, 786, 795, 1621, 12569), из библиотеки Арсенала (№ 3139), из городской библиотеки Берна (№ 320), из Британского Музея (Add. 36615), из оксфордской Бодлеянской библиотеки (Hatton 77) и из туринской Национальной библиотеки (№ L III 25). Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает (в сводном тексте) более 6000 стихотворных строк (основная рукопись имеет 4101 строку).

В поэме рассказывается о приключениях пяти франкских рыцарей после сражения при Антиохии. Они попадают в руки Корбарана. Особой храбростью в попытках обрести свободу отличаются Ришар де Шомон и Бодуэн де Бове; им удается вырваться из рук врага, для этого они вступают в поединок с гигантами Голиафом и Соргале. Другим приходится сражаться с драконом, львами, гигантской обезьяной, бандой бандитов и т.д. Они направляются в Иерусалим и по пути побеждают сарацина Корнумарана. Тот готовится к новой битве.

 

«Песнь об Иерусалиме, или Завоевание Иерусалима» (Chanson de Jerusalem, ou Conquete de Jerusalem)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Приписывается труверу Грендору из Дуэ. Датируется рубежом XII и XIII вв.

Текст поэмы сохранился в составе десяти рукописей — из парижской Национальной библиотеки (№№ 12558, 786, 795, 1621, 12569), библиотеки Арсенала (№ 3139), Британского Музея (Royal 15 Е VI, Add. 36615), городской библиотеки Берна (№ 320) и туринской Национальной библиотеки (№ LIII 25). Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает 9135 стихотворных строк.

Поэма очень подробно и с большими отклонениями от исторической правды рассказывает о взятии крестоносцами Иерусалима. В этом штурме особенно отличается Тома де Марль, сир де Куси, который становится едва ли не главным героем поэмы. В войне принимает большое участие сарацин Корбаран.

 

«Крещение Корбарана» (Chretienete Corbaran)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Датируется концом XII в.

Текст поэмы сохранился в составе трех рукописей — из парижской Национальной библиотеки (№ 12569), библиотеки Арсенала (№ 3139) и Британского Музея (Add. 36615). Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает 1474 стихотворных строки.

Поэма рассказывает о пребывании франков на Востоке, об их сожалениях в связи с понесенными утратами. Тем временем сарацин Корбаран принимает решение креститься и отправляется в Иерусалим. Там он принимает христианство вместе со своими племянниками, те в свою очередь крестят и всех своих подданных. Мать Корбарана Калабра, известная волшебница, бежит в Акру и рассказывает султану об обращении сына. Армия султана движется к Иерусалиму, но разбита франками. Тем не менее противостояние двух армий продолжается. О дальнейшем рассказывается в поэме «Взятие Акры».

 

«Взятие Акры» (Prise d'Acre)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов, входит во вторую «ветвь» продолжений «Песни об Иерусалиме». Датируется серединой XIV в.

Текст поэмы сохранился в составе двух рукописей — из парижской Национальной библиотеки (N 12569) и из Британского Музея (Add. 36615). В первой из этих рукописей за этой поэмой сразу же следуют поэмы «Смерть Готфрида» и «Песнь о королях Бодуэнах». Так что наша поэма выделена как самостоятельное произведение несколько искусственно. Поэма написана рифмованным двенадцатисложным стихом, насчитывает 1881 стихотворную строку.

Поэма рассказывает о подвигах Готфрида Бульонского и его баронов в Палестине, об их походе на Акру. Их противников, сарацин, возглавляет Додекин Дамасский, советник султана. С Додекином вступает в поединок Танкред, побеждает его и отпускает в Акру. По дороге туда Додекин встречает сарацина Корбарана, принявшего христианство, и его сестру Матруану. Между ней и Готфридом вспыхивает любовное чувство. Тем временем военные действия продолжаются; на подмогу к Танкреду прибывает его дядя Боэмунд. Танкред снова сражается с Додекином и снова побеждает. Акру берут штурмом, ее защитники сдаются и принимают крещение. Празднуется свадьба Готфрида и Матруаны.

 

«Смерть Готфрида» (Mort Godefroi)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Датируется XIII в.

Текст поэмы сохранился в составе единственной рукописи из парижской Национальной библиотеки (№ 12569). Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает 1540 стихотворных строк.

