ЛУИДЖИ ПУЛЬЧИ (LUIGI PULCI, 1432—1484). Флорентийский поэт, принадлежал к кругу Лоренцо Медичи, автор сонетов, шутливой поэмы «Бека из Дикомано», в подражание идиллии Медичи «Ненча из Барберино», поэмы «Турнир». Главное его произведение — ироикомическая поэма «Моргант» (1478—1480; второе расширенное издание «Большой Моргант»—1483), описывающая рыцарские приключения.
* * *
Луиджи Пульчи (Luigi Pulci, 1432—1484) — итальянский поэт. Родился во Флоренции, был приближенным Лоренцо Медичи, выполнял его дипломатические поручения в различных городах Италии. Как поэт Пульчи во многом близок народной поэзии, формы и мотивы которой он культивировал с большим искусством. Подобно Буркьелло, он тяготел к буфонному реализму, его плебейски-сочный грубоватый юмор во многом предвосхищает манеру Ф. Рабле, на которого Пульчи оказал несомненное влияние. Сюжет своего крупнейшего создания — поэмы в 28 песнях «Большой Моргант» («Morgante Maggiore», 1482—1483 гг.), Пульчи в значительной мере заимствовал из произведений итальянских уличных сказителей, так называемых кантасториев, развлекавших народ рассказами о подвигах героев каролингского эпоса и романов артурова цикла. Вслед за народными певцами Пульчи повествует о вражде между родом Кьяромонте, к которому принадлежит Орландо (Роланд) и его двоюродный брат Ринальдо, и родом Маганца, представителем которого выступает презренный предатель Гано (Ганелон). Поэма завершается описанием Ронсевальской битвы и мести Карла за гибель Роланда. Наряду с образами традиционных эпических героев, в характеристику которых подчас внесены буффонно-юмористические черты (император Карл рисуется глуповатым стариком, Ринальдо — болтуном и кутилой и пр.), Пульчи выводит комические фигуры преданного Роланду добродушного великана Морганта и его неразлучного спутника Маргутта, плута, развратника, обжоры и богохульника, на совести которого лежат все семь смертных грехов. С этими фигурами и связан преимущественно буфонный элемент поэмы, который, впрочем, неизменно проявляется и в самой художественной манере Пульчи, склонного к гротескной гиперболизации изображаемых событий или к разрушению иллюзии читателя путем введения в серьезное повествование неожиданной насмешки, задорной шутки. Нагнетение буфонного элемента в поэме связано как с ироническим отношением Пульчи к феодально-католическим ценностям, так и с тем радостным жизнелюбием, которое у Пульчи, как и у Рабле, выступает в формах веселой народной буффонады.