Поэма посвящена судьбе крестоносцев на Востоке. Их группа решает вернуться на родину. Туда отправляются Готфрид, Евстафий и др. По дороге они навещают в Риме папу. Готфрид возвращается в Акру, где заболевает. По выздоровлении он отражает нападение сарацин, во время которого в плен попадает Боэмунд Сицилийский. Готфрид оказывается предательски отравлен Ираклием, патриархом Иерусалимским. Тело Готфрида предают земле перед гробом Господнем. Войну продолжают Танкред и Боэмунд. В конце концов они оставляют Иерусалим. В конце поэмы рассказывается о смерти Корбарана.

 

«Песнь о королях Бодуэнах» (Chanson des Rois Baudouin)

Поэма из Первого цикла Крестовых походов. Датируется XIII в.

Текст поэмы сохранился в составе единственной рукописи из парижской Национальной библиотеки (№ 12569). Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом; насчитывает 3357 стихотворных строк.

В поэме рассказывается о примирении Бодуэна и Танкреда, их вступлении в Иерусалим. Они наказывают патриарха Ираклия, убийцу Готфрида. На Иерусалим наступает армия султана. Король Бодуэн попадает в плен. Его дочь Беатрису посылают султану. Бодуэн заболевает и затем умирает. Его хоронят рядом с Готфридом. Умирают Танкред и Боэмунд. В Палестину приезжает Бодуэн де Себурк, кузен Бодуэна. В конце поэмы рассказывается о новых войнах с сарацинами, которых теперь возглавляет Саладин.

 

«Бодуэн де Себурк» (Baudouin de Sebourc)

Поэма из Второго цикла Крестовых походов. Датируется второй половиной XIV в.

Текст поэмы сохранился в составе двух рукописей парижской Национальной библиотеки (№№ 12552, 12553). Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом, насчитывает 26124 стихотворных строки.

В поэме рассказывается о кузене Готфрида Бульонского, Бодуэне. Он отправляется в Палестину, куда коварный предатель увлек в свое время его отца, чтобы там его погубить и затем жениться на его вдове. Герой претерпевает на Востоке немалые трудности, не раз оказывается на краю гибели, но в конце концов добивается успеха и мстит за смерть отца. В дальнейшем он становится королем Иерусалима.

 

«Бульонский Бастард» (Bastard de Bouillon)

Поэма из Второго цикла Крестовых походов. Датируется серединой или второй половиной XIV в. (1360-1370).

Текст поэмы сохранился в единственной рукописи парижской Национальной библиотеки (№ 12552), которая содержит также текст поэмы «Бодуэн де Себурк». Поэма написана двенадцатисложным рифмованным стихом, насчитывает 6546 стихотворных строк.

Поэма рассказывает о войнах с сарацинами Бодуэна Бульонского, короля Иерусалима. Он отвоевывает у неверных крепость Рошбрюн, идет походом на Мекку. На этом фоне разворачиваются его любовные отношения с сарацинской принцессой Синамондой, принимающей затем христианство. Во время этих походов Бодуэн и его спутники попадают в феерическую страну. Пока он там находится, Синамонда рожает сына — Бульонского Бастарда. Тем временем престол Бодуэна захватывает его сын Орри. Сын Синамонды подрастает. Он неизбежно вступает в соперничество с Орри и в конце концов его убивает как предателя. За это он изгоняется из Иерусалима. Он сражается с войском сарацин, переживает всяческие приключения, рискует жизнью и т.д. В конце поэмы Бодуэн умирает, и его бароны посылают вестников к его матери Иде и брату Евстафию.

 

«Саладин» (Saladin)

Поэма, завершающая Второй цикл Крестовых походов. Является продолжением поэмы «Бульонский бастард». Сохранились только две прозаические редакции поэмы, представленные рукописями из библиотеки Арсенала (№ 5208) и парижской Национальной библиотеки (№ 12572). Датируется XIV в.

Поэма рассказывала о подвигах султана Саладина вплоть до его смерти в одном из сражений около Дамаска. В поэме были эпизоды, повествующие о посещении Саладином Франции, где он снискал любовь французской королевы.

Источник: 

Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики.— М.: «Наследие», 1995